6. Новая мобильность, трансформация роли автомобильных дилеров
Долгосрочными тенденциями, которые будут наблюдаться в основном в крупных городах, являются расширение совместного использования автомобилей наряду с владением ("шеринговые" сервисы - каршеринг и другие) и развитие мобильности как услуги (Mobility as a service, или MaaS) - аренда, подписные сервисы, такси, другие интегрированные сервисы. В соответствии с глобальными тенденциями и опытом стран-лидеров в указанном направлении для внедрения таких сервисов необходим высокий уровень цифровизации и развития соответствующего информационно-коммуникационного и навигационного обеспечения участвующих в соответствующих программах транспортных средств.
Среди причин роста спроса на новые сервисы мобильности выделяется стремление к избежанию издержек, связанных с владением транспортным средством, на фоне увеличения стоимости владения (уплата транспортного налога, затраты на техническое обслуживание, ремонт и др.) из-за введения городскими властями различных ограничений.
До 2030 года объем использования всех новых сервисов мобильности будет расти с годовыми темпами в 15 процентов в денежном выражении. К 2030 году каршерингом будет пользоваться 20 - 30 процентов населения мира, в России ожидается увеличение парка автомобилей, используемых в рамках каршеринга, более чем до 170 тыс. единиц к 2025 году.
Рост спроса на сервисы мобильности будет оказывать влияние на изменение модели продаж и дистрибуции автомобилей. По мере роста предложения сервисов мобильности в рамках концепции прямых продаж роль дилеров как ключевого канала продаж может трансформироваться в том числе в партнерство по сервисному обслуживанию.