Приложение 6. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДО 2030 ГОДА

Приложение N 6
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
топливно-энергетического комплекса
до 2030 года

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО РЕАЛИЗАЦИИ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДО 2030 ГОДА

Контрольная точка
Срок выполнения
Ответственные исполнители
Ожидаемый результат
I. Проект "Формирование единой государственной политики развития цифровых платформ в интересах топливно-энергетического комплекса"
1. Сформированы и утверждены организационные структуры (рабочие группы и подгруппы), осуществлена подготовка к проектированию архитектуры домена топливно-энергетического комплекса
III квартал 2024 г.
Минэнерго России;
организации топливно-энергетического комплекса
определена ресурсная потребность для обеспечения проектирования архитектуры домена топливно-энергетического комплекса в соответствии с предварительным объемом функций и количеством участников домена;
определены зоны ответственности для привлечения консультантов и внешних исполнителей, объемы работ и требования к квалификации исполнителей;
подготовлены перечни участников домена и другие материалы, характеризующие достижение контрольной точки, в соответствии с положениями методических документов по вопросам функционирования единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех", утверждаемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. N 2338 "Об утверждении Положения о единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех", о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 и признании утратившим силу пункта 6 изменений, которые вносятся в требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2017 г. N 555" (далее - методические документы)
2. Анализ текущего состояния домена топливно-энергетического комплекса, а также проработка включения информационного обмена на базе общей информационной модели в перечень потребностей клиента (организации топливно-энергетического комплекса)
III квартал 2024 г.
Минэнерго России;
организации топливно-энергетического комплекса
разработана целостная модель, описывающая стратегические аспекты деятельности, функциональное устройство домена топливно-энергетического комплекса, предоставляемые ценности, процессы, а также клиентов домена топливно-энергетического комплекса и участников цепочек поставки ценности;
подготовлены материалы, характеризующие достижение контрольной точки, в соответствии с положениями методических документов
3. Проектирование целевой функциональной архитектуры домена топливно-энергетического комплекса, в том числе проработка включения в целевой портфель сервисов домена топливно-энергетического комплекса платформы технологического управления
IV квартал 2024 г.
Минэнерго России;
организации топливно-энергетического комплекса
подготовлены целевые карты приоритетных клиентских путей, целевой портфель сервисов, концептуальная модель данных и другие материалы, характеризующие достижение контрольной точки, в соответствии с положениями методических документов
4. Проектирование целевой верхнеуровневой архитектуры домена топливно-энергетического комплекса
IV квартал 2024 г.
Минэнерго России;
организации топливно-энергетического комплекса
подготовлены целевой перечень информационных систем, архитектура данных, а также верхнеуровневая интеграционная архитектура домена топливно-энергетического комплекса в соответствии с положениями методических документов
5. Проектирование целевого состояния нормативных рамок домена топливно-энергетического комплекса
IV квартал 2024 г.
Минэнерго России;
организации топливно-энергетического комплекса
подготовлены описание текущих нормативных барьеров, целевое видение нормативно-правового регулирования домена топливно-энергетического комплекса, проекты изменений в нормативные правовые акты и другие материалы, характеризующие достижение контрольной точки, в соответствии с положениями методических документов
6. Разработка операционного плана автоматизации домена топливно-энергетического комплекса на базе единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех"
IV квартал 2024 г.
Минэнерго России;
организации топливно-энергетического комплекса
подготовлены порядок миграции на единую цифровую платформу Российской Федерации "ГосТех" сервисов домена топливно-энергетического комплекса, "дорожная карта" развития домена топливно-энергетического комплекса, оценка требуемых ресурсов и другие материалы, характеризующие достижение контрольной точки, в соответствии с положениями методических документов
7. Осуществлена защита у куратора домена топливно-энергетического комплекса описания целевой архитектуры домена топливно-энергетического комплекса, в том числе в части платформы технологического управления
IV квартал 2024 г.
Минэнерго России;
организации топливно-энергетического комплекса
осуществлены подготовка, согласование и утверждение итогового описания архитектуры домена топливно-энергетического комплекса и других материалов в соответствии с положениями методических документов
8. Осуществлено проектирование сервисов домена топливно-энергетического комплекса, в том числе функционала платформы технологического управления в части ведения общей информационной модели электроэнергетической отрасли, разработанной в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 58651.1-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Информационная модель электроэнергетики. Основные положения"
I квартал 2025 г.
