4. Развитие эталонной базы Российской Федерации

4. Развитие эталонной базы Российской Федерации

Целью Стратегии в области развития эталонной базы является сохранение Российской Федерацией лидирующих позиций (в первой тройке стран) по количеству зарегистрированных калибровочных и измерительных возможностей во всех основных видах измерений.

При планировании развития эталонной базы необходимо учитывать не только первоочередные потребности совершенствования системы обеспечения единства измерений в Российской Федерации, но и стратегические направления, разработанные консультативными комитетами Международного комитета мер и весов и их рабочими группами на основе анализа тенденций и прогноза мировых потребностей в метрологической продукции и услугах.

Для сохранения позиций Российской Федерации в мировом метрологическом сообществе, в первую очередь в группе промышленно развитых стран, также необходимо расширить сеть российских научных организаций как уполномоченных институтов, обладающих эталонной аппаратурой высокого уровня, оснащение которой государственных научных метрологических институтов Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии экономически нецелесообразно. Эти институты будут представлять в международном метрологическом сообществе те области измерений, в которых у Российской Федерации наблюдается отставание от мирового уровня.

В краткосрочной перспективе, а также в условиях реализации сценария экономического развития (описание сценариев развития экономики и вариантов реализации Стратегии приведено в подразделе 1 раздела VI Стратегии) по первому варианту (умеренно-оптимистический, базовый) требования к эталонной базе по количественному и качественному составу должны определяться исходя из точностных требований, необходимых для создания и развития национальной инновационной системы. В краткосрочной и среднесрочной перспективе для обеспечения приоритетов социально-экономического развития, обороноспособности и национальной безопасности Российской Федерации необходима база государственных первичных эталонов, соответствующая уровню эталонной базы промышленно развитых стран.

Такой подход позволяет установить предельное число государственных первичных эталонов, определить формат использования первичных референтных методик.

Следует довести средний возраст эталона (время от момента последней модернизации) до соответствующего значения в промышленно развитых странах - 5 - 7 лет. Также необходимо наращивание количества стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов до количества, применяемого в промышленно развитых странах (около 30 тыс. типов в Германии).

При реализации сценария экономического развития по второму варианту (инерционный) требования к эталонной базе по количественному и качественному составу должны определяться на основе подходов, обеспечивающих повышение эффективности государственных первичных эталонов при выполнении задач обеспечения единства измерений в определенной отрасли национальной экономики. При принятии решения о создании эталона за счет средств государственного бюджета должна проводиться оценка экономической эффективности и востребованности.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе требования к эталонной базе по количественному и качественному составу должны определяться исходя из точностных требований, необходимых для создания национальной инновационной системы. Основу эталонной базы должны составлять государственные первичные эталоны, обеспечивающие научно-технические заделы развития эталонной базы в целом. К таким эталонам относятся эталоны, реализующие воспроизведение единиц физических величин на основе фундаментальных физических констант и природных констант.

Для повышения эффективности государственных эталонов единиц величин рекомендуется при их создании и модернизации, проводимых на основе современных научных подходов и элементной базы, ориентироваться на создание эталонных комплексов, обеспечивающих воспроизведение нескольких единиц различных физических величин и реализацию нескольких схем прослеживаемости (комплексирование).

При этом в государственных научных метрологических институтах следует изготавливать не только государственные первичные эталоны, но и государственные эталоны высокого уровня, предназначенные для передачи в государственные региональные центры метрологии.

Государственные первичные эталоны в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений" следует изготавливать, как и раньше, за счет средств федерального бюджета. Государственные эталоны, предназначенные для передачи в государственные региональные центры метрологии, целесообразно изготавливать за счет таких средств внебюджетных источников, как доходы от осуществления этими центрами коммерческой деятельности.

Оснащение государственных региональных центров метрологии современными эталонами необходимо для равномерного обеспечения территории страны сетью метрологических услуг высокого уровня. Выполнение указанных мероприятий особенно актуально в связи с особенностями транспортной логистики для научно-технических и промышленных кластеров, расположенных в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

В ходе эксплуатации эталона, если речь идет о государственном первичном эталоне, периодически должны проводиться оценка востребованности эталона и мониторинг эффективности его применения.

Мониторинг должен проводиться в отношении следующих факторов:

участие эталона в международных сличениях эталонов;

количество измерительных и калибровочных возможностей эталона, представленных в базе данных Международного бюро мер и весов;

количество актов передачи единицы величины эталонам.

Уровень использования импортных технических средств и комплектующих в составе эталонной базы Российской Федерации чрезмерно высок. Установленные зарубежными странами санкции в полной мере выявили риски, связанные с высокой зависимостью отечественной эталонной базы от импорта технических средств и комплектующих.

Для преодоления данной зависимости при выделении государственного бюджетного финансирования на создание и модернизацию эталонов должны быть установлены требования, жестко регламентирующие применение технических средств и комплектующих иностранного производства. Должен быть принят нормативный правовой акт, регламентирующий применение импортных комплектующих при производстве вооружения и военной техники. Например, необходимо разрешить применение импортных комплектующих только при полном отсутствии отечественных аналогов, установив, что доля импортных комплектующих в составе эталона не должна превышать определенной величины, а сами технические средства и комплектующие должны производиться в странах, которые не поддерживают санкции в отношении Российской Федерации.

Данные требования также могут быть отражены в технических заданиях на разработку и модернизацию эталонов.

Необходимо проведение работ по составлению перечня отечественных аналогов зарубежных средств измерений, производимых в настоящее время на отечественных предприятиях, в целях информирования отечественных потребителей о возможностях соответствующей замены импортных средств измерений на отечественные.

При разработке эталонов, обладающих высокой коммерческой востребованностью (расходометрия, учет энергоресурсов), целесообразно переложить часть расходов по созданию и поддержанию эталона на коммерческие структуры.

Использование экономических моделей государственно-частного партнерства при развитии и эксплуатации эталонной базы предусматривает:

передачу государственных эталонов в аренду частным компаниям на условиях, предусмотренных соответствующими договорами;

создание государственных и частных предприятий, обеспечивающих эксплуатацию эталона.

Для реализации данных предложений необходимо разработать и принять соответствующие нормативные правовые акты, не только допускающие государственные корпорации и коммерческие структуры к участию в разработке и эксплуатации государственных эталонов, но и в ряде случаев обязывающие их это делать.