7. Социальная политика
Государственное регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства не может осуществляться без анализа и прогнозирования социальных последствий принимаемых решений.
При формировании сбалансированной системы работы коммунального комплекса особое внимание уделяется защите граждан от чрезмерного роста расходов на коммунальные услуги. С этой целью разработаны механизмы регулирования предельного роста совокупного платежа граждан за коммунальные услуги.
Для регулирования совокупного платежа граждан за жилищно-коммунальные услуги приняты меры, направленные на исключение необоснованного роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги, за счет утверждения Правительством Российской Федерации (с учетом прогноза социально-экономического развития) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации (далее - индексы изменения размера платы в субъектах Российской Федерации) на период с 1 июля 2014 г. по 2018 год включительно.
В рамках реализации указанных мер в Российской Федерации определены:
принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы) и индексов изменения размера платы в субъектах Российской Федерации;
основания и порядок изменения предельных индексов и индексов изменения размера платы в субъектах Российской Федерации в течение периода их действия;
порядок мониторинга и контроля за соблюдением предельных индексов и индексов изменения размера платы в субъектах Российской Федерации;
основания и порядок согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований;
основания и порядок выплаты компенсаций организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с изменениями предельных индексов и индексов изменения размера платы в субъектах Российской Федерации;
порядок опубликования решений об установлении предельных индексов и индексов изменения размера платы в субъектах Российской Федерации, а также информации о результатах контроля за применением указанных индексов и государственного жилищного надзора в части предупреждения, выявления и пресечения нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации").
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2014 г. N 2222-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2015 - 2018 годы.
Основными причинами принятия решений по превышению установленных ограничений предельного размера платы граждан за коммунальные услуги являются:
необходимость доведения уровня оплаты коммунальных услуг населением до 100 процентов экономически обоснованного уровня тарифов;
доведение тарифов до экономически обоснованного уровня;
необходимость реализации мероприятий, направленных на развитие коммунальной инфраструктуры, а также включение в тарифы регулируемых организаций инвестиционной составляющей.
Также причинами принятия указанных решений является введение новых нормативов потребления коммунальных услуг и установление дифференцированных нормативов потребления коммунальных услуг. При этом изменение указанных нормативов обусловлено прежде всего необходимостью приведения решений об установлении нормативов потребления коммунальных услуг, принятых ранее органами местного самоуправления муниципальных образований на искусственно заниженном уровне, в соответствие с требованиями законодательства.
Максимальная эффективность государственной поддержки достигается за счет обеспечения ее адресности, то есть путем предоставления субсидий наиболее нуждающимся гражданам. При этом предполагается выработка системы проверки сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на получение субсидии, предоставляющая возможность учитывать не только наличие денежного (натурального) дохода гражданина, но и его реальное материальное положение, а также разработка системы административной ответственности за предоставление недостоверных сведений при подаче заявления о предоставлении субсидии.
Гражданам, имеющим низкие доходы, в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляются адресные субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Кроме того, отдельным категориям граждан могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Предусматривается упрощение процедуры получения субсидий, а также в отдельных исключительных случаях - смягчение ограничений по предельной площади жилого помещения, в отношении которой рассчитывается субсидия.
Оценка реализации задачи обеспечения доступности жилищно-коммунальных услуг осуществляется с использованием такого показателя, как доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в потребительских расходах домохозяйств.
Таким образом, на федеральном уровне приняты решения, гарантирующие гражданам умеренный рост размера платы за коммунальные услуги с учетом региональных особенностей и позволяющие субъектам Российской Федерации в свою очередь принимать решения, необходимые для сдерживания роста такой платы, а также своевременно и легитимно планировать бюджетные расходы в части дополнительных субсидий по оплате коммунальных услуг на очередной финансовый год.