1. Текущее состояние и перспективы

1. Текущее состояние и перспективы

Под сегментом малотоннажного производства сжиженного природного газа подразумеваются заводы производительной мощностью до 10 тонн в час (около 125 млн. куб. метров в год). В приложении N 4 представлен список проектов по строительству малотоннажных заводов по производству сжиженного природного газа.

Основываясь на прогнозных оценках спроса на газ на внутреннем рынке, определенных Энергетической стратегией Российской Федерации, а также с учетом мощностей по производству сжиженного природного газа на действующих и запланированных к строительству заводах, потенциальный спрос на сжиженный природный газ для потребителей Российской Федерации оценивается к 2024 году в диапазоне 3,4 - 5,3 млрд. куб. метров, а к 2035 году - в диапазоне 12,6 - 17,4 млрд. куб. метров (прогноз спроса на сжиженный природный газ на внутреннем рынке России на период до 2035 года представлен в таблице 14 приложения N 1 к настоящей программе). При этом в среднесрочной перспективе появляется дополнительный потенциал для "нишевого" экспорта продукции мало- и среднетоннажных заводов (особенно в случае реализации верхнего сценария).

В настоящее время в той или иной степени готовности к реализации (проработке) находятся 65 проектов по строительству малотоннажных заводов по производству сжиженного природного газа. Большая часть из них должна располагаться на удаленных не газифицированных территориях. При этом их мощность варьируется в очень широком диапазоне - от 0,6 тонны до 7 тонн в час.

Количество заводов, требуемых для обеспечения прогнозируемых к 2035 году Энергетической стратегией Российской Федерации объемов потребления газомоторного топлива (до 13 млрд. куб. метров), оценить достаточно сложно с учетом большой неопределенности по наличию "свободного" предложения на внутреннем рынке продукции среднетоннажных заводов, а также перспектив прироста спроса на компримированный природный газ. Общий потенциал сети малотоннажных заводов и криогенных автозаправочных станций, расположенных вдоль основных транспортных магистралей, способных обеспечить реализацию двух третьих указанных объемов, составляет до 250 и 1300 единиц соответственно. Для формирования предложения сжиженного природного газа на уровне 1,1 млрд. куб. метров в качестве газомоторного топлива до 2024 года требуется строительство нескольких десятков заводов мощностью 1,5 - 5,6 тонны в час и порядка 50 точек реализации на основных транспортных магистралях и 30 локальных. Для обеспечения такого объема потребления сжиженного природного газа в среднесрочной перспективе необходимо, чтобы на рынок Российской Федерации было поставлено 20 - 25 тыс. единиц транспортной техники, работающей на газомоторном топливе.

Конкурентным преимуществом малотоннажного производства сжиженного природного газа является то, что малотоннажные поставки сжиженного природного газа закрывают те рыночные ниши, которые крупнотоннажное производство сжиженного природного газа и сетевой газ закрыть не могут, а именно:

автономное, децентрализованное энерго-(газо)снабжение;

мобильная энергетика (в том числе плавучие электростанции);

транспорт - как наземный (грузовые перевозки, карьерная техника, коммунальный сектор - автобусное хозяйство, уборочная техника, в первую очередь в крупных городах, для реализации "эффекта масштаба"), так и морской (бункеровка).

Основными конкурентами малотоннажного производства сжиженного природного газа на внутреннем рынке в газифицированных регионах является трубопроводный газ, а в негазифицированных регионах в зависимости от направления использования - уголь, нефтепродукты (дизельное топливо, мазут), электроэнергия, возобновляемые источники энергии (биотопливо, ветроэнергетика, геотермальная энергия и другие).

Газоснабжение за счет сжиженного природного газа удаленных от газотранспортной системы промышленных потребителей и генерирующих объектов (электростанций, теплоэлектроцентралей, котельных) оправдано в тех случаях, если строительство трубопроводов ограничено по техническим причинам и (или) неэффективно экономически, при одновременном соблюдении следующих условий:

транспортное плечо для перевозки сжиженного природного газа - не более 500 - 700 км (исключительно при гармонизации требований пожарной и промышленной безопасности с мировыми аналогами, иначе до 200 км);

комплексное использование сжиженного природного газа по нескольким направлениям потребления (в первую очередь в качестве моторного топлива, а далее в качестве топлива и (или) сырья для промышленных и коммунально-бытовых потребителей);

наличие "якорных" потребителей.

В газифицированных регионах сжиженный природный газ может использоваться для диверсификации направлений поставок газа, что позволит нивелировать неравномерность отбора газа и (или) обеспечивать пиковый спрос.