II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

II. Обоснование целесообразности решения
проблемы программно-целевым методом

Эффективное решение существующих проблем возможно только в рамках программно-целевого подхода, так как:

мероприятия федеральной целевой программы "Юг России (2008 - 2012 годы)" (далее - Программа) будут носить межотраслевой и межсубъектный характер и потребуют согласованных действий различных министерств и ведомств;

в рамках Программы предполагается реализация общественно значимых капиталоемких проектов, связанных с задачами развития государственно-частного партнерства и преимущественно направленных на снятие инфраструктурных ограничений для развития бизнеса и социальной сферы. Решение данного вопроса на региональном уровне ограничивается дотационным характером бюджетов большинства регионов (обеспеченность собственными доходами в среднем по Южному федеральному округу составляет около 48 процентов). Привлечение инвестиций для финансирования данных проектов в настоящее время ограничивается как неразвитостью нормативной правовой и организационной базы, так и проблемами обеспечения безопасности ведения бизнеса на территории республик Северного Кавказа;

мероприятия в рамках Программы будут направлены на реализацию федеральных приоритетов на юге России (обеспечение занятости населения, развитие агропромышленного и промышленного комплексов, развитие туристско-рекреационного комплекса);

разработка и реализация мероприятий в рамках решения существующих проблем потребует внедрения принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат, что особенно актуально для республик Южного федерального округа.

С 2002 по 2007 год решение задач по развитию субъектов Южного федерального округа осуществляется в соответствии с федеральной целевой программой "Юг России". За счет средств федерального бюджета с 2002 по 2006 год на реализацию этой программы было направлено 11003,7 млн. рублей.

По итогам реализации федеральной целевой программы "Юг России" за 2002 - 2006 годы введены в эксплуатацию 281 объект и пусковой комплекс, в том числе в 2002 году - 55 объектов и пусковых комплексов, в 2003 году - 78 объектов и пусковых комплексов, в 2004 году - 57 объектов и пусковых комплексов, в 2005 году - 48 объектов и пусковых комплексов, в 2006 году - 43 объекта, среди них:

введено в эксплуатацию 366,8 км водоводов, что решает вопросы обеспечения качественной питьевой водой населения и увеличения мощности и надежности систем водоснабжения;

проложено 115,8 км трубопроводов, построено более 2483 км газопроводов и газораспределительных сетей для обеспечения газом жителей сельской местности;

введено в эксплуатацию и реконструировано 26,8 км канализационных коммуникаций;

введено в эксплуатацию 38 школ, 29 объектов здравоохранения, 8 спортзалов;

введено в эксплуатацию 7,44 км ЛЭП 10 кВ, смонтировано 39 АТС в 24 сельских районах;

введена в эксплуатацию подъездная железная дорога протяженностью 48,4 км к порту Оля в Астраханской области.

Для завершения строительства и ввода в эксплуатацию объектов, связанных с развитием образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и туристско-рекреационного комплекса, срок действия федеральной целевой программы "Юг России" был продлен на 2007 год с объемом финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в размере соответственно 4956,8 млн. рублей и 1995,4 млн. рублей.

До конца 2007 года в результате реализации этой программы планируется обеспечить ввод 5560 школьных ученических мест, 963 коек в медицинских стационарах, 103,6 км газопроводов и 303,8 км водопроводов, а также ряда объектов туристско-рекреационного комплекса в Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Краснодарском и Ставропольском краях.

В целом реализация мероприятий федеральной целевой программы "Юг России" позволила создать базовые условия, необходимые для социально-экономического развития, однако не обеспечила комплексное социально-экономическое развитие Южного федерального округа, формирование сбалансированной экономики. В первую очередь это связано с тем, что в рамках указанной программы:

не был создан механизм привлечения внебюджетных средств для финансирования мероприятий в сфере промышленности, агропромышленного и туристско-рекреационного комплексов, развития инженерной инфраструктуры;

не были созданы условия для роста доходов бюджетов субъектов Южного федерального округа, что обусловило недостаточные объемы финансирования указанной программы за счет средств бюджетов субъектов Южного федерального округа и муниципальных образований.

В 2006 году на территории Южного федерального округа действовало 28 федеральных целевых программ и подпрограмм. Кроме того, вопросы развития юга России решаются в рамках финансирования за счет непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы, Федерального фонда регионального развития, а также инвестиционных средств Российского акционерного общества "ЕЭС России", открытого акционерного общества "Российские железные дороги", открытого акционерного общества "Газпром" и иных источников.

Мероприятия, запланированные для реализации в рамках указанных программ, не обеспечивают в полной мере реализацию ключевых проектов по формированию инфраструктуры, способной создать благоприятные условия для привлечения на территории частных инвестиций.

В связи с этим в дополнение к действующим программам предлагается разработать и реализовать Программу, которая позволит скоординировать усилия на решении острых социальных проблем и обеспечении экономического роста в регионах Южного федерального округа.