8. Результаты оценки фактического состояния автомобильной отрасли
Сильными сторонами автомобильной отрасли являются:
объем существующих производственных автосборочных мощностей достаточен для удовлетворения потребностей внутреннего рынка;
наличие национальных автомобильных платформ и продуктов собственной разработки в сегменте легковых автомобилей, которые можно использовать как базу для дальнейшего развития новых продуктов и платформ;
наличие национальных продуктов собственной разработки в сегментах легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов, которые можно использовать как базу для дальнейшего развития новых продуктов;
высокий уровень консолидации в сегментах легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов;
сильные позиции национальных марок в своих сегментах;
наличие у крупнейших автопроизводителей собственных инжиниринговых центров, налаженное сотрудничество с ведущими техническими образовательными организациями высшего образования и организациями, осуществляющими научно-исследовательские работы;
собственные научно-технические наработки в сфере электротранспорта, особенно в сегментах легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов;
реализация рядом организаций проектов по развитию инфраструктуры для электрического транспорта, созданию производства электрических автомобилей, компонентов и материалов для них, которые поддержат развитие автомобильной отрасли в части создания электрического транспорта.
Слабыми сторонами автомобильной отрасли являются:
зависимость от технологий, оборудования, субкомпонентов, произведенных в иностранных государствах, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, с соответствующими ограничениями в части обслуживания и замены комплектующих;
низкая загрузка производственных мощностей автопроизводителей и поставщиков компонентов, ограничивающая возможности для окупаемости новых инвестиций;
избыточное количество используемых платформ в ряде сегментов и классов, требующих уникальных компонентов;
отсутствие локализации ряда критически важных компонентов и технологий, низкая локализация компонентов 2-го и следующих уровней и материалов;
неготовность большей части автопроизводителей без существенной государственной поддержки отдавать предпочтение российским компонентам 1-го уровня, в том числе созданным с применением глубоко локализованных компонентов 2-го и 3-го уровней;
высокая импортозависимость в производстве автомобилей и компонентов;
низкая операционная эффективность многих локальных поставщиков;
дефицит квалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров;
неготовность инфраструктуры к массовому использованию новых продуктов, в частности продуктов на новых типах топлива (газомоторная техника, электромобили);
отсутствие достаточно развитой инфраструктуры и компетенций в тестировании, сертификации новой продукции в автомобильной промышленности, особенно в области производства автомобильных компонентов;
низкая доля экспорта автомобилей в общем объеме производства, барьеры для экспорта.
Потенциалом автомобильной отрасли являются:
необходимость обновления устаревающего парка;
унификация компонентной базы по сегментам, технологиям и материальной базе производства компонентов;
развитие собственных компетенций в области ключевых технологий за счет интенсификации инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, реализации государственных программ, предусматривающих софинансирование со стороны государства, обучения специалистов, развития национальных технологий и инженерных центров;
создание новых рабочих мест за счет расширения номенклатуры производимой продукции, которая ранее не производилась в стране или производилась в недостаточном объеме;
развитие российских производств унифицированных компонентов по критическим направлениям, в том числе на базе действующих крупных производств;
заключение соглашений о партнерстве с производителями компонентов из дружественных стран для устранения разрывов в собственных компетенциях и технологиях;
локализация иностранных производителей из дружественных стран на условиях, обеспечивающих технологический суверенитет, в том числе посредством трансфера технологий в Российскую Федерацию, и возможность дальнейшего развития технологий российскими автопроизводителями и (или) производителями компонентов. При этом в случае наличия в Российской Федерации конкурентоспособного производства компонентов или возможности его создания на базе российских компетенций приоритет должен отдаваться российским организациям;
обеспечение конкурентоспособности национальной автомобильной промышленности на глобальном уровне в инновационных сегментах (электрический транспорт, транспорт на водородных топливных элементах) за счет интенсификации инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и продолжения реализации ранее инициированных проектов в этом секторе;
наращивание экспорта автомобилей и компонентов в дружественные страны.
Проблемными вопросами автомобильной отрасли являются:
снижение внутреннего платежеспособного спроса ввиду ухудшения макроэкономической ситуации, недостаточная динамика роста реальных доходов населения для компенсации интенсивного устаревания парка;
запрет на ввоз важнейших автомобильных комплектующих в связи с санкциями и (или) отказом иностранных партнеров, в том числе из дружественных стран, сотрудничать с российскими автопроизводителями;
разрушение стратегических партнерств из-за приостановки деятельности в Российской Федерации иностранных автопроизводителей;
разрывы цепочек поставок и отказ иностранных участников рынка логистики от обслуживания российских грузов;
высокая зависимость от поставок технологий, компонентов и оборудования из дружественных стран;
отток квалифицированных кадров в автомобильной отрасли вследствие резкого снижения объема производства автомобилей;
изменение позиции в отношении торгового и технологического сотрудничества с Российской Федерацией со стороны стран, считающихся дружественными;
глобальный дефицит микроэлектронных компонентов;
рост стоимости импортируемых компонентов и материалов, в том числе из-за логистических и санкционных ограничений, дисбаланса и роста цен на мировых сырьевых и энергетических рынках.