V. Система управления рисками

V. Система управления рисками

Ключевые риски открытого акционерного общества "Российские железные дороги", связанные с реализацией мероприятий Программы, определены с учетом их влияния на достижение ключевых показателей эффективности деятельности и сгруппированы в следующие категории по источнику возникновения:

макроэкономические риски;

риски, связанные с государственным регулированием;

рыночные риски;

инвестиционные риски;

управленческие риски;

кадровые риски;

научно-технические и технологические риски;

технологические (внешние) риски;

технологические (внутренние) риски;

налоговые риски.

Среди макроэкономических рисков наибольшее негативное влияние оказывают ухудшение макроэкономической ситуации в стране и снижение грузовой базы проектов, в том числе за счет ужесточения санкций. Это означает, что:

рост стоимости заемного финансирования на 0,5 процента от предусмотренного приведет к росту процентных платежей на 76 млрд. рублей (по базовому сценарию, включая капитализируемые проценты);

валютный риск может быть минимизирован в случае реализации проектов в рублях и привлечения заемного финансирования в валюте в объеме, не превышающем поступления валютной выручки;

рост цен на потребляемую продукцию, в том числе нефтепродукты и электроэнергию, будет опережать прогноз.

Степень влияния макроэкономических рисков на показатели Программы оценивается как высокая. Для минимизации влияния макроэкономических рисков запланированы следующие мероприятия:

постоянное взаимодействие с государственными органами и основными потребителями услуг, с полным и объективным информированием о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений;

реализация комплекса мер по повышению эффективности, долгосрочные договоры с поставщиками;

принятие решений о предоставлении институтам развития дополнительной ликвидности.

Среди рисков, связанных с государственным регулированием, наибольшее влияние оказывают следующие риски:

отсутствие (невыполнение) долгосрочных государственных решений в части финансирования развития железнодорожного транспорта (оценивается как критичный при высокой вероятности наступления);

изменение государственного регулирования (поддержки) других видов транспорта, приводящее к ухудшению конкурентоспособности железнодорожного транспорта;

либерализация рынков грузовых и пассажирских перевозок (оценивается как критичный при небольшой вероятности наступления);

снижение объема государственного финансирования (ведет к необходимости привлечения внешнего долга и процентов по обслуживанию долга, а также к сокращению объема инвестиционной программы);

отставание развития нормативно-правовой базы от технологического развития (оценивается как значительный при высокой вероятности наступления).

Для минимизации влияния рисков, связанных с государственным регулированием, запланированы следующие мероприятия:

поиск альтернативных источников и механизмов финансирования;

оптимизация технических решений по капитальным проектам;

разделение проектов на этапы и их реализация в приоритизированном порядке;

постоянное взаимодействие с государственными органами и основными потребителями услуг открытого акционерного общества "Российские железные дороги", информирование их о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений.

Среди рыночных рисков наибольшее влияние оказывает существенное изменение объемов грузовой базы и ее структуры относительно прогнозируемых значений в результате волатильности рынков (основной прирост грузооборота обеспечивается реализацией проектов, включенных в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (при допущении, что остальные инвестиции на обновление, модернизацию и подвижной состав практически не влияют на прирост, так как не направлены на увеличение емкости сети). В этой связи снижение прироста грузооборота будет вести к пропорциональной невозможности реализации этих проектов и снизит чистую прибыль открытого акционерного общества "Российские железные дороги", которая является их источником). Каждый процент снижения грузооборота от запланированного приведет в период до 2025 года к снижению доходов на сумму более 500 млрд. рублей, уменьшению чистой прибыли на 247 млрд. рублей, уменьшению инвестиционной программы почти на 700 млрд. рублей.

Для минимизации влияния рыночных рисков запланированы следующие мероприятия:

выстраивание долгосрочных отношений с клиентами;

повышение рыночной гибкости и расширение бизнеса в дерегулированных сегментах;

развитие логистических возможностей для удовлетворения потребностей клиентов в комплексных услугах.

