XII. Предложения по направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы на 2014 - 2020 годы на вариантной основе

XII. Предложения по направлениям финансирования,
срокам и этапам реализации Программы на 2014 - 2020 годы
на вариантной основе

Потребность в ресурсном обеспечении Программы на 2014 - 2020 годы рассчитана исходя из оценки программных мероприятий по направлениям финансирования и задачам по годам.

Предполагается постепенное развитие сектора создания научно-технологического задела, прежде всего за счет повышения квалификации исследователей, эффективности стимулирования (увеличение доходов и создание лучших условий работы) и усиления научной конкуренции (привлечение в науку наиболее талантливых исследователей). Одновременно осуществляется ускоренное наращивание в государственных академиях наук, в вузах, национальных исследовательских центрах и в других исследовательских структурах научных мощностей в сфере поисковых и прикладных проблемно ориентированных исследований, обеспечивающих эффективное использование результатов фундаментальных работ, и достижение практических результатов (научно-технологического задела), используемых уже коммерческим сектором инновационной системы и промышленностью. При этом государственная поддержка задельных работ концентрируется в основном на приоритетных направлениях развития секторов российской экономики.

Важную роль в расширении круга научно-исследовательских работ, реализуемых в рамках Программы на 2014 - 2020 годы, должна сыграть координация их тематики с программами инновационного развития компаний с государственным участием, стратегическими программами исследований технологических платформ и другими инструментами стимулирования перспективных исследований. Расширение исследований по направлениям создания научно-технологического задела и прикладных проблемно ориентированных исследований в рамках Программы на 2014 - 2020 годы будет стимулировать привлечение научных организаций, вузов, национальных исследовательских центров к реализации корпоративных заказов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские (опытно-технологические) работы.

В отношении пропорции средств федерального бюджета и внебюджетных средств, направляемых на финансирование исследований (без расходов на создание единой инфраструктуры сектора исследований и разработок), предполагается, что для прикладных проблемно ориентированных работ соотношение бюджетных и внебюджетных средств должно ориентировочно в среднем составить 1:0,25.

Необходимо отметить, что выполняемые в рамках Программы на 2014 - 2020 годы работы ограничиваются докоммерческой стадией - разработкой и испытаниями демонстрационных или экспериментальных образцов продукции (материалы, изделия, оборудование), разработкой рекомендаций по созданию технических нововведений (прикладные научно-исследовательские работы). Целесообразность государственной поддержки исследований этой стадии обусловливается отсутствием других инструментов (субъектов) их финансирования вследствие высоких рисков невыполнения, неопределенности результатов и сроков их возможной коммерциализации. В этой связи требование к привлечению внебюджетного софинансирования не может быть установлено как обязательное для всех проектов, выполняемых в рамках Программы на 2014 - 2020 годы. Основной объем средств из внебюджетных источников привлекается по проектам, выполняемым в рамках государственно-частного партнерства, а также по проектам, выполняемым в рамках международного сотрудничества. По указанным видам проектов может быть достигнута пропорция 1:1 в части соответственно бюджетного и внебюджетного финансирования, но указанные проекты составляют лишь часть прикладных научно-исследовательских работ, на финансирование которых предполагается направить до 30 - 35 процентов средств всего финансирования прикладных работ. Таким образом, обеспечиваемое в рамках Программы на 2014 - 2020 годы соотношение бюджетных и внебюджетных средств не соответствует темпам, заявленным в отношении аналогичного показателя Стратегии "Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования", динамика которого установлена в примерной пропорции 1:1 на период до 2020 года. Обеспечение указанного показателя Стратегии должно быть предусмотрено в рамках других федеральных целевых программ, государственных программ и других инструментов развития науки и технологий, в которых финансируются работы, в том числе и на коммерческой стадии, и заложены более широкие возможности применения механизмов государственно-частного партнерства.

Социально-экономическим сценарным ориентиром Программы на 2014 - 2020 годы является инновационный сценарий развития российской экономики, заложенный в Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Сценарий развития с точки зрения параметров финансирования науки совпадает с инновационным сценарием развития в Стратегии. В соответствии с указанным сценарием предполагается увеличение доли расходов в валовом внутреннем продукте на создание научно-технологического задела, реализуемого в основном в рамках Программы на 2014 - 2020 годы.

Реализация Программы на 2014 - 2020 годы будет осуществляться в два этапа:

I этап - 2014 - 2017 годы;

II этап - 2018 - 2020 годы.

Объем финансирования Программы на 2014 - 2020 годы в 2014 - 2020 годах:

при реализации первого (базового) сценария составит:

по направлению "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские (опытно-технологические) работы" - 166185 млн. рублей, из них средства федерального бюджета составят 131205 млн. рублей, средства внебюджетных источников - 34980 млн. рублей;

по направлению "Прочие нужды" - 43143,77 млн. рублей, из них средства федерального бюджета составят 41327,77 млн. рублей, средства внебюджетных источников - 1815 млн. рублей;

по направлению "Капитальные вложения" - 29696 млн. рублей из средств федерального бюджета (в ценах соответствующих лет);

при реализации второго сценария составит:

по направлению "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские (опытно-технологические) работы" - 303235 млн. рублей, из них средства федерального бюджета составят 240615 млн. рублей, средства внебюджетных источников - 62620 млн. рублей;

по направлению "Прочие нужды" - 99619,2 млн. рублей, из них средства федерального бюджета составят 94237,2 млн. рублей, средства внебюджетных источников - 5382 млн. рублей;

по направлению "Капитальные вложения" - 47092,8 млн. рублей из средств федерального бюджета (в ценах соответствующих лет);

при реализации третьего сценария составит:

по направлению "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские (опытно-технологические) работы" - 443828 млн. рублей, из них средства федерального бюджета составят 345726 млн. рублей, средства внебюджетных источников - 98102 млн. рублей;

по направлению "Прочие нужды" - 99619,2 млн. рублей, из них средства федерального бюджета составят 94237,2 млн. рублей, средства внебюджетных источников - 5382 млн. рублей;

по направлению "Капитальные вложения" - 47092,8 млн. рублей из средств федерального бюджета (в ценах соответствующих лет);

при реализации четвертого сценария составит:

по направлению "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские (опытно-технологические) работы" - 303235 млн. рублей, из них средства федерального бюджета составят 240615 млн. рублей, средства внебюджетных источников - 62620 млн. рублей;

по направлению "Прочие нужды" - 220229,2 млн. рублей, из них средства федерального бюджета составят 208819,2 млн. рублей, средства внебюджетных источников - 11410 млн. рублей;

по направлению "Капитальные вложения" - 47092,8 млн. рублей из средств федерального бюджета (в ценах соответствующих лет).

Ориентировочные объемы финансирования Программы на 2014 - 2020 годы и их распределение по направлениям для каждого из сценариев приведены в приложении N 3 к настоящей Концепции.