1. Основные процессы в сфере топливно-энергетического комплекса и оценка ее текущего состояния

1. Основные процессы в сфере топливно-энергетического
комплекса и оценка ее текущего состояния

Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации вносит значительный вклад в национальную безопасность, социально-экономическое развитие страны и повышение качества жизни граждан, обеспечивая формирование значительной части бюджетных доходов и основную долю экспортной выручки. В составе топливно-энергетического комплекса Российской Федерации выделяются три ключевые отрасли: нефтегазовая, угольная и электроэнергетическая.

Российская Федерация входит в число мировых лидеров по запасам углеводородного сырья, объемам добычи, производства и экспорта энергоносителей.

Энергетическая инфраструктура Российской Федерации, основу которой составляют Единая энергетическая система, Единая система газоснабжения, система магистральных трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов, является одной из самых протяженных в мире и функционирует в различных природно-климатических условиях - от арктической до субтропической зоны.

Текущее состояние топливно-энергетического комплекса Российской Федерации можно охарактеризовать следующим образом.

Российская Федерация обладает крупными запасами нефти и газа, является одним из крупнейших экспортеров топливно-энергетических ресурсов. Нефтегазовая отрасль Российской Федерации включает в себя виды деятельности, связанные с разведкой, добычей, транспортировкой, переработкой и сбытом нефти и газа, а также конечных продуктов их переработки.

Основными перспективными направлениями развития "сквозных" цифровых технологий в организациях нефтегазовой отрасли являются системы моделирования и системы предиктивного обслуживания и ремонта, а также технологии информационного моделирования в строительстве объектов нефтегазового комплекса; системы управления лабораторной информацией, системы диспетчерского управления, системы промышленной автоматизации, роботизация и автономные технологии; системы управления промысловыми и инженерными данными; системы управления цепочками поставок, системы онлайн-оптимизации технологических процессов.

Угольная отрасль Российской Федерации выполняет важную роль в энергетике и промышленности страны и включает в себя виды деятельности, связанные с разведкой, добычей, обработкой (обогащением), транспортировкой и сбытом угля. Российская Федерация обладает одним из крупнейших запасов угля в мире и является его крупным экспортером.

Основными перспективными направлениями развития "сквозных" цифровых технологий в организациях угольной отрасли являются цифровые платформы для горнодобывающей отрасли, технологии автоматизации производственных процессов, в том числе с применением интернета вещей и больших данных, использование робототехники; технологии умного производства, комплексные технологии, обеспечивающие решение проблем безопасности при добыче угля, технологии информационного моделирования, технологии оптимизации управления спецтехникой и умные системы управления логистикой.

Электроэнергетическая отрасль Российской Федерации является составной частью топливно-энергетического комплекса страны, объединяющей все процессы генерации, распределения, преобразования и сбыта электрической энергии, обеспечивающей электрической энергией внутренние потребности отраслей экономики и населения и осуществляющей ее экспорт. Российская Федерация - один из крупнейших производителей и потребителей электрической энергии в мире, обладает полным комплексом технологических процессов в области электро- и теплогенерации, в том числе в атомной отрасли, а также практически не зависит от импорта первичных энергоресурсов.

Основными перспективными направлениями развития "сквозных" цифровых технологий в организациях электроэнергетической отрасли являются системы управления производственными активами, системы для моделирования режимов работы и системы предиктивной аналитики, содержащие элементы искусственного интеллекта, системы сбора и обработки в реальном времени информации об объектах электроэнергетического комплекса, системы биллинга и интеллектуального учета, отраслевые решения мониторинга и управления, включая автоматизированные системы управления технологическим процессом, технологии повышения операционной эффективности и надежности электростанций и тепловых сетей; технологии информационного моделирования, системы управления процессами диагностики и планирования поставок; системы контроля состояния гидротехнических сооружений, технологии в области информационной безопасности, цифровые сервисы и услуги для потребителей, решения в области мониторинга и анализа экологических показателей, системы повышения энергоэффективности активов электроэнергетического комплекса, использование оборудования и технологий обеспечения цифрового электроснабжения территории, цифровые технологии электрозаправочной инфраструктуры.

