IX. Заключение

IX. Заключение

Цели, задачи и направления развития металлургического комплекса базируются в том числе на поручениях Президента Российской Федерации от 20 апреля 2022 г. N Пр-861 и от 8 сентября 2022 г. N Пр-1598.

Целевой объем потребления готового проката черных металлов к 2030 году планируется на уровне 58 млн. тонн, что на 29,6 процента превышает уровень 2021 года с одновременным увеличением экспорта с 29,3 млн. тонн в 2021 году до 29,5 млн. тонн к 2030 году.

Целевой объем потребления алюминия к 2030 году планируется на уровне 1,8 млн. тонн, что на 16,7 процента превышает уровень 2021 года. Объем экспорта алюминия к 2030 году планируется на уровне 3,1 млн. тонн, что на 29,6 процента превышает уровень 2021 года.

Целевой объем потребления никеля к 2030 году планируется на уровне 63,3 тыс. тонн, что на 216,8 процента превышает уровень 2021 года в том числе за счет реализации проектов по повышению объемов производства металлопродукции из нержавеющей стали.

В качестве показателя, используемого при осуществлении мониторинга повышения уровня переработки металла и развития производства металлопродукции высоких переделов в черной металлургии, принимаются объем производства нержавеющего проката и доля импорта во внутреннем потреблении готового проката.

В качестве показателя, используемого при осуществлении мониторинга повышения уровня переработки металла и развития производства металлопродукции высоких переделов в цветной металлургии, принимается доля продукции с добавленной стоимостью по алюминию.

Достижение целевых показателей подлежит мониторингу Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

В Стратегии определены направления экспорта российской металлопродукции с учетом введенных против Российской Федерации санкций и ограничений, а также с учетом необходимости опережающего развития транспортной инфраструктуры.

В частности, альтернативными направлениями экспорта являются рынки Турции, Китая, государств - членов Евразийского экономического союза и государств - участников Содружества Независимых Государств, государств Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.

При этом корректировка сложившихся до 2022 года направлений экспорта предполагает необходимость разработки мероприятий по развитию железнодорожной и портовой инфраструктуры, а также выработку экономически эффективных транспортных тарифов.

В Стратегии определены меры, направленные на увеличение потребления отечественной металлопродукции на внутреннем рынке.

Ключевым драйвером роста потребления отечественной металлопродукции на внутреннем рынке является спрос на отечественную промышленную продукцию, в которой используются изделия из черной и цветной металлургии в таких сферах, как жилищное и инфраструктурное строительство, транспортное машиностроение, производство машин и оборудования, химическая промышленность, оборонно-промышленный комплекс, производство посуды, бытовой техники и медицинских изделий.

Стратегия содержит следующие "точки роста" указанных отраслей-потребителей:

в сфере строительства - реализация планов по переселению граждан из аварийных и подлежащих сносу домов, реализация государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", реализация плана мероприятий по расширению области применения стали в строительстве и совершенствованию технического регулирования в области строительства, реализация проектов развития дорожной инфраструктуры, реализация проектов строительства объектов магистральных трубопроводных систем и их реконструкции, развитие инфраструктуры транспортировки и переработки углеводородов;

в сфере водородной энергетики - развитие водородной энергетики за счет производства (трубы со специальными характеристиками для паровой конверсии метана, в том числе для подземных хранилищ H2 и CO2) труб для электролизеров;

в сфере транспортного машиностроения - рост объемов транспортного машиностроения, реализация государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";

в сфере авиастроения - обновление российского авиационного парка в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности";

в сфере тяжелого машиностроения - рост производства отечественной продукции тяжелого машиностроения в рамках подпрограммы "Развитие производства средств производства" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";

в сфере станкостроения - рост объема отечественного производства станкоинструментальной продукции в соответствии с целевыми значениями ключевых показателей Стратегии развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года;

в сфере производства электрооборудования - обновление мощностей и реализация планов по строительству атомных электростанций на основании Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года и государственной программы Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса";

в сфере оборонно-промышленного комплекса - стимулирование промышленной деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса".

В Стратегии определены меры, направленные на повышение уровня переработки металла и развитие производства металлопродукции высоких переделов.

В сфере черной металлургии необходимы обеспечение системного, стабильного спроса на специальные стали и сплавы за счет формирования долгосрочных партнерских отношений с потребителями такой продукции, а также привлечение инвестиций в развитие (модернизацию) основных фондов предприятий - производителей продукции.

В сфере цветной металлургии планируются увеличение доли продукции с добавленной стоимостью до 75 процентов объемов производства, что необходимо для обеспечения внутреннего рынка полуфабрикатами для производителей конечной продукции из алюминия и для продаж на экспорт, а также увеличение доли такой продукции высоких переделов, как прокатная продукция, фольга и алюминиевые колесные диски.

Поэтапное увеличение производства полуфабрикатов из меди (катанки, прутков), готовой продукции (трубок, фитингов, электрического кабеля), никеля и титана предполагается за счет роста потребления указанных полуфабрикатов и цветных металлов стратегическими отраслями промышленности (аэрокосмической и судостроительной), строительным сектором, энергетическим машиностроением и упаковочной отраслью.

В Стратегии определены меры, направленные на бесперебойное обеспечение металлургических предприятий критически важным сырьем и оборудованием.

Обеспеченность металлургических предприятий критически важным сырьем формируется путем диверсификации импорта, разработки российских месторождений и новых технологий, в том числе путем выработки и применения оптимальных мер государственной поддержки:

в части марганцевых руд - необходимо диверсифицировать импорт, разработать эффективные технологии выплавки марганцевых ферросплавов из концентратов и создать более совершенные методы дефосфорации марганцевых концентратов;

в части хромовых руд - необходимо реализовать программы по импортозамещению хромового сырья на базе месторождений, расположенных на Полярном Урале в Ямало-Ненецком автономном округе (Конгор-Хром) и в Пермском крае (Сарановское), что позволит достичь доли отечественного хромого сырья на российском рынке к 2025 году, составляющей около 70 процентов;

в части ниобиевых руд - необходимо разработать месторождения ниобия (Томторское месторождение в Якутии и Зашихинское месторождение в Иркутской области), ввод в эксплуатацию которых в 2026 - 2028 годах обеспечит потребности российской металлургии;

в части глинозема - для снижения зависимости от импортного глинозема рассматривается проект строительства глиноземного завода в г. Усть-Луге (Ленинградская область) с оценочным сроком ввода новых мощностей в течение 7 последующих лет;

в части цинковых руд - освоение Озерного месторождения, а также планируемое строительство цинкового завода в г. Верхний Уфалей мощностью 120 тыс. тонн цинка в год позволят полностью отказаться от импорта;

в части титановых руд - необходимо разработать технологии обогащения, позволяющие вовлечь в хозяйственный оборот отечественные сложнокомпонентные титансодержащие руды, добываемые на российских месторождениях;

в части литиевых руд - необходимо реализовать комплекс мер поддержки проектов по добыче литиевых руд на участках Завитинского, Полмостундровского, Ковыктинского, Ярактинского, Колмозерского месторождений;

в части металлолома - необходимо обеспечить прозрачность ломозаготовительной отрасли, в частности, проработать переход на безналичные расчеты с физическими лицами, оптимизировать механизм взимания налога на доход физических лиц при сдаче ими лома и отходов черных и цветных металлов, а также усилить ответственность за нарушение правил обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов;

в части российского тяжелого машиностроения для металлургических предприятий - необходимо развивать российскую машиностроительную базу по разработке и производству металлургического оборудования, в том числе с предоставлением мер государственной поддержки;

в части оптимизации налоговой нагрузки - необходимо проводить мониторинг финансовых результатов компаний отрасли в целях подготовки предложений (при необходимости) по корректировке порядка исчисления налога на добычу полезных ископаемых при добыче железной руды и акциза на жидкую сталь;

в части изменения тарифов на услуги открытого акционерного общества "Российские железные дороги" с учетом необходимости обеспечения баланса интересов инфраструктурных и металлургических компаний - в связи с изменением металлургическими компаниями направлений логистики целесообразно принять меры по оптимизации логистической составляющей в рамках перенаправления поставок металлопродукции на новые экспортные рынки, в том числе за счет предоставления открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" понижающих коэффициентов к тарифам в рамках установленных ценовых пределов при наличии (с обеспечением) экономической эффективности для открытого акционерного общества "Российские железные дороги";

в части изменения тарифов на электроэнергию - представляется необходимым не допускать роста себестоимости металлопродукции из-за появления новых механизмов перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе;

в части снижения цен на металлопродукцию - в качестве мер, направленных на снижение цен на металлопродукцию для внутреннего рынка, может применяться система мониторинга цен на внутреннем и внешних рынках на основную номенклатуру металлопродукции, что позволит оперативно разрабатывать и принимать меры регуляторного воздействия.

В качестве механизмов снижения цен на металлопродукцию предлагается:

отмена импортных пошлин на критически важное сырье, которое не производится в России (медный штейн, титановый шлак и ильменитовый песок);

отмена ставок таможенных пошлин на импорт широкого перечня критически важного оборудования и материалов для отечественной металлургии.

Реализация положений Стратегии будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти, подведомственными им федеральными государственными бюджетными учреждениями и заинтересованными металлургическими компаниями в рамках их полномочий.

Координацию Стратегии, мониторинг и разработку предложений по ее актуализации осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.