2. Повышение автономности транспортных средств
Мировой рынок систем помощи водителю при движении, а также систем автономного вождения развивается под воздействием следующих предпосылок:
строгое государственное регулирование требований безопасности, подразумевающее включение систем активной безопасности в необходимые критерии при сертификации уровня безопасности автомобиля;
ужесточающиеся регуляторные требования в отношении выбросов углекислого газа, а также совершенствование стандартов экономии топлива, что стимулирует автопроизводителей искать пути оптимизации режимов движения и взаимодействия автомобилей в транспортном потоке за счет включения систем полуавтономного и автономного вождения;
спрос на более совершенные технологии со стороны потребителей, включающие такие преимущества, как общее повышение безопасности водителя, высвобождение времени водителя, дополнительные опции для людей с ограниченными возможностями и людей пожилого возраста и другие.
Для Российской Федерации особую значимость имеет развитие технологий автономного вождения для решения проблем повышения мобильности лиц с ограниченными возможностями, а также для обеспечения связанности малозаселенных территорий, в том числе районов Крайнего Севера и Арктики.
Повышение автономности транспортных средств требует решения вопросов повышения кибербезопасности, в том числе защиты от хакерских и террористических атак, связанных со взломом интеллектуальных транспортных систем и автономных автомобилей, в целях скоординированного нарушения дорожного движения и провоцирования массовых столкновений, а также регулирования прав собственности и управления данными при разработке систем автономного вождения для устранения рисков неправомерного использования данных.
Серьезным вызовом является распределение ответственности при движении автономных автомобилей по дорогам общего пользования. Необходимо предусмотреть постепенный переход ответственности за дорожно-транспортное происшествие от водителя к производителю при повышении степени автономности транспортного средства с учетом установленных причин дорожно-транспортного происшествия (ошибки присутствующего на борту водителя, техническая неисправность систем транспортного средства, хакерская атака и др.).
Технологии автономности предполагают полное или частичное замещение водителя, для чего необходима разработка новой регуляторной среды, связывающая требования в отношении систем автономного вождения и правила дорожного движения. Поправки в статьи 8 и 39 Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 г., вступившие в силу в марте 2016 г., требуют присутствие на борту транспортного средства водителя, который должен быть готов принять на себя функции управления и иметь возможность отключить (включить) режим автономного вождения. Для стимулирования дальнейшего развития технологий полной автономности необходимо внесение дополнительных поправок в указанную Конвенцию для доступа полностью автономных автомобилей на дороги общего пользования.