8. Результаты оценки фактического состояния автомобильной отрасли

8. Результаты оценки фактического состояния
автомобильной отрасли

Сильными сторонами автомобильной отрасли являются:

объем существующих производственных автосборочных мощностей достаточен для удовлетворения потребностей внутреннего рынка;

наличие национальных автомобильных платформ и продуктов собственной разработки в сегменте легковых автомобилей, которые можно использовать как базу для дальнейшего развития новых продуктов и платформ;

наличие национальных продуктов собственной разработки в сегментах легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов, которые можно использовать как базу для дальнейшего развития новых продуктов;

высокий уровень консолидации в сегментах легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов;

сильные позиции национальных марок в своих сегментах;

наличие у крупнейших автопроизводителей собственных инжиниринговых центров, налаженное сотрудничество с ведущими техническими образовательными организациями высшего образования и организациями, осуществляющими научно-исследовательские работы;

собственные научно-технические наработки в сфере электротранспорта, особенно в сегментах легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов;

реализация рядом организаций проектов по развитию инфраструктуры для электрического транспорта, созданию производства электрических автомобилей, компонентов и материалов для них, которые поддержат развитие автомобильной отрасли в части создания электрического транспорта.

Слабыми сторонами автомобильной отрасли являются:

зависимость от технологий, оборудования, субкомпонентов, произведенных в иностранных государствах, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, с соответствующими ограничениями в части обслуживания и замены комплектующих;

низкая загрузка производственных мощностей автопроизводителей и поставщиков компонентов, ограничивающая возможности для окупаемости новых инвестиций;

избыточное количество используемых платформ в ряде сегментов и классов, требующих уникальных компонентов;

отсутствие локализации ряда критически важных компонентов и технологий, низкая локализация компонентов 2-го и следующих уровней и материалов;

неготовность большей части автопроизводителей без существенной государственной поддержки отдавать предпочтение российским компонентам 1-го уровня, в том числе созданным с применением глубоко локализованных компонентов 2-го и 3-го уровней;

высокая импортозависимость в производстве автомобилей и компонентов;

низкая операционная эффективность многих локальных поставщиков;

дефицит квалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров;

неготовность инфраструктуры к массовому использованию новых продуктов, в частности продуктов на новых типах топлива (газомоторная техника, электромобили);

отсутствие достаточно развитой инфраструктуры и компетенций в тестировании, сертификации новой продукции в автомобильной промышленности, особенно в области производства автомобильных компонентов;

низкая доля экспорта автомобилей в общем объеме производства, барьеры для экспорта.

Потенциалом автомобильной отрасли являются:

необходимость обновления устаревающего парка;

унификация компонентной базы по сегментам, технологиям и материальной базе производства компонентов;

развитие собственных компетенций в области ключевых технологий за счет интенсификации инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, реализации государственных программ, предусматривающих софинансирование со стороны государства, обучения специалистов, развития национальных технологий и инженерных центров;

создание новых рабочих мест за счет расширения номенклатуры производимой продукции, которая ранее не производилась в стране или производилась в недостаточном объеме;

развитие российских производств унифицированных компонентов по критическим направлениям, в том числе на базе действующих крупных производств;

заключение соглашений о партнерстве с производителями компонентов из дружественных стран для устранения разрывов в собственных компетенциях и технологиях;

локализация иностранных производителей из дружественных стран на условиях, обеспечивающих технологический суверенитет, в том числе посредством трансфера технологий в Российскую Федерацию, и возможность дальнейшего развития технологий российскими автопроизводителями и (или) производителями компонентов. При этом в случае наличия в Российской Федерации конкурентоспособного производства компонентов или возможности его создания на базе российских компетенций приоритет должен отдаваться российским организациям;

обеспечение конкурентоспособности национальной автомобильной промышленности на глобальном уровне в инновационных сегментах (электрический транспорт, транспорт на водородных топливных элементах) за счет интенсификации инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и продолжения реализации ранее инициированных проектов в этом секторе;

наращивание экспорта автомобилей и компонентов в дружественные страны.

Проблемными вопросами автомобильной отрасли являются:

снижение внутреннего платежеспособного спроса ввиду ухудшения макроэкономической ситуации, недостаточная динамика роста реальных доходов населения для компенсации интенсивного устаревания парка;

запрет на ввоз важнейших автомобильных комплектующих в связи с санкциями и (или) отказом иностранных партнеров, в том числе из дружественных стран, сотрудничать с российскими автопроизводителями;

разрушение стратегических партнерств из-за приостановки деятельности в Российской Федерации иностранных автопроизводителей;

разрывы цепочек поставок и отказ иностранных участников рынка логистики от обслуживания российских грузов;

высокая зависимость от поставок технологий, компонентов и оборудования из дружественных стран;

отток квалифицированных кадров в автомобильной отрасли вследствие резкого снижения объема производства автомобилей;

изменение позиции в отношении торгового и технологического сотрудничества с Российской Федерацией со стороны стран, считающихся дружественными;

глобальный дефицит микроэлектронных компонентов;

рост стоимости импортируемых компонентов и материалов, в том числе из-за логистических и санкционных ограничений, дисбаланса и роста цен на мировых сырьевых и энергетических рынках.