III. Современное состояние и перспективы развития системы комплексной реабилитации и абилитации в Российской Федерации

III. Современное состояние и перспективы развития системы
комплексной реабилитации и абилитации в Российской Федерации

По состоянию на 1 августа 2021 г. в Российской Федерации насчитывается 11,5 млн. граждан с инвалидностью, установленной в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, или около 7,9 процента общей численности населения страны, из них 721,8 тыс. (2,3 процента общей численности детского населения) - дети-инвалиды.

Среди заболеваний, ставших причиной инвалидности у взрослых граждан, преобладают болезни системы кровообращения (37,8 процента в структуре взрослой инвалидности и 3,6 процента всего взрослого населения России), злокачественные новообразования (12,6 процента и 1,2 процента соответственно), психические расстройства и расстройства поведения (8,7 процента и 0,8 процента соответственно), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (8 процентов и 0,8 процента соответственно).

Определяющими в формировании инвалидности у детей являются 3 основных класса болезней - психические расстройства и расстройства поведения (26 процентов в структуре взрослой инвалидности и 0,6 процента всего детского населения России), болезни нервной системы (22,8 процента и 0,5 процента соответственно), врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения (15,9 процента и 0,4 процента соответственно).

Необходимо отметить, что у детей в возрасте от 0 до 3 лет структура инвалидности по классам болезней, ее формирующим, отличается от других возрастных групп. Первое ранговое место занимают дети-инвалиды вследствие врожденных аномалий (пороков развития), деформаций и хромосомных нарушений (32,6 процента), что подчеркивает целесообразность расширения проведения пренатальных и неонатальных скринингов, прегравидарной подготовки супругов при планировании беременности.

В Российской Федерации наблюдается тенденция к увеличению числа детей-инвалидов. Так, если в 2016 году их насчитывалось 636 тысяч, то по итогам 2020 года численность детей-инвалидов выросла на 10,7 процента и составила 704,5 тысяч и это связано с различными факторами, среди которых следует отметить совершенствование диагностики и оказания медицинской помощи и родовспоможения, выхаживание большого числа детей с экстремально низкой массой тела и тяжелыми врожденными пороками.

Среди причин инвалидности детского населения особое внимание следует уделить психическим расстройствам и расстройствам поведения.

Неуклонный рост детской инвалидности вследствие психических расстройств наблюдается как минимум в течение последнего десятилетия, а начиная с 2014 года эта группа болезней занимает в структуре детской инвалидности устойчивое первое место - преимущественно за счет расстройств психологического развития (в том числе расстройств аутистического спектра, по которым наблюдается самый интенсивный рост первичной детской инвалидности среди всех нозологических форм) и умственной отсталости.

Кроме того, стойкие нарушения психических функций отмечаются и при многих других заболеваниях, вносящих существенный вклад в формирование детской инвалидности - неврологических заболеваниях (в первую очередь при детском церебральном параличе, эпилепсии), врожденных аномалиях и хромосомных нарушениях (синдром Дауна и другие генетические нарушения, аномалии развития центральной нервной системы), нарушениях обмена веществ (фенилкетонурия и др.).

При этом технологии и подходы к реабилитации и абилитации, социальному сопровождению инвалидов, в том числе детей-инвалидов, вследствие психических расстройств имеют существенные особенности и выделяются мировым реабилитационным сообществом в отдельное направление - психосоциальную реабилитацию.

Несмотря на то, что вклад болезней глаза и его придаточного аппарата (3,9 процента в структуре детской инвалидности и 0,1 процента всего детского населения России), уха и сосцевидного отростка (4,4 процента и 0,1 процента соответственно), костно-мышечной системы и соединительной ткани (3,1 процента и 0,1 процента соответственно), а также других групп заболеваний в формирование структуры детской инвалидности относительно невысок, этим детям также необходимо проведение специализированных мер комплексной реабилитации и абилитации и предоставление подходящих именно им технических средств реабилитации.

Такой принцип является справедливым и для взрослых, инвалидность которых обусловлена слепотой или слабовидением, глухотой или слабослышанием, патологией опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы, приводящей к необходимости использования кресел-колясок, собак-проводников и других особых средств и методов адаптации и реабилитации.

Таким образом, с точки зрения потребности инвалидов в комплексе тех или иных реабилитационных услуг и мероприятий, общности используемых в реабилитации и абилитации подходов и технологий необходимо выделение целевых реабилитационных групп в зависимости от структуры и степени нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности, заболеваний, последствий травм, дефектов, ставших причиной инвалидности, возраста, а также некоторых других факторов.

Реабилитация и абилитация инвалидов по основным направлениям осуществляется в соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона N 181-ФЗ на основании индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, детей-инвалидов, разрабатываемых федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - индивидуальные программы реабилитации).

Анализ основных мероприятий по реабилитации и абилитации, содержащихся в индивидуальных программах реабилитации, в динамике за 2014 - 2020 годы показал, что инвалиды из числа взрослого населения нуждаются в первую очередь в проведении мероприятий по медицинской реабилитации (99,8 процента), по социальной реабилитации или абилитации (96,1 процента), по профессиональной реабилитации (44,6 процента), по реабилитации и абилитации методами адаптивной физической культуры и спорта (8,7 процента), а также в обеспечении техническими средствами реабилитации (38,6 процента).

По статистическим данным, дети-инвалиды нуждаются преимущественно в проведении мероприятий по медицинской реабилитации (99,8 процента), по социальной реабилитации или абилитации (97,8 процента), по психолого-педагогической реабилитации или абилитации (62,3 процента), в занятиях физкультурно-оздоровительными мероприятиями, адаптивным спортом (18,4 процента), в обеспечении техническими средствами реабилитации (24,8 процента).

Федеральным законом N 181-ФЗ предусмотрен механизм направления выписок из индивидуальных программ реабилитации в органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм, на которые возложено проведение мероприятий, предусмотренных индивидуальными программами реабилитации. Указанные органы и организации представляют информацию об исполнении этих мероприятий в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.

При этом недостаточно урегулированы механизмы и подходы к оценке обеспеченности инвалидов реабилитационными (абилитационными) услугами и мероприятиями, в основном теми, которые не подлежат в настоящее время лицензированию, отсутствует система контроля за полнотой и качеством исполнения индивидуальных программ реабилитации, а также механизмы оценки эффективности ее исполнения.

Реализация мероприятий, предусмотренных индивидуальными программами реабилитации, осуществляется организациями в сферах здравоохранения, социального обслуживания населения, образования, труда и занятости, физической культуры и спорта в соответствии с положениями ведомственных нормативных правовых актов, организационно-методическими подходами и финансово-экономическими механизмами в соответствующих сферах.

Таким образом, представляется целесообразным совершенствование механизмов привлечения специалистов реабилитационных центров и других организаций, специализирующихся на реабилитационной работе, к разработке определенных этапов и соответствующих им разделов индивидуальных программ реабилитации, в том числе в части определения индивидуализированных и подходящих инвалидам реабилитационных методов и методик.

Несмотря на значительный прогресс, наблюдающийся в течение последних 20 лет в каждом из отдельных направлений реабилитации и абилитации инвалидов, необходимо отметить, что до настоящего времени в Российской Федерации отсутствуют достаточно эффективное законодательное и нормативное правовое обеспечение, а также практические механизмы осуществления межведомственного взаимодействия между участниками реабилитационного и абилитационного процесса при реализации индивидуальных программ реабилитации, что приводит к ведомственной разобщенности и затруднениям при разработке, а также реализации межведомственного реабилитационного и абилитационного маршрутов каждого инвалида с учетом его индивидуальных потребностей.

Основополагающим направлением комплексной реабилитации и абилитации инвалидов является медицинская реабилитация.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья медицинская реабилитация осуществляется в медицинских организациях и включает в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов.

В последние годы в сфере медицинской реабилитации активно развивается комплексный междисциплинарный подход, нашедший отражение в новых порядках медицинской реабилитации детей и взрослых, вступивших в силу с 1 января 2021 г. и предусматривающих ее осуществление в 3 этапа.

При исчерпании возможностей медицинской реабилитации, особенно при низком потенциале восстановления нарушений функций организма, все большее значение приобретают вопросы социальной, психолого-педагогической и профессиональной реабилитации и абилитации для развития сохранных или потенциальных возможностей и способностей инвалидов в целях их социальной адаптации и реинтеграции в общество.

С учетом порядков оказания медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики, формируются программы государственных гарантий

бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе по медицинской реабилитации.

Вместе с тем необходимо совершенствование взаимодействия между медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую помощь по медицинской реабилитации, и реабилитационными организациями в других сферах в целях обеспечения преемственности и последовательности в реабилитационном процессе.

Важнейшим показателем социальной адаптации инвалидов является их трудоустройство и занятость.

В общей численности совершеннолетних инвалидов в Российской Федерации (3,8 млн. человек) 35,8 процента - это граждане трудоспособного возраста. Доля работающих инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста составляет всего 26,3 процента (1 млн. человек), в то время как в развитых странах Западной Европы этот показатель варьируется в диапазоне от 40 процентов (Норвегия) до 48 процентов (Франция).

Указанная ситуация складывается по нескольким основным причинам, которые разнятся для инвалидов с детства и лиц, получивших инвалидность впервые во взрослом возрасте и утративших в связи с состоянием здоровья прежнюю профессию.

