4. Финансовое состояние отрасли

4. Финансовое состояние отрасли

Автомобильная отрасль в наибольшей степени подвержена влиянию неблагоприятных макроэкономических факторов. Негативная внешнеэкономическая и внешнеполитическая конъюнктура, сложившаяся в последнее время, существенное снижение темпов роста внутренней экономики, волатильность национальной валюты привели к резкому снижению покупательной способности населения и снижению инвестиционной активности, что симметричным образом отразилось в снижении внутреннего спроса на автомобильную продукцию.

Основными антикризисными мероприятиями в 2014 - 2016 годах были программы обновления парка колесных транспортных средств, льготного автокредитования, автолизинга, а также закупки различных видов техники за счет средств федерального бюджета. Общий объем антикризисной поддержки отрасли в этот период составил 113 млрд. рублей. Несмотря на беспрецедентные меры поддержки, объемы производства и продаж автомобильной техники в последние годы сокращаются. Недозагруженность производственных мощностей существенно сказывается на финансовых результатах деятельности предприятий. Накопленный убыток отрасли за 3 года составляет более 130 млрд. рублей.

Происходит переоценка средне- и долгосрочных прогнозов развития российского автомобильного рынка. Вместе с тем процесс реструктуризации отрасли, включающий сокращение избыточных мощностей и переориентацию поставок на внешние рынки, является болезненным для сложившихся бизнес-моделей автомобильных компаний. Недозагрузка производственных мощностей негативно влияет на финансовые результаты отрасли и конкурентоспособность выпускаемой продукции. Международные автоконцерны покрывают убытки за счет прибыли от продаж на растущих рынках других стран.

Государственная монетарная поддержка внутреннего спроса в текущей экономической обстановке не окажет существенного стимулирующего воздействия на рынок. Стабилизация макроэкономической конъюнктуры, насыщение отложенного спроса, отсутствие стимулов для реструктуризации и консолидации автопроизводителей делают дальнейшее финансирование мер стимулирования внутреннего спроса все менее эффективным.