9. Кадровая и социальная политика
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" рассматривает персонал в качестве важнейшего актива. Учитывая масштаб деятельности и статус открытого акционерного общества "Российские железные дороги" как крупнейшего работодателя страны, основными приоритетами в данной области являются проведение сбалансированной кадровой и социальной политики, направленной на повышение эффективности открытого акционерного общества "Российские железные дороги", обеспечение конкурентоспособности заработной платы при опережающем росте производительности труда, предоставление современного социального пакета, а также услуг в области здравоохранения.
С точки зрения приоритетов социальной и кадровой политики до 2025 года работа будет строиться на:
внедрении передовых HR-технологий (современные методы обучения, подбора и найма персонала, возможность самостоятельного формирования социального пакета, создание и развитие технологий быстрого и удобного взаимодействия работника с работодателем (сервисный портал работника, руководителя и неработающего пенсионера), автоматизация HR-процессов, в том числе на основе технологии Big Data, переход к модели HR бизнес-партнера);
развитии действующих и наиболее значимых для работника подходов (предоставление базового набора льгот, гарантий и компенсаций, проведение ежегодной индексации заработной платы, развитие выстроенной системы непрерывной подготовки работников, внедрение системы независимой оценки квалификаций на основе профессиональных стандартов).
Стратегическими задачами социальной и кадровой политики открытого акционерного общества "Российские железные дороги" являются:
обеспечение необходимого для производственной деятельности притока трудовых ресурсов;
развитие персонала, основанное на современных подходах к обучению и подготовке;
совершенствование политики мотивации персонала (целевой ориентир - обеспечение соотношения заработной платы на уровне 1,35 к общероссийскому уровню. Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" будет постоянно осуществлять мониторинг ситуации и обеспечивать необходимый уровень конкурентоспособности, в том числе исходя из параметров уровня заработных плат в стране, по мере улучшения параметров работы и внедрения новых технических и технологических решений с учетом финансовых возможностей открытого акционерного общества "Российские железные дороги");
реализация социальной политики;
поддержание здоровья персонала на уровне, соответствующем требованиям безопасности движения.
Списочная численность работников холдинга по состоянию на 30 июня 2018 г. составляет 921,2 тыс. человек, в том числе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - 759,7 тыс. человек. Для достижения стратегических целей открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и с учетом целевого периметра холдинга в 2025 году при прогнозном уровне объема работы и параметров роста производительности труда (открытое акционерное общество "Российские железные дороги" формирует отчет о производительности труда ежемесячно нарастающим итогом в соответствии с годовой формой федерального статистического наблюдения N ПТ (ГС) "Сведения о производительности труда по предприятиям сектора нефинансовых корпораций с государственным участием", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 23 сентября 2014 г. N 576) списочная численность работников холдинга составит 848,4 тыс. человек, в том числе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - 709 тыс. человек.
Снижение численности работников будет проводиться с учетом естественного оттока персонала, перераспределения трудовых ресурсов внутри открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и переобучения новым профессиям, а также с учетом синхронизации трудоустройства работников на рынке труда с центрами занятости субъектов Российской Федерации.
Исходя из параметров Программы и естественного оттока персонала (выход на пенсию, увольнение по собственному желанию) до 2025 года прогнозируется ежегодное привлечение до 65 - 75 тыс. человек с учетом привлечения с рынка труда подготовленных специалистов с соответствующим уровнем образования и квалификации и участия открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в подготовке работников.
Такой подход является конкурентным преимуществом открытого акционерного общества "Российские железные дороги" как работодателя и элементом социальной ответственности, так как открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обучает и гарантирует место работы после прохождения обучения.
Одновременно в связи с изменениями технологий и цифровизацией процессов в перспективе до 2025 года возникает потребность в новых профессиональных квалификациях, профессиях и должностях, а также необходимость актуализации трудовых функций.
Прежде всего это специалисты IT-технологий, машинисты дистанционно контролирующие подвижной состав, операторы летательных аппаратов диагностики инфраструктуры, руководители, рабочие и специалисты по строительству и эксплуатации инфраструктуры высокоскоростных линий и подвижного состава и др.
В связи с модернизацией технологий производственных процессов и внедрением инноваций одними из приоритетных направлений работы до 2025 года являются переход на систему профессиональных квалификаций и разработка профессиональных стандартов.
Важным мотивационным инструментом системы привлечения и удержания персонала является коллективный договор открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Его основные функции - социальная защита работников, сохранение социальной стабильности в трудовых коллективах, повышение привлекательности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на рынке труда и развитие социального партнерства.
Особое внимание будет уделено обеспеченности предприятий персоналом в районе Байкало-Амурской магистрали. В последнее десятилетие в данном регионе наблюдается значительный отток населения трудоспособного возраста. В первую очередь это связано с низким уровнем качества и доступности социальных услуг.
Прогнозные показатели кадровой политики в социальной сфере приведены в приложении N 18.