V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

V. Возможные варианты решения проблемы,
оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных
вариантах решения проблемы

Возможными вариантами решения проблем и вызовов для сферы исследований и разработок, в частности, могут являться инерционный и активный варианты.

При инерционном варианте предполагаются отсутствие концентрированных мер, нацеленных на опережающее научно-технологическое развитие и реализацию мероприятий, направленных на формирование благоприятного инновационного климата, существенное ограничение бюджетных расходов на исследования и разработки. Основным преимуществом указанного варианта является отсутствие дополнительного бюджетного финансирования. В то же время существенным риском при реализации этого варианта является ослабление российского сектора исследований и разработок, инновационной системы, исчерпание научно-технологических заделов, технологическое отставание и усиление зависимости экономики от иностранных технологий.

При активном варианте предусматривается концентрация усилий государства на формировании опережающего научно-технологического задела на приоритетных научно-технологических направлениях посредством реализации Программы на 2014 - 2020 годы. Указанный вариант в большей степени соотносится со Стратегией и с рядом важнейших стратегических целей, недостижимых в отсутствие сочетания мер финансового характера с системными мерами, обеспечивающими реформирование и развитие сектора исследований и разработок, заложенными в концепции Программы на 2014 - 2020 годы.

Риски, которые могут возникнуть при реализации активного варианта:

невостребованность созданного в рамках Программы на 2014 - 2020 годы научно-технологического задела отраслями российской экономики. Для минимизации указанного риска необходимо в рамках Программы на 2014 - 2020 годы создать систему межведомственного планирования и формирования тематики исследований, провести комплекс прогнозных исследований и определить приоритеты научно-технологического развития, соответствующие потребностям развития национальной экономики. Мероприятия отраслевых государственных программ, выполняемых Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, а также государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", ответственным исполнителем которой является Министерство экономического развития Российской Федерации, будут способствовать вовлечению полученных результатов в опытно-конструкторские (опытно-технологические) работы и последующему внедрению;

риск неверного (неоптимального) выбора приоритетов, перспективных направлений научно-технологического развития для государственной поддержки. Для минимизации указанного риска необходимо формирование системы среднесрочного и долгосрочного научно-технического прогнозирования, действующей в рамках общей системы технологического прогнозирования, ориентированной на обеспечение перспективных потребностей обрабатывающего сектора экономики, с учетом развития ключевых производственных технологий в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике". Кроме того, в результате проведения мониторинга реализации мероприятий, оценки эффективности и результативности Программы на 2014 - 2020 годы органам управления Программы на 2014 - 2020 годы будет предоставляться необходимая информация для выработки управленческих решений по корректировке и уточнению приоритетных направлений исследований;

недостаточное финансирование исследований и разработок за счет внебюджетных средств. Указанный риск обусловлен в первую очередь выполнением в рамках Программы на 2014 - 2020 годы исследований на докоммерческой стадии, характеризующихся высокими рисками неполучения ожидаемых результатов или неопределенностью технико-экономических показателей научно-технических результатов, что обуславливает невозможность точного планирования сроков их возможной коммерциализации. Для минимизации указанного риска в рамках Программы на 2014 - 2020 годы предусмотрено привлечение представителей потенциальных потребителей результатов к управлению Программой на 2014 - 2020 годы, в том числе к процессу формирования тематики и планирования направлений исследований, привлечение представителей бизнеса на всех стадиях выполнения софинансируемых научно-исследовательских работ, включая стадию приемки работ и планирования направлений использования результатов, создания и реализации механизмов демонстрации и популяризации результатов исследований и разработок (созданного научно-технологического задела) среди потенциальных потребителей результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ, в том числе организацию совместных мероприятий с заказчиками других федеральных целевых программ, а также ответственными исполнителями и соисполнителями государственных программ.

При недофинансировании сферы исследований и разработок при активном варианте будет сдерживаться проведение передовых научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ, а также произойдет устаревание научно-исследовательского оборудования и, как следствие, возникнут технологические риски проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ.

Реализация Программы на 2014 - 2020 годы по активному варианту позволит сконцентрироваться на решении ключевых проблем развития сектора исследований и разработок за счет того, что система ее задач и мероприятий сформирована с учетом выделенных ниже направлений совершенствования государственной политики.

Актуальные проблемы развития сектора исследований и разработок и принципиальные изменения, происходящие в этом секторе, обуславливают необходимость корректировки государственной политики в научно-технологической сфере в рамках следующих базовых направлений:

расширение объемов и развитие форм государственной поддержки исследований и разработок, проводимых на доконкурентных (докоммерческих) стадиях;

ускоренное развитие потенциала прикладной науки, обеспечение эффективного влияния глобально конкурентоспособного сектора исследований и разработок на кадровое и технологическое оснащение отраслей экономики;

формирование системы приоритетов и механизмов их реализации для прорывных научно-технологических работ по отдельным приоритетным направлениям, которые создают основу для обеспечения технологического превосходства, а также повышения технологической восприимчивости экономики к новым глобальным технологическим сдвигам.

Таким образом, сферой ответственности Программы на 2014 - 2020 годы является создание научно-технологического задела прежде всего межотраслевой направленности, основывающегося на системе фундаментальных исследований, а также создание единой инфраструктуры обеспечения сектора исследований и разработок, регулирование и координация его развития.

При этом основные расходы по поддержке опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ и обеспечивающих их прикладных исследований в рамках различных продуктовых программ осуществляются в рамках других федеральных целевых программ, внепрограммных мероприятий и деятельности институтов развития.

Предполагается, что в Программе на 2014 - 2020 годы будет сконцентрирована основная часть задельных исследований, ведущихся в Российской Федерации по тематикам, соответствующим приоритетам развития секторов российской экономики, за исключением ограниченного круга работ, направленных на реализацию конкретных проектов создания продукции и технологий в рамках отраслевых федеральных целевых программ и иных проектов и программ.