XII. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО МЕХАНИЗМАМ ФОРМИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

XII. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО МЕХАНИЗМАМ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы с обоснованием сроков их выполнения и объемов финансирования, а также количественные показатели для мониторинга реализации мероприятий Программы разрабатываются заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также Российской академией наук. Система мероприятий Программы будет сформирована по второму варианту по 5 направлениям.

Направление 1 - "Создание основных объектов инфраструктуры по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами" включает в себя:

проведение комплекса научно-исследовательских работ по разработке и сопровождению системного проекта создания государственной системы по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, предусматривающего увязку и согласование требований к отработавшему ядерному топливу и радиоактивным отходам, пунктам хранения (временного, долговременного) и захоронения, средствам транспортирования, схемам размещения и функционирования объектов временного хранения отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов;

создание объектов долговременного хранения отработавшего ядерного топлива, в том числе строительство сухого хранилища для него на федеральном государственном унитарном предприятии "Горно-химический комбинат";

строительство, реконструкция и расширение мощностей по обращению с радиоактивными отходами на специализированных комбинатах "Радон";

создание и реконструкция объектов долговременного хранения радиоактивных отходов, включая радиоактивные отходы атомных электростанций, объектов глубинного хранения жидких радиоактивных отходов, реконструкция объектов временного хранения и преобразование их в региональные объекты приповерхностного захоронения радиоактивных отходов;

выполнение работ по созданию опытно-промышленных объектов окончательной изоляции радиоактивных отходов;

создание на федеральном государственном унитарном предприятии "Горно-химический комбинат" технологий и объектов переработки отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов, в том числе опытно-демонстрационного центра по переработке отработавшего ядерного топлива на основе инновационных технологий.

Направление 2 - "Практическое решение проблем, связанных с прошлой деятельностью" включает в себя:

проведение комплексного инженерно-радиационного обследования связанных с прошлой деятельностью ядерно и радиационно опасных объектов, в отношении которых не имеется проектных решений, с целью их перевода в безопасное состояние;

выполнение работ по выводу из эксплуатации, утилизации, ликвидации и (или) по переводу в безопасное состояние остановленных ядерно и радиационно опасных объектов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, а также объектов, не имеющих в настоящее время отраслевой или иной принадлежности;

обеспечение безопасности при обращении с ранее накопленными отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, включая отработавшее ядерное топливо проблемных видов;

реабилитация радиационно загрязненных территорий, зданий и сооружений;

утилизация отработавших ядерных установок и источников ионизирующего излучения.

Финансирование мероприятий Программы по этому направлению будет осуществляться в основном за счет средств федерального бюджета с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, в том числе средств, поступающих в рамках международного научно-технического сотрудничества.

Направление 3 - "Создание и совершенствование систем, необходимых для обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности в условиях нормальной эксплуатации и аварий" включает в себя создание и совершенствование:

Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

систем государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

системы контроля и учета индивидуальных доз облучения персонала ядерно и радиационно опасных объектов;

автоматизированной системы непрерывного мониторинга ядерно и радиационно опасных объектов (грузов) и материалов, в том числе при их транспортировке всеми видами транспорта;

единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с радиационными последствиями, включая материально-техническую базу специализированных сил для ликвидации радиационных аварий с обеспечением их готовности;

систем физической защиты ядерно и радиационно опасных объектов;

системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по обеспечению ядерной и радиационной безопасности.

Направление 4 - "Повышение защищенности персонала, населения и окружающей среды от радиационного воздействия" включает в себя:

совершенствование системы медицинского обслуживания персонала ядерно и радиационно опасных объектов и проведение радиационно-эпидемиологических исследований;

разработку современных методик, медицинских средств и оборудования для профилактики, диагностики, лечения и реабилитации персонала ядерно и радиационно опасных производств и населения, пострадавших от радиационного воздействия различных видов излучений;

реконструкция медицинских учреждений для оказания помощи при радиационных авариях;

реконструкция производства противолучевых препаратов и создание аварийного запаса в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов;

выполнение работ по повышению уровня радиационной безопасности при добыче, переработке и использовании минерального сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов.

Направление 5 - "Научное, информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности в области ядерной и радиационной безопасности" включает в себя:

проведение комплекса работ по разработке методов и средств анализа и обоснования безопасности ядерно и радиационно опасных объектов и их воздействия на человека и окружающую среду;

мониторинг деятельности в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, формирование научно обоснованных долгосрочных прогнозов с учетом перспектив социально-экономического развития страны, информационно-аналитическую и экспертную поддержку управления реализацией Программы;

информационную деятельность по вопросам реализации Программы и состоянию ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации.