2. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ И РОССТАТА ДО 2030 ГОДА
2. Целевые показатели и направления реализации Стратегии
В Российской Федерации в рамках деятельности Росстата и других участников системы государственной статистики используется модель статистического производства, базирующаяся на международных принципах и позволяющая обеспечить реализацию единых подходов к сбору, обработке и распространению официальных статистических данных.
Достижение цели и стратегических задач позволит к 2030 году:
повысить уровень удовлетворенности пользователей официальной статистической информацией до 95 процентов;
повысить долю статистических показателей, соответствующих стандарту качества данных, до 100 процентов;
снизить долю нагрузки на объекты федерального статистического наблюдения по формированию статистической отчетности на 50 процентов;
повысить долю статистических показателей, формируемых с использованием административных и больших данных, до 50 процентов;
сократить сроки обработки первичных статистических данных для расчета статистических показателей до 65 процентов;
предоставлять 100 процентов статистических показателей посредством платформы ГИС ЦАП в автоматизированном режиме в машиночитаемом формате;
повысить долю статистических показателей, соответствующих международным стандартам, до 95 процентов.
Основные целевые показатели реализации Стратегии приведены в приложении.
Реализация Стратегии будет осуществляться по следующим 8 базовым направлениям:
выявление потребностей в информации, планирование и обеспечение качества статистических данных;
совершенствование системы сбора статистических данных;
совершенствование системы обработки статистических данных;
совершенствование системы распространения статистических данных;
цифровая трансформация Росстата и системы государственной статистики;
информационная безопасность и защита информации;
кадровое обеспечение системы государственной статистики;
развитие международного сотрудничества.
Выявление потребностей в информации, планирование
и обеспечение качества статистических данных
В последние годы в условиях заметного ускорения социально-экономических изменений во всех сферах жизни общества существенно возросла скорость принятия управленческих решений. Это определяет следующие тенденции и процессы.
Существенный рост потребности в официальной статистической информации со стороны всех пользователей, который при сохранении текущей модели работы не может быть полностью обеспечен государственной статистикой. В 2023 году 6,5 млн. посетителей официального сайта Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" совершили 14,7 млн. визитов, а за первое полугодие 2024 г. 4 млн. посетителей просмотрели сайт Росстата 8,8 млн. раз, что показывает возрастающий уровень заинтересованности пользователей официальной статистической информацией.
Наблюдается ускоренный рост объема ведомственных данных, в том числе повторяющих и (или) замещающих официальную статистическую информацию. Часть этих данных не имеют четкой методологии обработки и верификации.
В связи с этим требуется совершенствование системы координации между субъектами официального статистического учета по сбору первичных статистических и административных данных. Органы государственной власти не используют единую для всех нормативно-справочную информацию, идентификаторы, реестры, справочники, что делает несопоставимыми между собой статистические данные (значительную их часть).
Если потребность государства и общества не обеспечена официальной статистической информацией (или обеспечена ниже ожидаемого объема), ее пользователи все чаще используют альтернативные источники данных. При этом в рамках официального статистического учета в Российской Федерации недостаточно проводятся научно-исследовательские и методологические работы, направленные на использование новых источников данных.
До сих пор не формализована процедура выявления ошибок в официальной статистической информации, отсутствуют закрепленные регламенты действий в случае обнаружения ошибок.
Ключевыми задачами по выявлению потребностей в информации, планированию и обеспечению качества статистических данных являются:
обеспечение соответствия официальной статистической информации стандарту качества данных и использование единой для субъектов официального статистического учета нормативно-справочной информации на всех этапах статистического производства;
обеспечение в рамках системы государственной статистики проведения методологических работ по новым направлениям, требующим измерения, а также использование новых источников данных и внедрение в статистическую практику новых инструментов и алгоритмов;
приостановление (возобновление) по решению Правительства Российской Федерации предоставления и распространения пользователям официальной статистической информации с учетом мнения межведомственного совета по вопросам официального статистического учета и обратной связи, поступившей от пользователей официальной статистической информацией;
актуализация Федерального плана по решению Правительства Российской Федерации с учетом обратной связи, поступившей от пользователей официальной статистической информацией;
осуществление Росстатом функций единого центра методологического обеспечения всей системы государственной статистики, а также центра компетенций по внедрению стандарта качества данных.
В части задач по выявлению потребностей в информации, планированию и обеспечению качества статистических данных реализуются следующие 4 проекта:
статистическое планирование на основе обратной связи с потребителями;
развитие статистической методологии;
гармонизация нормативно-справочной информации;
создание стандарта качества данных.
Проект по статистическому планированию на основе обратной связи с потребителями реализуется с 2021 года. В рамках Стратегии планируется его расширение за счет следующих мероприятий:
создание эффективных механизмов получения обратной связи от респондентов и пользователей официальной статистической информацией на основе современных средств коммуникации, включая проведение регулярных опросов среди основных групп пользователей;
переход на электронный документооборот в целях ведения Федерального плана;
проведение аудита востребованности работ Федерального плана для оценки целесообразности их исключения.
Для обеспечения координации статистической деятельности необходимо создать межведомственный совет по вопросам официального статистического учета, в состав которого войдут представители органов публичной власти и экспертного сообщества.
Кроме того, важной задачей в рамках данного проекта становится расширение деятельности Росстата по пересмотру показателей и форм федерального статистического наблюдения. Обязательным условием является привлечение к участию в данной работе органов публичной власти, субъектов официального статистического учета, представителей научного и экспертного сообщества.
Целевые индикаторы к 2030 году:
все пользовательские запросы по работам Федерального плана удовлетворяются на бесплатной основе;
создан рынок государственных статистических данных, удовлетворяющий пользовательские запросы на платной основе.
В рамках проекта по развитию статистической методологии ключевыми мероприятиями станут:
создание и внедрение единого стандарта статистической методологии (далее - стандарт методологии) в деятельность субъектов официального статистического учета, обеспечивающего типизацию статистических исследований, проводимых на национальном уровне, а также основу для создания системы контроля и сертификации соответствия методик и процессов установленным стандартам;
разработка и реализация программы по пересмотру и при необходимости актуализации методологических документов по сбору и обработке первичных статистических и административных данных, а также публикации официальных статистических данных в соответствии со стандартом методологии;
разработка и внедрение системы мониторинга применения стандарта методологии;
формирование среднесрочных и долгосрочных планов развития официальной статистической методологии на основе разрабатываемых и планируемых к разработке международных стандартов, а также анализа развития различных отраслей и социально-экономических процессов;
обеспечение статистического учета структурных изменений в экономике, включая выделение новых единиц учета, в том числе для оценки объемов рынка национальных проектов по обеспечению технологического лидерства;
адаптация методологии отраслевой статистики под прикладные задачи государственного управления, макроэкономического анализа и прогнозирования.
Одним из необходимых инструментов по совершенствованию методологической работы Росстата станет трансформация федерального государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Федеральной службы государственной статистики" в единый методологический центр - передовой научный центр по разработке опережающей методологии и проведению поисковых и экспериментальных расчетов с использованием новых технологий и новых источников данных.
Целевые индикаторы к 2030 году:
100 процентов официальных статистических показателей формируются по методологии, соответствующей стандарту методологии;
100 процентов статистических методологий переведено в цифровой формат;
более 90 процентов статистических методологий, применяемых при формировании официальной статистической информации, соответствуют международным стандартам.
В рамках проекта по гармонизации нормативно-справочной информации будет проведен аудит нормативно-справочной информации, осуществлено устранение дублирующих справочников и реестров, будут сформированы эталонные иерархические справочники, а также единый реестр показателей, который должен объединять первичные статистические показатели, статистические показатели и административные данные.
Предполагается установить единый порядок ведения справочников органами публичной власти - участниками системы государственной статистики на платформе ГИС ЦАП. При этом их предоставление и использование будет обеспечено в федеральной государственной информационной системе "Единая система нормативной справочной информации".
Целевые индикаторы к 2030 году:
создан единый перечень эталонных справочников;
все справочники, используемые в системе официального статистического учета, приведены в соответствие с эталонными;
вся официальная статистическая информация публикуется с применением гармонизированной нормативно-справочной информации;
создан единый реестр показателей.
Проект по созданию стандарта качества данных предполагает не только его создание в Российской Федерации, но также разработку мер по его внедрению и мониторингу применения. Стандарт качества данных будет распространяться на данные, используемые при формировании официальной статистической информации, включая административные и первичные статистические данные, а также непосредственно на официальную статистическую информацию, формируемую в соответствии с Федеральным планом. Стандарт качества данных учитывает в том числе требования для использования систем на основе искусственного интеллекта.
Целевой индикатор к 2030 году - 100 процентов показателей, используемых в официальном статистическом учете, соответствуют стандарту качества данных и содержатся в едином реестре показателей.
С целью реализации единого порядка ведения, предоставления и использования справочников, методологического и технологического сопровождения единого реестра показателей, включая рассмотрение и экспертизу новых показателей, а также сопровождения внедрения стандарта качества данных будет создан соответствующий центр компетенций на базе подведомственной Росстату организации.
Совершенствование системы сбора статистических данных
Одним из достижений реализации Стратегии развития Росстата и системы государственной статистики Российской Федерации на период до 2024 года является переход на сбор статистических данных в электронном формате.
Сбор статистических данных продолжается по формам федерального статистического наблюдения (наборам показателей), при этом в разных формах сохраняется дублирование отдельных показателей (групп показателей). Кроме того, не реализована синхронизация регламентов сдачи отчетности, в том числе субъектами официального статистического учета, продолжают использоваться разные классификаторы, форматы предоставления данных, единицы измерения для разных показателей и сроки предоставления информации.
Осложняет развитие системы сбора статистических данных отсутствие нормативной базы для информационного обмена между субъектами официального статистического учета.
Формы федерального статистического наблюдения недостаточно увязаны с учетными системами объектов федерального статистического наблюдения (системами бухгалтерской, налоговой, кадровой отчетности).
Следствием сложности заполнения форм федерального статистического наблюдения, ручного ввода данных является низкая отчетная дисциплина объектов федерального статистического наблюдения, отсутствие у них мотивации к повышению качества предоставления данных.
Требуется совершенствование системы контроля качества информации при сборе первичных статистических данных в рамках системы государственного статистического учета.
При проведении федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и переписей продолжает применяться ручной сбор информации, что существенно замедляет обработку первичных статистических данных и повышает вероятность ошибок.
Приоритетными задачами для развития системы сбора первичных статистических данных являются:
формирование системы, обеспечивающей однократное предоставление объектами федерального статистического наблюдения первичных статистических данных и последующую возможность многократного их использования (передачи) в разных государственных информационных системах для целей статистического учета, а также при согласии респондента - в целях государственного управления;
реализация механизма запрета дублирования сбора первичных статистических данных органами публичной власти;
переход на автоматическое заполнение сведений об объектах федерального статистического наблюдения на основе административных данных, содержащихся в государственных информационных системах;
использование преимущественно цифровых каналов коммуникации при проведении регулярных обследований и переписей;
активное использование административных и больших данных для формирования статистических показателей.
Целевыми индикаторами при развитии системы сбора первичных статистических данных являются:
полное исключение дублирующих запросов при согласии объектов федерального статистического наблюдения на обмен данными между органами публичной власти;
переход на сбор первичных статистических данных по показателям для субъектов малого предпринимательства;
снижение в 2 раза отчетной нагрузки на объекты федерального статистического наблюдения;
обеспечение отчетной дисциплины респондентов на уровне не менее 70 процентов по каждому первичному статистическому показателю.
Достижение приоритетов по совершенствованию системы сбора статистических данных потребует проработки следующих 5 проектов:
снижение отчетной нагрузки на бизнес;
использование административных данных;
использование больших данных;
совершенствование обследований населения;
трансформация сельскохозяйственной переписи.
Проект по снижению отчетной нагрузки на бизнес включает:
завершение перехода от сбора первичных статистических данных по формам федерального статистического наблюдения по субъектам малого предпринимательства к сбору по первичным статистическим показателям;
формирование индивидуальных наборов показателей статистической отчетности для разных объектов федерального статистического наблюдения;
увязку собираемых показателей с первичным учетом;
создание удобных личных кабинетов на платформе ГИС ЦАП с автоматическим заполнением информации из государственных информационных систем, с возможностью предоставления обратной связи;
создание института согласий респондентов на обмен первичными статистическими данными между государственными органами в целях реализации их полномочий;
создание методологии для индивидуального подхода к сбору статистической информации у крупнейших компаний - объектов федерального статистического наблюдения;
проведение регулярного мониторинга административной нагрузки, связанной с представлением статистической отчетности.
Целевые индикаторы к 2030 году:
сбор первичных статистических данных у субъектов малого предпринимательства осуществляется по первичным статистическим показателям, а не по формам федерального статистического наблюдения;
нагрузка по представлению статистической отчетности на бизнес сокращена в 2 раза;
показатели, по которым получены согласия респондентов на передачу их первичных статистических данных, повторно предоставляемые респондентами государству, отсутствуют;
100 процентов статистических показателей имеют описание источников информации для заполнения.
Все большее распространение использования административных данных при принятии управленческих решений требует интеграции их в систему государственной статистики. В связи с этим приоритетными мероприятиями в рамках проекта по использованию административных данных являются:
разработка требований к административным данным, в том числе с учетом их последующего использования в официальной статистике;
анализ всех существующих и потенциальных источников административных данных, оценка возможностей и ограничений в их использовании в официальной статистике;
совершенствование статистической методологии с учетом возможностей и ограничений использования административных данных, в том числе агрегированных данных о ценах, формируемых ФНС России на основе информации контрольно-кассовой техники, для расчета индекса потребительских цен.
Целевой индикатор к 2030 году - 100 процентов административных данных, соответствующих стандарту качества данных, используется при формировании официальной статистической информации.
Росстат уже начал формировать подходы к методологии и практике использования больших данных в официальном статистическом учете. В рамках проекта по использованию больших данных планируется:
провести актуализацию концепции использования больших данных в системе государственной статистики с учетом международного опыта;
осуществить поиск, анализ и оценку возможных источников больших данных с учетом возможностей их дальнейшего применения в официальной статистике, регулярно актуализировать состав возможных источников больших данных;
провести категоризацию источников больших данных по их применимости для официального статистического учета;
расширить практику и провести донастройку инструментов "машинного обучения" для анализа больших данных;
интегрировать большие данные в статистическую методологию с учетом возможности замены традиционных первичных источников статистической информации, а также использовать большие данные для верификации традиционных показателей.
Целевой индикатор к 2030 году - более половины статистических направлений используют большие данные.
Проведение регулярных обследований населения, в том числе Всероссийской переписи населения и микропереписи населения, остается одним из ключевых приоритетов Росстата. В рамках проекта по совершенствованию обследований населения планируется существенно расширить состав административных данных, используемых в социальной и демографической статистике.
Всероссийская перепись населения 2030 года должна стать первой переписью, в которой будут использованы административные данные единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, для частичного предзаполнения переписного листа в электронном виде, что позволит значительно снизить нагрузку на респондентов и сократить время заполнения переписного листа.
При этом будет сохранена гарантия самоопределения населения при проведении переписи путем предоставления каждому жителю страны возможности уточнить предзаполненные данные и лично внести в переписной лист сведения, которых нет в административных данных.
Необходимо распространить опыт работы личных кабинетов и на практику проведения обследований населения. В частности, предполагается постепенно перейти к практике проведения обследований домашних хозяйств с использованием личных кабинетов на цифровых платформах органов публичной власти, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". При этом важно сформировать систему стимулирования участия населения в цифровых опросах.
Максимальное внедрение практики онлайн-опросов населения при проведении обследований позволит проводить постепенное сокращение количества привлекаемых интервьюеров, главной функцией которых станет не собственно сбор первичных статистических данных, а контроль полноты учета населения и качества обследования.
Целевые индикаторы к 2030 году:
более половины вопросов анкет при обследованиях населения предзаполнены с использованием административных данных;
число интервьюеров при проведении обследований населения сокращено в 2 раза;
время обработки результатов обследований населения сокращено на 30 процентов;
три четверти домашних хозяйств проходят обследование с использованием личных кабинетов на цифровых платформах органов публичной власти.
В рамках проекта по трансформации сельскохозяйственной переписи предполагается существенно расширить состав административных данных, используемых в статистике сельского хозяйства в рамках текущего учета, а также при проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2027 года, которую планируется полностью провести в цифровом формате.
Целевые индикаторы к 2030 году:
сокращение сроков опубликования предварительных и окончательных итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2027 года на 20 процентов;
сокращение числа лиц, привлекаемых на договорной основе к проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2027 года, не менее чем на 15 процентов.
Совершенствование системы обработки статистических данных
Одной из ключевых проблем, связанных с обработкой первичных статистических и административных данных, остается вопрос сроков подготовки первых и уточненных оценок статистических показателей, в частности:
сохраняются длительные сроки подготовки отдельных статистических показателей, в особенности на региональном и муниципальном уровнях, не гармонизированы сроки выхода уточненных оценок по связанным статистическим показателям;
при пересмотре годовых оценок не всегда уточняются квартальные и месячные оценки тех же статистических показателей;
продолжают использоваться негибкие модели обработки первичных статистических данных, которые не позволяют оперативно формировать на их основе новые расчетные показатели;
сохраняется множество систем для расчета разных статистических показателей, используется большое количество отдельных файлов вместо единой расчетной модели;
алгоритмы расчета статистических показателей зачастую не раскрыты, не описаны или описаны недостаточно подробно, не всегда выстроена завершенная связь алгоритма расчета с описанием методологии формирования статистического показателя.
Результатами реализации мероприятий по совершенствованию системы обработки статистических данных должны стать:
сокращение сроков расчета ключевых социально-экономических показателей, итогов переписей и обследований;
расширение перечня показателей, рассчитываемых на региональном и муниципальном уровнях в те же сроки, что и на уровне Российской Федерации в целом;
обеспечение расчета прокси-показателей до выхода итоговых оценок по социально-экономическим показателям;
соответствие статистических данных требованиям к использованию в машинном обучении и обработке с помощью инструментов искусственного интеллекта;
алгоритмы расчета статистических показателей приведены в соответствие со стандартом статистической методологии;
обеспечение расчета валового городского продукта по всем крупным городам Российской Федерации с населением более 100 тыс. человек.
Для реализации приоритетных вопросов по совершенствованию системы обработки статистических данных потребуется проработка следующих 3 проектов:
развитие территориальной статистики;
совершенствование макроэкономической статистики;
создание системы экспериментальных расчетов.
В Стратегии закладывается обновление официального статистического учета на внутрирегиональном и субтерриториальном (межмуниципальном, межрегиональном) уровнях.
Ключевыми мероприятиями проекта по развитию территориальной статистики являются:
публикация официальной статистической информации на уровне населенных пунктов, в том числе опорных;
расширение состава статистических показателей, собираемых и публикуемых на уровне населенных пунктов;
формирование системы статистических показателей, публикуемых на субтерриториальном уровне (групп населенных пунктов, групп муниципальных образований, групп субъектов Российской Федерации). Целевые индикаторы к 2030 году:
расширена статистика населенных пунктов и субтерриториальных образований;
по всем типам субтерриториальных образований формируется официальная статистическая информация.
Основными мероприятиями в рамках проекта по совершенствованию макроэкономической статистики являются:
внедрение в российскую статистическую практику нового международного стандарта системы национальных счетов 2025 года;
ускорение формирования макроэкономических показателей как на уровне Российской Федерации в целом, так и на уровне субъектов Российской Федерации;
формирование базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2026 год;
формирование макропоказателей по городам, городским агломерациям, населенным пунктам;
оптимизация процесса сбора и обработки информации для расчета показателей системы национальных счетов, автоматизация расчета показателей системы национальных счетов.
Целевые индикаторы к 2030 году:
международный стандарт системы национальных счетов 2025 года на 90 процентов внедрен в российскую статистическую практику;
сроки публикации показателей системы национальных счетов сокращены в 1,5 раза;
перечень публикуемых детализированных показателей системы национальных счетов расширен в 1,5 раза;
валовой городской продукт рассчитан по всем крупным городам Российской Федерации с населением более 100 тыс. человек.
В настоящее время формируется новый блок статистических работ, связанный с проведением экспериментальных исследований и разработкой новых статистических показателей. Проект по созданию системы экспериментальных расчетов включает:
формирование системы экспресс-оценок в том числе на региональном и муниципальном уровнях по отдельным отраслевым показателям на базе оперативных данных крупнейших респондентов;
расширение программы обследования деловой активности организаций;
внедрение оперативных прокси-показателей во всех отраслях федерального статистического наблюдения (в качестве пилотного направления - индекс выпуска в базовых отраслях);
формирование пробных (пилотных) экспериментальных расчетов статистических показателей на основе первичных статистических и (или) альтернативных данных.
Целевой индикатор к 2030 году - для более половины статистических направлений созданы системы оперативной экспериментальной статистики.
Совершенствование системы распространения
статистических данных
За последние годы Росстатом и другими участниками системы государственной статистики реализован ряд проектов по совершенствованию систем распространения статистических данных. Помимо стандартных форм распространения статистических данных (сборники, сайты и платформы распространения статистических данных) активно развиваются платформы открытых данных. В то же время сохраняется ряд проблем распространения статистических данных, которые препятствуют успешному развитию системы государственной статистики:
существующие в настоящее время инструменты распространения официальной статистической информации (единая межведомственная информационно-статистическая система, официальные сайты органов власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") не отвечают современным потребностям пользователей;
значительная часть статистических данных доступна только в традиционных форматах, не предусматривающих машинную обработку или существенно ограничивающих ее использование, а также требует дополнительной обработки для последующего использования;
не сформирована единая система предоставления статистических данных субъектов официального статистического учета, в рамках баз данных непосредственно Росстата используются различные справочники и классификаторы, что существенно осложняет совместное использование статистических данных из разных источников;
действующие информационные платформы предоставления официальной статистической информации в значительной мере ограничивают пользователей в возможности настройки массивов данных при их выгрузке;
не отработан механизм предоставления статистических данных ограниченного использования с условием как удобства пользования, так и требований национальной безопасности, что особенно важно в условиях внешнего санкционного давления.
В рамках реализации приоритетов по совершенствованию системы распространения статистических данных предполагается достичь следующих результатов:
официальная статистическая информация публикуется на платформе ГИС ЦАП;
на официальных сайтах органов власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" отсутствует статистическая информация, не размещенная на платформе ГИС ЦАП;
статистические данные предоставляются пользователям в различных удобных форматах, позволяющих пользователям использовать их (статистические данные) без дополнительной технической обработки;
обеспечена современная разнообразная система визуализации статистических данных, включающая визуализацию пространственных данных посредством функциональных возможностей федеральной государственной информационной системы "Единая цифровая платформа "Национальная система пространственных данных";
сформированы личные кабинеты пользователей официальной статистической информацией, используемые как для настройки состава и формы получения статистических данных, так и для предоставления статистических данных ограниченного использования.
Целевые индикаторы к 2030 году:
100 процентов публикуемой официальной статистической информации размещено на платформе ГИС ЦАП в современных машиночитаемых форматах;
100 процентов пользователей официальной статистической информацией из числа представителей органов публичной власти, научных и образовательных организаций имеют личные кабинеты;
более 90 процентов пользователей официальной статистической информацией удовлетворены ее доступностью.
Для реализации приоритетных задач по совершенствованию системы распространения статистических данных запланированы следующие 3 проекта:
модернизация инструментов распространения статистических данных;
популяризация официальной статистики;
поддержание длинных динамических рядов.
Ключевое мероприятие проекта по модернизации инструментов распространения статистических данных - создание единой платформы распространения официальной статистической информации с возможностью создания личных кабинетов для разных типов пользователей. В рамках платформы ГИС ЦАП планируется:
внедрить различные форматы предоставления статистических данных, в том числе машиночитаемые форматы для всех статистических показателей, с системой визуализации посредством функциональных возможностей федеральной государственной информационной системы "Единая цифровая платформа "Национальная система пространственных данных";
сформировать перечни наиболее востребованных у органов государственной власти и частных компаний статистических показателей и обеспечить разработку регулярно обновляемой витрины данных для них;
обеспечить предоставление обезличенных микроданных, в том числе расширить состав наборов микроданных.
Целевые индикаторы к 2030 году:
100 процентов официальной статистической информации публикуется на платформе ГИС ЦАП с применением современных форматов распространения данных, за исключением официальной статистической информации, публикация которой может нанести ущерб национальной безопасности Российской Федерации;
пользователи имеют доступ к обезличенным первичным статистическим данным (микроданным);
пользователи имеют возможность настройки выгрузки данных с использованием личных кабинетов.
В рамках проекта по популяризации официальной статистики необходима реализация нескольких новых для современной государственной статистики направлений и мероприятий. Прежде всего необходимо:
разработать и обеспечить реализацию "дорожной карты" по повышению статистической грамотности пользователей официальной статистической информацией (органов, входящих в единую систему публичной власти, средств массовой информации, общественных, научных и экспертных организаций);
обеспечить совместную работу Росстата с Минтрудом России, Минобрнауки России и образовательными организациями высшего образования по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов в сфере официального статистического учета;
масштабировать и расширять проект "Понятная статистика";
активно освещать статистическую деятельность в социальных сетях и средствах массовой информации;
информировать население о достигнутых результатах развития отраслей в Российской Федерации и борьбе с распространением недостоверной статистической информации.
Целевые индикаторы к 2030 году:
повышен уровень статистической грамотности у пользователей официальной статистической информацией;
повышен уровень доверия пользователей к официальной статистической информации.
В целях расширения горизонта прогнозирования социально-экономических процессов на федеральном и территориальном уровнях необходимо сформировать стандарт ретроспективного пересчета статистических показателей. В частности, для уровней федеральных округов и муниципальных образований будет сформирована система ретроспективного пересчета статистических показателей в случае изменения административно-территориального деления.
В рамках проекта по поддержанию длинных динамических рядов планируется внедрение порядка пересчета рядов ключевых статистических показателей при изменении классификаторов и (или) методологии, в частности, должна быть осуществлена подготовка к внедрению в статистическую практику новых версий общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭДЗ) и общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПДЗ). Кроме того, должен быть осуществлен фактический ретроспективный пересчет ряда ключевых статистических показателей.
Важной задачей является перевод в цифровой формат архивов статистических данных, в том числе статистических сборников, выпускавшихся территориальными органами Росстата.
Целевые индикаторы к 2030 году:
доля статистических показателей, имеющих непрерывный ретроспективный динамический ряд, увеличена с 20 до 60 процентов;
обеспечен плавный переход на новые международные стандарты классификации без формирования разрывов в динамических рядах ключевых статистических показателей.
Цифровая трансформация Росстата и системы
государственной статистики
Реализация мероприятий по трансформации системы государственной статистики невозможна без внедрения современных информационных технологий, посредством которых осуществляется информационное обеспечение осуществления функций Росстата, других субъектов официального статистического учета, респондентов, а также иных органов публичной власти.
Информационное обеспечение системы государственной статистики должно представлять собой совокупность взаимосвязанных информационных систем и сервисов, предназначенных для эффективного взаимодействия государства, граждан и бизнеса в сфере официального статистического учета.
Для комплексного решения вопросов, направленных на цифровую трансформацию статистического производства, предусматриваются следующие мероприятия:
внедрение на единой цифровой платформе Российской Федерации ТосТех" с учетом имеющегося опыта органов публичной власти современной платформы ГИС ЦАП, входящей в состав федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа национальной системы управления данными", интегрированной с информационными системами ведомств и отвечающей требованиям надежности, безопасности, масштабируемости и независимости от внешних воздействий;
запуск автоматизированного процесса создания и ведения единых справочников и классификаторов на платформе ГИС ЦАП в режиме, близком к реальному времени, с обеспечением распространения нормативно-справочной информации посредством федеральной государственной информационной системы "Единая система нормативной справочной информации";
создание статистических цифровых двойников организаций, отраслей, всех респондентов с доступом к ним через личные кабинеты платформы ГИС ЦАП;
реинжиниринг всех процессов и процедур производства данных для использования их в проектировании платформы ГИС ЦАП, модернизация существующих в настоящее время и применяемых единых реестров, справочников и классификаторов;
наделение Росстата полномочиями по формированию требований к государственным и муниципальным информационным системам, необходимых для сбора и обработки сведений, используемых в целях осуществления официального статистического учета, а также информационного взаимодействия с платформой ГИС ЦАП;
обеспечение сопоставимости данных, содержащихся в различных информационных системах и используемых для формирования официальной статистической информации, посредством перехода на использование единых реестров, справочников и классификаторов, ведение которых осуществляется на базе платформы ГИС ЦАП;
организация личных кабинетов для всех категорий пользователей платформы ГИС ЦАП, обеспечивающих удобство производства статистических и иных данных и получения информации из единой точки доступа;
анализ возможности создания сервисов прямой загрузки статистической отчетности из внутренних информационных систем компаний;
повышение результативности производства статистической информации на основе эффективного "клиентского пути" посредством реинжиниринга действующих процессов и процедур субъектов официального статистического учета в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию и оптимизации бизнес-процессов государственных функций, услуг и сервисов, подлежащих реализации на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех".
Информационная безопасность и защита информации
Меры защиты в части определенного класса защищенности, уровня защищенности персональных данных и категории значимости объекта критической информационной инфраструктуры (в случае ее определения), в том числе направленные на нейтрализацию актуальных угроз безопасности информации, реализовываются для защиты информации на этапах ее сбора, обработки и хранения в соответствии с законодательством Российской Федерации в области информационной безопасности и защиты информации.
Кадровое обеспечение системы государственной статистики
Для стимулирования развития подготовки и адаптации современных статистиков, отвечающих актуальным вызовам и тенденциям, необходимо комплексное решение следующих приоритетных задач:
достижение конкурентоспособного уровня заработной платы;
разработка и внедрение образовательных программ подготовки специалистов для Росстата и дополнительного образования в соответствии с тенденциями совершенствования статистического производства, в том числе на базе образовательных организаций высшего образования регионального уровня;
создание корпоративного университета для развития компетенций сотрудников, связанных со сбором, обработкой и распространением данных, обработкой административных данных и использованием инструментов искусственного интеллекта, а также по другим востребованным профессиональным направлениям, включая навыки владения иностранными языками в профессиональной сфере деятельности;
создание системы преемственности сотрудников ведомства, в том числе руководящего состава территориальных органов, развитие наставничества;
развитие корпоративной культуры, тиражирование ценностей Росстата в территориальные органы и подведомственные организации;
совершенствование организационно-штатной структуры, включая оптимизацию численности сотрудников территориальных органов, в том числе за счет сокращения районных звеньев территориальных органов государственной статистики.
В рамках направления по кадровому обеспечению системы государственной статистики будет сформирован прогноз кадровой потребности Росстата с детализацией по профессиям, квалификациям и возрастным группам. Основой направления станут меры по повышению привлекательности службы в Росстате, которые позволят достичь социальной популярности Росстата как современного, технологичного, многозадачного ведомства с перспективами карьерного роста, в том числе для молодежи.
Кроме того, Росстатом будет организована работа по проведению образовательных мероприятий (практических семинаров) по статистике для государственных служащих. В образовательных организациях высшего образования будут организованы программы дополнительного профессионального образования по государственной статистике для совершенствования навыков работников органов публичной власти.
Целевые индикаторы к 2030 году:
увеличение в 2,5 раза числа государственных служащих, принявших участие в образовательных мероприятиях по статистике;
доля молодежи в общей численности сотрудников Росстата достигнет не менее 30 процентов;
"текучесть" кадров Росстата снижена на 50 процентов;
процент трудоустройства студентов, прошедших практику в органах государственной статистики, составляет не менее 8 процентов.
Развитие международного сотрудничества
Одним из достижений реализации Стратегии развития Росстата и системы государственной статистики Российской Федерации на период до 2024 года стала активизация участия Росстата в международных проектах в рамках многостороннего сотрудничества по линии Организации Объединенных Наций, объединения БРИКС, Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического союза.
При этом до сих пор Российская Федерация, в частности Росстат, не всегда участвует в разработке международных методологий и рекомендаций. Это приводит к тому, что задержка внедрения новых рекомендаций может составлять до 2 лет по сравнению со странами - инициаторами новых разработок.
Важным направлением работы Росстата является привлечение высококвалифицированных специалистов, свободно владеющих иностранными языками, имеющих развитую сеть контактов и на регулярной основе взаимодействующих с зарубежными экспертами по ключевым вопросам развития статистического производства в рамках целевых групп и на уровне принятия решений. Это позволит расширить присутствие Росстата в международных организациях.
Целью развития международного сотрудничества является расширение присутствия Росстата в международных статистических организациях как на глобальном уровне, так и на региональном уровне, а также укрепление двустороннего сотрудничества по линии официальной статистики на приоритетных направлениях - с дружественными странами Содружества Независимых Государств, Азии, Африки и Латинской Америки. Для этого необходимо:
обеспечить постоянное представительство Российской Федерации во всех ключевых международных статистических организациях;
сформировать пул статистиков высшей квалификации, имеющих признанный успешный опыт работы на международных площадках, в том числе на уровне принятия решений для включения в состав российских делегаций и представительств;
обеспечить межведомственную подготовку к профильным международным встречам с привлечением заинтересованных субъектов официального статистического учета и при координирующей роли Росстата;
активизировать усилия по участию Российской Федерации в разработке международных стандартов и методологии;
обеспечить проактивное участие России в статистических организациях Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического союза;
развивать многостороннее статистическое сотрудничество в рамках объединения БРИКС, в котором Российская Федерация должна взять на себя ведущую роль;
развивать сотрудничество с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии.
Официальная статистика Российской Федерации должна использоваться международными организациями и рейтинговыми агентствами, для чего прежде всего должна быть обеспечена полная методологическая сопоставимость и регулярная верификация данных в международных базах данных.
Важно отметить, что доступ международных организаций и рейтинговых агентств к официальной статистике Российской Федерации возможен только при условии соблюдения требований по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.
Целевые индикаторы к 2030 году:
российские статистики представлены во всех ключевых международных статистических организациях, Российская Федерация является лидером не менее 10 крупных международных статистических проектов;
начиная с 2025 года базовые международные статистические стандарты разрабатываются при участии российских специалистов.