Так, профессиональная реабилитация детей-инвалидов и взрослых инвалидов с детства тесно связана с вопросами их своевременной психолого-педагогической реабилитации и абилитации и построения образовательного маршрута, тогда как при возникновении инвалидности в трудоспособном возрасте, особенно при остро возникших заболеваниях и травмах, наиболее перспективен ранний этап медицинской реабилитации, который, по данным специальной медицинской литературы, выступает самым эффективным инструментом восстановления трудоспособности в прежней (или в наиболее схожей) профессии.

Вместе с тем понятие психолого-педагогической реабилитации и абилитации в настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует.

В связи с актуальностью данного вопроса Министерство просвещения Российской Федерации в настоящее время разработало проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и в Федеральный закон N 181-ФЗ, впервые включив в законодательство понятие психолого-педагогической реабилитации и абилитации обучающихся из числа детей-инвалидов и инвалидов, которые являются частью психолого-педагогической помощи.

Одной из структур в системе образования, аккумулирующей материально-техническое и кадровое обеспечение психолого-педагогической реабилитации и абилитации, являются муниципальные и региональные центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Однако необходимо унифицировать деятельность указанных центров как основного координатора психолого-педагогической реабилитации и абилитации в системе образования, утвердив соответствующий порядок организации их деятельности.

Значимую роль в комплексной реабилитации и абилитации детей, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, играет ранняя помощь - комплекс услуг, предоставляемых детям от рождения до 3 лет, имеющим ограничения жизнедеятельности, в целях комплексной профилактики формирования или утяжеления детской инвалидности. Однако вопросы ранней помощи до настоящего времени не урегулированы законодательно, не определено ее место в системе комплексной реабилитации и абилитации.

Ранняя помощь детям и их семьям должна войти в формируемую систему комплексной реабилитации и абилитации и стать начальным звеном, способствующим раннему выявлению нарушенных функций организма детей и последующей рациональной маршрутизации детей с ограничениями жизнедеятельности, и в конечном итоге способствовать профилактике инвалидизации детей.

На уровне общего образования необходимо продолжить развитие принципов инклюзивного образования при сохранении сети отдельных образовательных организаций для консолидации материально-технического оснащения и кадрового потенциала по оказанию психолого-педагогической реабилитации и абилитации в процессе получения образования в субъектах Российской Федерации, а также предоставления родителям (законным представителям) права выбора типа образовательной организации, особенно при наиболее тяжелых формах инвалидности.

Механизмом реализации мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для студентов с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, созданию системы психолого-педагогического, организационно-методического сопровождения деятельности профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в этом направлении, проведению обучающих мероприятий для педагогических работников по вопросам организации качественного доступного профессионального образования указанных обучающихся является создание сети ключевых образовательных организаций.

Необходимо организовать систему межведомственного взаимодействия в субъектах Российской Федерации, включающую анализ регионального рынка труда, наиболее востребованных на нем профессий, подготовку организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к обучению по таким профессиям, профессиональную ориентацию обучающихся и организацию их качественного доступного профессионального образования с последующим трудоустройством.

Вопросы сопровождения при содействии занятости инвалидов, включенные в настоящее время в законодательство Российской Федерации в сфере труда и занятости, требуют развития альтернативных механизмов их реализации с активным включением в эти вопросы социально ориентированных некоммерческих организаций, общественных объединений инвалидов (Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества инвалидов и других общественных объединений инвалидов), а также волонтерского (добровольческого) движения.

Несмотря на ключевую роль социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической реабилитации и социально-бытовой адаптации в вопросах комплексной реабилитации и абилитации инвалидов независимо от их реабилитационного потенциала и прогноза, эти направления в настоящее время не имеют четкого самостоятельного регулирования на законодательном уровне.

По этой причине мероприятия по социальной реабилитации и абилитации инвалидов осуществляются преимущественно в учреждениях социального обслуживания населения, деятельность которых регулируется в соответствии с нормами законодательства в сфере социального обслуживания.

Между тем содержание и цель предоставления инвалидам социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых и других социальных услуг далеко не в полной мере соотносятся с целями социальной реабилитации и абилитации.

Кроме того, порядок предоставления социальных услуг требует оформления индивидуальной программы предоставления социальных услуг в дополнение к индивидуальной программе реабилитации. При этом предоставление социальных услуг совершеннолетним инвалидам увязано с их среднедушевым доходом и, как правило, осуществляется на условиях частичной платы.

В этой связи необходимо уточнить правовые механизмы реализации полномочий между органами государственной власти и организациями, предоставляющими социальные услуги, и органами государственной власти и организациями, предоставляющими услуги по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в части регламентации и стандартизации услуг по комплексной реабилитации и абилитации, в том числе в рамках государственных гарантий, определенных положениями Федерального закона N 181-ФЗ.

Социокультурная реабилитация инвалидов в настоящее время частично отражена только в Модельной программе социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, утвержденной приказом Министерства культуры Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 3019.