Минэнерго России;
организации топливно-энергетического комплекса
подготовлены техническое задание и другие материалы, характеризующие достижение контрольной точки, в соответствии с положениями методических документов
9. Осуществлена реализация сервисов домена топливно-энергетического комплекса, в том числе платформы технологического управления в части ведения общей информационной модели электроэнергетической отрасли, разработанной в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 58651.1-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Информационная модель электроэнергетики. Основные положения"
II квартал 2025 г.
Минэнерго России;
организации топливно-энергетического комплекса
реализован функционал платформы технологического управления на базе единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех";
подготовлены соответствующие технические документы, в том числе акты выполненных работ, и другие материалы, характеризующие достижение контрольной точки, в соответствии с положениями методических документов
10. Осуществлено внедрение общей информационной модели в электроэнергетической отрасли в 25 субъектах Российской Федерации (в которых осуществляет деятельность публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания - Россети") для задач информационного обмена, в том числе посредством использования платформы технологического управления
III квартал 2025 г.
Минэнерго России;
организации топливно-энергетического комплекса
снижены трудозатраты и сокращены ошибки при вводе, передаче и первичном анализе данных за счет реализации концепции однократного ввода данных;
направлен доклад куратору домена топливно-энергетического комплекса с материалами, подтверждающими выполнение контрольной точки
11. Проведены мероприятия по распространению в отраслях топливно-энергетического комплекса практики применения цифровых платформ, предназначенных для оптимизации информационного обмена, и общих информационных моделей
ежегодно (начиная с IV квартала 2026 г.)
Минэнерго России;
организации топливно-энергетического комплекса
проведен анализ текущей ситуации. Идентифицированы необходимые к внедрению цифровые платформы, предназначенные для оптимизации информационного обмена;
разработан (скорректирован) план внедрения цифровых платформ, предназначенных для оптимизации информационного обмена;
проведены информационные кампании;
проведены пилотные проекты по внедрению цифровых платформ, предназначенных для оптимизации информационного обмена;
обеспечены мониторинг и доработка плана внедрения цифровых платформ, предназначенных для оптимизации информационного обмена (при необходимости);
направлен доклад куратору домена топливно-энергетического комплекса с материалами, подтверждающими выполнение контрольной точки
12. Осуществлено внедрение общей информационной модели в электроэнергетической отрасли в 63 субъектах Российской Федерации (в которых осуществляет деятельность публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания - Россети") для задач информационного обмена, в том числе посредством использования платформы технологического управления
I квартал 2027 г.
Минэнерго России;
организации топливно-энергетического комплекса
обеспечена оптимизация функционирования служб электросетевых компаний путем комплексной автоматизации бизнес-процессов;
направлен доклад куратору домена топливно-энергетического комплекса о результатах достижения контрольной точки и эксплуатации платформы технологического управления на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех" за 2026 год
13. Общая информационная модель внедрена в электроэнергетической отрасли во всех субъектах Российской Федерации (в которых осуществляет деятельность публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания - Россети") для задач информационного обмена, в том числе посредством использования платформы технологического управления
IV квартал 2030 г.
Минэнерго России;
организации топливно-энергетического комплекса
обеспечено активное использование единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех", в том числе платформы технологического управления в электроэнергетической отрасли;
увеличена глубина анализа информации, сформированной в разных системах, ранее не связанных между собой;
направлен доклад куратору домена топливно-энергетического комплекса о результатах достижения контрольной точки и эксплуатации платформы технологического управления на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех" за 2030 год
II. Проект "Технологическая независимость значимых объектов критической информационной инфраструктуры в топливно-энергетическом комплексе"
14. Обеспечено формирование перечня объектов критической информационной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса, соответствующих требованиям по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденным Федеральной службой по техническому и экспортному контролю;
разработаны критерии приоритизации направлений импортозамещения (в том числе для объектов критической информационной инфраструктуры);
разработаны критерии приоритизации проектов импортозамещения по определенным направлениям импортозамещения (в том числе для объектов критической информационной инфраструктуры);
сформированы перечни приоритетных отраслевых проектов первой и второй очередей;
разработано финансово-экономическое обоснование реализации приоритетных отраслевых проектов первой и второй очередей;
определены источники финансирования;
оценены требуемые временные и финансовые ресурсы для реализации задач по переходу на преимущественное использование отечественных программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов
IV квартал 2024 г.
Минэнерго России
сформирован перечень объектов критической информационной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса, соответствующих требованиям по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 25 декабря 2017 г. N 239;
сформирован и согласован Минэнерго России график работ по импортозамещению программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов;
сформирован и согласован Минэнерго России предварительный (верхнеуровневый) график работ по импортозамещению программного обеспечения
и программно-аппаратных комплексов для значимых объектов критической информационной инфраструктуры;
сформирован и согласован Минэнерго России уточненный график работ по импортозамещению программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов для значимых объектов критической информационной инфраструктуры
15. Осуществлены мероприятия по мониторингу и контролю замещения промышленного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов в топливно-энергетическом комплексе, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры
IV квартал 2024 г.
Минэнерго России
обеспечено импортозамещение программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры, в соответствии с показателями, установленными согласно разделу 2 отраслевого плана мероприятий по обеспечению готовности заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, которые функционируют в сферах энергетики и топливно-энергетического комплекса, к преимущественному использованию российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, утвержденного 16 февраля 2023 г. заместителем Министра энергетики Российской Федерации Э.М. Шереметцевым (далее - отраслевой план по импортозамещению)
16. Проведена оценка объемов и номенклатуры общесистемного и прикладного программного обеспечения, происходящего из иностранных государств;
проведена оценка ресурсов в организациях топливно-энергетического комплекса на предмет их достаточности для обеспечения импортозамещения программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры;
обеспечены сбор и уточнение требований к разрабатываемому отечественному общесистемному и прикладному программному обеспечению
ежеквартально
Минэнерго России
достигнуты установленные показатели импортозамещения общесистемного и прикладного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры (согласно отраслевому плану по импортозамещению)
17. Осуществлены мониторинг и контроль замещения общесистемного и прикладного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов в топливно-энергетическом комплексе, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры;
осуществлен мониторинг сведений о программном обеспечении, включенном в единый реестр российского программного обеспечения;
осуществлены сбор и обработка данных об использовании иностранного программного обеспечения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры;
осуществлен мониторинг закупок программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов;
осуществлены сбор, обработка и анализ данных о прогрессе и результатах реализации приоритетных отраслевых проектов, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры;
осуществлены сбор, анализ и актуализация требований в части индустриального программного обеспечения, а также общесистемного и прикладного программного обеспечения
ежеквартально
Минэнерго России
подготовлен отчет о результатах мониторинга и контроля замещения общесистемного и прикладного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов в топливно-энергетическом комплексе, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры;
подготовлен отчет о результатах анализа сроков безрискового использования программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов в условиях санкций;
подготовлен доклад о результатах реализации приоритетных отраслевых проектов, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры
18. Проведены работы по актуализации перечня приоритетных отраслевых проектов второй очереди (в том числе для объектов критической информационной инфраструктуры);
анализ предложений разработчиков отечественного программного обеспечения по направлениям внедрения готового программного обеспечения, доработки существующего программного обеспечения в соответствии с установленными требованиями и стартапы;
содействие в подготовке пакета документов для рассмотрения предложений разработчиков на заседаниях отраслевых комитетов "Нефтегазовый и угольный комплекс" и "Электроэнергетический комплекс"
ежеквартально
Минэнерго России
подготовлен доклад о результатах актуализации перечня отраслевых проектов второй очереди, в том числе для объектов критической информационной инфраструктуры
19. Проведен мониторинг внесения корреспондирующих изменений в связи с реализацией приоритетных проектов в области импортозамещения индустриального программного обеспечения, а также общесистемного и прикладного программного обеспечения в стратегии цифровой трансформации, инвестиционные программы и долгосрочные программы развития отраслевых организаций
ежегодно
Минэнерго России
проведены мероприятия по корректировке стратегий цифровой трансформации, долгосрочных программ развития, инвестиционных программ организаций топливно-энергетического комплекса;
стратегические документы согласованы (утверждены)
III. Проект "Повышение уровня готовности топливно-энергетического комплекса к внедрению технологий искусственного интеллекта"
20. Разработаны положение и состав рабочей группы по развитию искусственного интеллекта в топливно-энергетическом комплексе при Минэнерго России (далее - рабочая группа Минэнерго России)
IV квартал 2023 г.
Минэнерго России;
организации топливно-энергетического комплекса;
организации отрасли информационных технологий
утвержден состав рабочей группы Минэнерго России, включающий представителей научных организаций, организаций сектора информационных технологий и топливно-энергетического комплекса;
утверждено положение, регламентирующее деятельность рабочей группы Минэнерго России
21. Разработаны и утверждены технические требования к "песочнице" данных
I квартал 2024 г.
Минэнерго России;
организации топливно-энергетического комплекса;
организации отрасли информационных технологий
рабочей группой Минэнерго России с учетом позиции отраслевых организаций разработаны технические требования к "песочнице" данных и утверждены приказом Минэнерго России;
обеспечены условия для надежной и стабильной эксплуатации среды для тестирования, регламентированы процессы тестирования и технической поддержки "песочницы" данных
22. Проведены отраслевые сессии с целью формирования потребностей отраслей топливно-энергетического комплекса в решениях, разработанных на основе искусственного интеллекта, и дата-сетах;
проведены мероприятия по отбору решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, с учетом сформированных потребностей отраслей топливно-энергетического комплекса
II квартал 2024 г.
Минэнерго России;
организации топливно-энергетического комплекса;
организации отрасли информационных технологий
обеспечены условия для российских разработчиков решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, создавать продукты, более точно отвечающие потребностям отраслей топливно-энергетического комплекса;
осуществлен отбор решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, преимущественно российского происхождения для дальнейшего распространения (тиражирования) в отраслях топливно-энергетического комплекса
23. "Песочница" данных введена в эксплуатацию в тестовом режиме
II квартал 2024 г.
Минэнерго России;
организации топливно-энергетического комплекса;
организации отрасли информационных технологий
проведены комплексное тестирование всех компонентов и модулей системы, оценка производительности и устойчивости, анализ потенциальных уязвимостей;
устранены выявленные программные ошибки
24. "Песочница" данных введена в эксплуатацию в рабочем режиме;
проведены мероприятия по отбору решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, с учетом потребностей отраслей топливно-энергетического комплекса;
в случае необходимости сформированы дата-сеты
III квартал 2024 г.
Минэнерго России;
организации топливно-энергетического комплекса;
организации отрасли информационных технологий
"песочница" данных готова к работе с реальными данными;
осуществлен отбор решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, для дальнейшего распространения (тиражирования) в топливно-энергетическом комплексе
25. Проведены отраслевые сессии с целью формирования потребностей отраслей топливно-энергетического комплекса в решениях, разработанных на основе искусственного интеллекта, и дата-сетах;
проведены мероприятия по отбору решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, с учетом потребностей отраслей топливно-энергетического комплекса
IV квартал 2024 г.
Минэнерго России;
организации топливно-энергетического комплекса;
организации отрасли информационных технологий
для разработчиков решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, обеспечены условия для создания программных продуктов, более точно отвечающих потребностям организаций топливно-энергетического комплекса;
осуществлен отбор решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, для дальнейшего распространения (тиражирования) в топливно-энергетическом комплексе
26. Проведена отраслевая сессия для оценки работы "песочницы" данных;
определен порядок дальнейшего функционирования рабочей группы Минэнерго России, а также реализации мероприятий по эксплуатации "песочницы" данных;
создан механизм мониторинга внедрения решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, в топливно-энергетическом комплексе
I квартал 2025 г.
Минэнерго России;
организации топливно-энергетического комплекса;
организации отрасли информационных технологий
разработан приказ Минэнерго России, утверждающий формы представления организациями топливно-энергетического комплекса в Минэнерго России информации о внедрении решений, разработанных на основе искусственного интеллекта;
подведены итоги реализации проекта, проведен анализ необходимости продления проекта в рамках стратегического направления, направлен доклад в Правительство Российской Федерации