I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей подпрограммы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
подпрограммы приоритетным задачам социально-экономического
развития Российской Федерации

Производство дизельных двигателей является одним из важнейших направлений в машиностроении, оказывающим значительное влияние на решение экономических, социальных, оборонных, экологических и научно-технических проблем в России и в других промышленно развитых странах.

Дизельные двигатели используются в качестве привода для наземного (автомобильного и железнодорожного), водного транспорта, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, военной техники, автономных постоянной работы, аварийных и резервных источников электроснабжения. Характеристики дизельных двигателей определяют эксплуатационные, энергетические, экономические, массогабаритные и экологические показатели конечной техники и показатели надежности, значительно влияют на стоимость жизненного цикла техники, которая более чем наполовину определяется затратами на горюче-смазочные материалы в течение всего срока службы.

Производство дизельных двигателей собственной конструкции для Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе для обеспечения подвижности различных видов вооружений и военной техники, мобильной энергетики, развертывание их выпуска в мобилизационный период непосредственно обеспечивают обороноспособность страны и имеют стратегическое значение.

Организация производства дизельных двигателей собственной конструкции для железнодорожного подвижного состава, кораблей Военно-Морского Флота и судов гражданского флота, установок малой энергетики и технологических установок является важнейшей государственной задачей.

Проблемой, на решение которой направлена подпрограмма, является недостаточный уровень конкурентоспособности производимых в Российской Федерации дизельных двигателей, их компонентов и современных российских разработок в этой области.

Основными составляющими этой проблемы являются:

неполное удовлетворение потребности потребителей в мощных дизельных двигателях, а также их требований к конструкции дизельных двигателей, сдерживающее развитие российского транспортного машиностроения и других отраслей промышленности;

неразвитая система качественного сервисного обслуживания;

ограничение перспективы возможного экспорта дизельных двигателей;

отсутствие потенциала в конструкциях и технологиях для соответствия международным экологическим требованиям в ближайшей перспективе, которое создаст серьезные проблемы в отношении возможности поставки на традиционные зарубежные рынки транспортных средств, оснащаемых дизельными силовыми установками российского производства;

сравнительно высокое соотношение "цена - качество", снижающее возможности выхода на зарубежные рынки, которое постепенно приведет к полному вытеснению продукции российского производства с внутреннего рынка и зависимости от зарубежных производителей;

низкие ресурсные показатели дизельных установок, снижающие их привлекательность для потенциальных потребителей.

От решения указанной проблемы зависит эффективное обеспечение промышленной безопасности страны, укрепление ее обороноспособности, экономический подъем и повышение конкурентоспособности российского двигателестроения, а также рост благосостояния населения страны.

Указанные факторы приводят к малому объему производства и продажи дизельных двигателей, что не позволяет тратить необходимые средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и подготовку производства.

Реализация подпрограммы направлена на разработку и организацию производства перспективных модификаций дизельных двигателей различной мощности, частоты вращения и массогабаритных параметров, отвечающих современным требованиям судостроения, транспортного машиностроения, оборонно-промышленного комплекса, резервной и аварийной энергетики, производства тяжелой спецтехники и атомной энергетики, а также на создание задела научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для сохранения конкурентоспособности российского дизелестроения в долгосрочной перспективе. Необходимым условием достижения намеченной цели является организация производства современных высокотехнологичных компонентов дизельных двигателей, так как в последнее время от качества отдельных компонентов зависит технологичность самого двигателя в целом. Более того, без такого производства невозможно в дальнейшем наладить эксплуатационно-ремонтную базу.

Подпрограмма обладает значительным мультипликативным эффектом. Реализация подпрограммы укрепит российский конструкторско-технологический потенциал, позволит не только развивать разработку и производство компонентов и создавать на их базе новые модели дизельных двигателей, но и осваивать передовые производственные технологии, которые будут затем вовлечены в промышленную кооперацию. Развитие гибких и ориентированных на рынок специализированных производств компонентов и систем, осуществляющих работы от идеи до конкурентного агрегата, будет способствовать росту конкурентоспособности российского машиностроения в целом. Специализированные производства могут быстрее интегрироваться в мировую сеть поставщиков комплектующих и окажутся более привлекательными для иностранных инвестиций.

Объем производства дизельных двигателей, за исключением автотракторных дизелей, в России в настоящее время составляет около 20 млрд. рублей, а с учетом импорта рынок оценивается в 35 - 40 млрд. рублей в год. В натуральном выражении потребность российского рынка в дизельных двигателях составляет 2,5 - 3 тыс. штук. В связи с реализацией программ развития судостроения и обновления подвижного состава на железнодорожном транспорте, увеличением работ в области резервной энергетики, в том числе для атомных станций, к 2015 году ожидается увеличение объема рынка до 45 млрд. рублей в ценах соответствующих лет.

Дизельный двигатель составляет основу таких промышленных изделий, как тепловозы, суда, многоосная специальная колесная и гусеничная техника, для которых дизельные двигатели являются практически безальтернативной энергетической установкой. Покупка зарубежных двигателей для комплектации такой техники крайне нежелательна или невозможна, иностранные же компании, как правило, соглашаются только на поставку комплектной продукции. Утеря производства конкурентоспособных российских дизельных двигателей фактически будет означать прекращение производства в России указанных промышленных изделий, совокупный рынок которых составляет в настоящее время более 200 млрд. рублей ежегодно, а при реализации масштабных программ развития отраслей-потребителей дизельных двигателей (судостроения, транспортного машиностроения, атомной энергетики и др.) рынок таких промышленных изделий должен кратно увеличиться к 2015 году. В отсутствие производства в России конкурентоспособных дизельных двигателей реализация указанных программ будет существенно затруднена или сорвана.

Таким образом, реализация подпрограммы в полной мере соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации.