IX. Механизмы ресурсного обеспечения и этапы реализации Концепции

IX. Механизмы ресурсного обеспечения и этапы
реализации Концепции

Финансовое обеспечение реализации настоящей Концепции планируется осуществлять за счет:

средств федерального бюджета;

средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

бюджетов муниципальных образований;

средств внебюджетных фондов Российской Федерации - Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации.

Указанные в настоящей Концепции подходы уже начали реализовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Так, финансирование системных мероприятий по формированию и развитию комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в Российской Федерации осуществляется программно-целевым методом, в том числе с использованием механизмов, предусмотренных Программой. Средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на принципах софинансирования направляются на решение системных задач, ориентированных на достижение цели повышения уровня обеспеченности инвалидов реабилитационными (абилитационными) услугами, а также профессиональной реабилитации и занятости инвалидов.

Кроме того, системные меры по развитию отдельных направлений комплексной реабилитации и абилитации инвалидов также предусмотрены и финансируются в рамках других государственных программ и национальных проектов (государственные программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", "Развитие образования", "Социальная поддержка граждан", "Содействие занятости населения", "Развитие культуры", Стратегия развития производства промышленной продукции реабилитационной направленности до 2025 года, Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, национальные проекты "Культура", "Образование", федеральный проект "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография" и др.).

В реализации мероприятий и предоставлении услуг по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в настоящее время принимает участие более 38 тыс. организаций федеральной, региональной, муниципальной форм собственности в сферах здравоохранения, социального обслуживания, образования, занятости населения, культуры, физической культуры и спорта, деятельность которых финансируется на основании действующих ведомственных правовых механизмов за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов различного уровня бюджетной системы Российской Федерации и иных источников.

Так, вопросы финансирования мероприятий и услуг по медицинской реабилитации регулируются положениями Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельных подзаконных нормативных правовых актов. В соответствии с механизмами, предусмотренными положениями Федерального закона "О государственной социальной помощи", инвалидам в составе набора социальных услуг предоставляется санаторно-курортное лечение.

Объем финансовых средств для обеспечения медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, являющихся частью системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, формируется в рамках системы финансирования здравоохранения и социальной защиты Российской Федерации и имеет в качестве источников в первую очередь средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Также фактически финансируются в рамках законодательства Российской Федерации мероприятия по социальной, психолого-педагогической, социокультурной реабилитации и абилитации, адаптивной физической культуре и адаптивному спорту, а также по другим направлениям комплексной реабилитации и абилитации.

Предлагаемые настоящей Концепцией направления развития правового обеспечения системы комплексной реабилитации и абилитации позволят конкретизировать перечень реабилитационных (абилитационных) услуг, выделив их в общем перечне услуг и мероприятий в сферах социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта, и провести их более четкое финансовое нормирование по сферам деятельности в пределах объемов финансовых ресурсов, предусмотренных в рамках реализации указанных государственных программ, национальных проектов и федеральных законов, в том числе при необходимости путем перераспределения имеющихся бюджетных средств, без выделения дополнительного финансирования из федерального бюджета.

Учитывая сложность и масштабность проблем, связанных с реализацией задач по развитию современной системы комплексной реабилитации и абилитации, реализация необходимых мероприятий будет осуществляться поэтапно.

В рамках I этапа (2021 - 2023 годы) будет сформирована необходимая законодательная, нормативная правовая, научно-методическая база для развития системы комплексной реабилитации и абилитации в Российской Федерации, внесены соответствующие изменения в государственные программы и национальные проекты.

В рамках II этапа (2024 - 2025 годы) будут созданы необходимые организационные условия для предоставления инвалидам современных доступных и качественных реабилитационных (абилитационных) услуг.

С учетом достижения заявленных цели и задач положения настоящей Концепции могут быть скорректированы, дополнены и пролонгированы на плановый период до 2030 года.