Среди управленческих рисков можно выделить недостаточность компетенций персонала в области управления. При этом такой риск оценивается как незначительный при невысокой вероятности наступления. Для его минимизации проводится постоянное совершенствование системы управления.

Среди налоговых рисков наибольшее влияние оказывает увеличение налоговой нагрузки вследствие ужесточения налоговой политики Российской Федерации в условиях нестабильной социально-экономической ситуации (оценивается как критичный риск при высокой вероятности наступления). Для его минимизации планируется постоянное взаимодействие участников рынка с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Среди инвестиционных рисков наибольшее влияние могут оказывать:

недостаток инвестиций в развитие инфраструктуры (оценивается как критичный риск при средней вероятности наступления);

несоблюдение планируемых сроков реализации проектов инвестиционной программы.

Для минимизации рисков планируется оптимизация технических решений и совершенствование системы управления инвестиционными проектами.

Среди технологических рисков наибольшее влияние оказывают:

отставание ликвидации ограничений смежных видов транспорта (мощностей портов, складских терминалов) от реализации инвестиционной программы открытого акционерного общества "Российские железные дороги";

неудовлетворение потребностей рынка грузовых перевозок вследствие неэффективной работы парка грузовых вагонов.

Для минимизации таких рисков планируется:

постоянное взаимодействие с компаниями смежных видов транспорта для синхронизации планов реализации инвестиционных программ, корректировка сроков реализации собственной инвестиционной программы в случае необходимости;

сотрудничество с операторами подвижного состава с целью повышения эффективности управления вагонными парками.

Среди научно-технических и технологических рисков можно выделить снижение конкурентоспособности железнодорожного транспорта вследствие отставания от технического и технологического развития других видов транспорта и недостаточный уровень внедрения и использования современных научно-технических разработок. Степень влияния таких рисков оценивается как невысокая при невысокой вероятности их наступления. Риски нивелируются реализацией мероприятий комплексной программы инновационного развития холдинга.

Среди кадровых рисков можно выделить нехватку квалифицированных кадров вследствие недостаточного уровня конкурентоспособности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" как работодателя и усиление конкуренции на рынке труда вследствие негативной динамики численности трудоспособного населения России в среднесрочной перспективе. Риски оцениваются как значительные при средней вероятности наступления. Для минимизации рисков планируется:

поддержание оплаты труда работников на уровне выше общероссийского и обеспечение конкурентоспособного уровня;

развитие персонала, основанное на современных подходах к обучению и подготовке;

реализация социальных целевых программ;

формирование социального пакета, отвечающего потребностям работника.

В качестве отдельного риска можно выделить риск реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Для его минимизации сформированы предложения об оценке рисков реализации проектов, предусмотренных указанным комплексным планом, а также укрупненные предложения об управлении ими.

Перечень рисков изменения ключевых допущений и их влияние на основные показатели деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года по базовому сценарию приведен в приложении N 23.

Перечень рисков изменения ключевых допущений и их влияние на основные показатели деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года по оптимистичному сценарию приведен в приложении N 24.

Так, наибольшее влияние на объем и возможности реализации инвестиционных проектов оказывают снижение грузовой базы и снижение темпа роста доходной ставки.

Рисками, реализация которых приведет к наибольшему влиянию на показатели эффективности Программы, являются следующие риски:

отставание доходной ставки от индексации тарифов при опережающем росте цен на потребляемую открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" продукцию;

отсутствие (невыполнение) долгосрочных государственных решений в части финансирования развития железнодорожного транспорта;

существенное изменение моделей рынка грузовых и пассажирских перевозок с сокращением доли холдинга в перевозочных сегментах.

Для предотвращения и своевременного реагирования на такие риски открытое акционерное общество "Российские железные дороги" планирует постоянно взаимодействовать с государственными органами и основными потребителями своих услуг, информируя их о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений. Для снижения возможных негативных последствий реализации рисков открытое акционерное общество "Российские железные дороги" будет повышать ориентированность на клиентов и качество предоставляемых услуг, а также реализовывать программу повышения эффективности.