Российский топливно-энергетический комплекс активно развивается в сфере цифровой трансформации, опережая по ряду направлений другие отрасли экономики, что подтверждается высоким уровнем цифровой зрелости, а также наличием у ключевых организаций топливно-энергетического комплекса корпоративного планирования и прогнозирования в области цифровой трансформации, в том числе комплекса программно-целевых и стратегических документов, и их успешной реализацией. Кроме того, в российском топливно-энергетическом комплексе существуют вертикально интегрированные крупные компании с обширной технологической и научной базой. При этом наблюдается тренд объединения крупных организаций топливно-энергетического комплекса для совместного решения задач цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса. В то же время государство обладает возможностью влиять на цифровую трансформацию и импортозамещение в топливно-энергетическом комплексе, в частности посредством установления требований к закупкам компаний с государственным участием, а также к реализации ими инициатив цифровой трансформации.

Основными перспективами развития российского топливно-энергетического комплекса в период до 2030 года с учетом возможностей цифровой трансформации являются:

оптимизация деятельности организаций топливно-энергетического комплекса и повышение их эффективности за счет применения цифровых бизнес-моделей, внедрения "сквозных" цифровых технологий, в том числе искусственного интеллекта;

повышение коэффициента извлечения нефти и газа за счет применения "сквозных" цифровых технологий;

снижение производственных издержек и повышение эффективности использования ресурсов, повышение контроля технологических процессов и безопасности за счет цифровой трансформации;

использование цифровых сервисов для оптимизации бизнес-процессов организаций топливно-энергетического комплекса и органов государственной власти, связанных с предоставлением услуг и деятельностью по реализации энергоносителей;

сокращение несертифицированной (контрафактной) продукции за счет возможности отслеживания цепочек поставок (маршрутов);

снижение аварийности и антропогенного воздействия, а также повышение срока эксплуатации оборудования в топливно-энергетическом комплексе за счет внедрения "сквозных" цифровых технологий, в том числе за счет предиктивного обслуживания оборудования и изделий, и перехода на вид ремонта по техническому состоянию;

повышение безопасности функционирования объектов информационной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса, защищенности критической информационной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса и устойчивости ее функционирования, а также применение методологии безопасной разработки программного обеспечения, используемого в топливно-энергетическом комплексе.

При этом топливно-энергетический комплекс Российской Федерации в период до 2030 года может столкнуться со следующими угрозами, которые влияют на цифровую трансформацию или на предотвращение и нивелирование которых может повлиять цифровая трансформация:

нарушение функционирования производственных систем (разрыв производственных цепочек), сокращение инвестиций и снижение уровня технологической оснащенности российских организаций топливно-энергетического комплекса под воздействием санкций, касающихся ограничения доступа российских организаций к технологиям и международному рынку капитана;

выработанность запасов существующих и необходимость нахождения новых газовых и нефтяных месторождений, повышение издержек добычи трудноизвлекаемых запасов нефти и газа, снижение коэффициентов добычи нефти и газа;

сокращение традиционных для Российской Федерации внешних энергетических рынков и сложности выхода на новые энергетические рынки с учетом роста конкуренции и повышения производственных и логистических издержек;

увеличение количества компьютерных атак и инцидентов на объектах критической информационной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса, а также повышение сложности реагирования на компьютерные атаки;

несоответствие разработок в области информационно-коммуникационных технологий актуальным потребностям топливно-энергетического комплекса в части функциональных требований и технологического уровня, вызванное отсутствием консолидированной информации о потребностях организаций топливно-энергетического комплекса, недостаточным финансированием, частичной изоляцией российской науки (в области информационно-коммуникационных технологий и энергетики), выходом из участия в совместных международных проектах, сообществах, организациях;

рост оборота некачественной, несертифицированной продукции и теневой экономики в топливно-энергетическом комплексе.

Кроме того, на развитие российского топливно-энергетического комплекса в сфере цифровой трансформации в настоящее время оказывают негативное влияние следующие факторы:

недостаточная обеспеченность отрасли высококвалифицированными кадрами в области информационно-коммуникационных технологий, а также недостаточные темпы реагирования системы профессионального образования на изменение потребностей организаций топливно-энергетического комплекса;

отсутствие системной работы по формированию фонда применяемых документов по стандартизации и правил внедрения и эксплуатации "сквозных" цифровых технологий в топливно-энергетическом комплексе (разрозненность применяемых организациями стандартов в области информационно-коммуникационных технологий), а также отсутствие единых стандартов обмена и обработки данных, в том числе применения общих информационных моделей;

низкий уровень локализации производства и высокая зависимость от иностранной продукции и услуг, в том числе в области "сквозных" цифровых технологий;

недостаточный уровень развития отечественного сектора информационно-коммуникационных технологий и невысокий уровень взаимодействия организаций топливно-энергетического комплекса с отечественными организациями сектора информационно-коммуникационных технологий, в том числе малыми, вновь созданными предприятиями (стартапами).

На основании вышеприведенного анализа определены следующие перспективные направления работ в области цифровой трансформации российского топливно-энергетического комплекса, учитывающие слабые и сильные стороны и потенциальные возможности и угрозы российского топливно-энергетического комплекса применительно к цифровой трансформации:

внедрение цифровых систем, позволяющих сбалансировать энергопотребление, результатом которого станут повышение надежности эксплуатации энергетических систем и снижение расходов на проведение ремонтных работ;

переход отрасли к управлению на основе качественных, актуальных (релевантных) и достоверных данных, оптимизация бизнес-процессов и появление новых бизнес-моделей в организациях топливно-энергетического комплекса (развитие систем аналитического (интегрального) цифрового мониторинга, оценки и прогнозирования состояний и процессов в отрасли, масштабная платформизация);

внедрение в топливно-энергетическом комплексе цифровых систем мониторинга состояния оборудования, в том числе для перехода от внеплановых ремонтов (ремонтов после отказа) и регламентных ремонтов (планово-предупредительных ремонтов) к ремонтам по техническому состоянию;

создание и развитие информационных систем, цифровых платформ и сервисов на основе доменной модели, а также обеспечение необходимых для их функционирования технических, правовых и организационных условий;

переход организаций топливно-энергетического комплекса на широкое применение облачных вычислений, в том числе использование частных облаков и гибридных облаков, с соблюдением требований, касающихся информационной безопасности;

развитие кооперации отечественных организаций топливно-энергетического комплекса с целью тиражирования имеющихся у них внутренних разработок в области "сквозных" цифровых технологий, определения приоритетных направлений исследований и разработок, их финансирования и проведения, а также предотвращения дублирования затрат на разработку функционально идентичных решений в области "сквозных" цифровых технологий;

увеличение в организациях топливно-энергетического комплекса доли "внешних" затрат на информационные технологии, связанных с привлечением специализированных российских организаций, не аффилированных с заказчиком, для разработки, внедрения и сопровождения программного обеспечения, а также связанных с собственными разработками в области информационных технологий, предназначенными для продажи на внешнем рынке, и развитие кооперации организаций топливно-энергетического комплекса с отечественными организациями сектора информационных технологий, в том числе малыми, вновь созданными предприятиями (стартапами);

увеличение финансирования организациями топливно-энергетического комплекса исследований и разработок "сквозных" цифровых технологий, в том числе в области управления производством, управления жизненным циклом объектов энергетики, ресурсами и поставками, систем интерпретации, инженерного (имитационного) моделирования и проектирования ("умных скважин", "умных месторождений", "умных сетей");

создание (развитие) единых отраслевых объединений, включающих организации топливно-энергетического комплекса, научно-исследовательские и образовательные организации, органы государственной власти, а также иные вовлеченные в цифровую трансформацию топливно-энергетического комплекса сообщества и организации в целях совершенствования процессов цифровой трансформации организаций топливно-энергетического комплекса, формирования отраслевого заказа в области "сквозных" цифровых технологий, выработки консолидированной позиции по вопросам цифровой трансформации и информационной безопасности в топливно-энергетическом комплексе;

закрепление на законодательном уровне высоких требований в области информационной безопасности в топливно-энергетическом комплексе с одновременным формированием стимулирующих мер поддержки с учетом наличия финансовых, организационных и технических ограничений организаций топливно-энергетического комплекса;

создание в топливно-энергетическом комплексе решений в области информационно-коммуникационных технологий для отслеживания логистических и торговых операций, а также развитие цифровых систем управления топливно-энергетическими и материально-техническими ресурсами;

унификация требований, в том числе посредством разработки методических документов, к описанию архитектуры информационно-коммуникационных технологий, развитие систем стандартизации и специализированного программного обеспечения в области стандартизации информационно-коммуникационных технологий в топливно-энергетическом комплексе в целях сокращения затрат в рамках проектирования, обследования архитектуры информационных систем и бизнес-процессов, а также ввода и вывода из эксплуатации информационных систем;

интеграция организаций топливно-энергетического комплекса с отраслью науки и высшего образования, в том числе научно-исследовательской и проектной деятельности по тематикам топливно-энергетического комплекса, а также в части корректировки учебных планов, федеральных государственных образовательных стандартов, практик и стажировок обучающихся образовательных организаций высшего образования (в том числе по программам дополнительного образования) в целях погружения обучающихся в актуальную отраслевую повестку и обеспечения практикоориентированной подготовки при сотрудничестве с организациями топливно-энергетического комплекса.