Дополнение законодательства Российской Федерации в сфере культуры положениями, регламентирующими вопросы осуществления реабилитации и абилитации инвалидов методами культуры и искусства, позволит законодательно урегулировать фактически существующее отдельное и во многом уникальное направление комплексной реабилитации и абилитации, способствующее интеграции инвалидов в общество за счет развития их творческого потенциала и возможностей для творческого самовыражения и самореализации, в том числе профессиональной.

Нормативно-правовая регламентация этих вопросов не снимает всей остроты проблемы. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует достаточное количество специалистов, способных на высоком профессиональном уровне осуществлять социокультурную реабилитацию и абилитацию инвалидов.

Подготовка кадров, привлеченных к реабилитации и абилитации методами культуры и искусства, является ключевым фактором реализации мероприятий по социокультурной реабилитации. Для подготовки достаточного количества специалистов, задействованных в этом направлении, необходимо целенаправленное выстраивание федеральной и региональной системы подготовки кадров как в рамках организаций среднего профессионального и высшего образования, так и в системе дополнительного образования, посредством курсов повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки.

В законодательстве Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта полномочия соответствующего федерального органа исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части организации проведения физической реабилитации всех инвалидов независимо от их профессионального спортивного потенциала с использованием средств и методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в настоящее время определены не в полной мере.

В процессе формирования системы комплексной реабилитации и абилитации необходимо предусмотреть работу с инвалидами с психическими расстройствами и расстройствами поведения (далее - ментальные инвалиды), которая должна основываться на современных исследованиях патогенетических механизмов психических заболеваний и эпигенетического влияния социально-средовых факторов на течение заболевания.

Реабилитация ментальных инвалидов должна осуществляться на различных организационных уровнях, участниками которых также являются члены семей, специалисты, оказывающие соответствующие услуги, представители органов власти и другие участники реабилитационного процесса, с соблюдением комплексного подхода к восстановлению (формированию) утраченных функций и (или) компенсации имеющихся у инвалида ограничений жизнедеятельности, а также способствовать его адаптации к жизни в обществе.

В 2023 году Российская Федерация впервые примет Всемирные игры Специальной Олимпиады.

В Российской Федерации Специальное Олимпийское движение развивается более 20 лет и является одной из самых крупных национальных программ во всемирном движении, а паралимпийское направление спорта лиц с интеллектуальными нарушениями более 15 лет (начиная с 1993 года по настоящее время) занимает лидирующие позиции в мире.

Сохранение и развитие в Российской Федерации наследия Всемирных игр Специальной Олимпиады должно быть направлено (помимо развития спорта лиц с интеллектуальными нарушениями) на создание условий для максимальной адаптации всех ментальных инвалидов к самостоятельной жизни, обеспечение возможности получения ими доступных и качественных реабилитационных (абилитационных), образовательных и других услуг, спортивной и творческой самореализации, осуществления трудовой деятельности наравне со всеми людьми.

Это должно найти соответствующее отражение в разрабатываемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации при участии других заинтересованных органов и организаций проекте концепции наследия Всемирных зимних игр Специальной Олимпиады 2023 года в г. Казани.

Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации предполагается осуществлять в соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 3081-р, одним из основных целевых показателей которой является увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения.

В связи с этим необходимы дальнейшее совершенствование вопросов обеспечения доступности занятий по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту для всех инвалидов, особенно для детей-инвалидов, посредством развития этих направлений не только в учреждениях и организациях физической культуры и спорта, но и образования и социального обслуживания населения, а также развитие пунктов проката технических средств реабилитации, предназначенных для занятий адаптивным спортом (специальных протезов, колясок и др.), поддержка массовых физкультурно-спортивных мероприятий для инвалидов, в том числе инклюзивных, и др.

Важным вопросом в контексте развития системы комплексной реабилитации и абилитации является создание и развитие современной, конкурентоспособной, устойчивой и структурно сбалансированной реабилитационной индустрии, производящей изделия для реабилитации и абилитации, создания доступной среды, другие ассистивные устройства и технологии, необходимые для восстановления или компенсации временных (постоянных) нарушений здоровья, а также для обеспечения автономности, повышения качества жизни, социальной и других видов активности инвалидов. Развитие реабилитационной индустрии предполагается осуществлять в соответствии со Стратегией развития производства промышленной продукции реабилитационной направленности до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 2599-р.

Особое внимание отводится организации производства реабилитационных изделий для детей-инвалидов и молодых инвалидов.

Ключевыми для развития системы комплексной реабилитации и абилитации в Российской Федерации являются вопросы состояния и развития реабилитационной инфраструктуры и ее кадрового потенциала.

Деятельность в сфере комплексной реабилитации и абилитации осуществляют специалисты различного профиля и с различным уровнем профессионального образования - медицинские работники, специалисты в области социальной работы, работники сферы адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, а также другие специалисты в сферах образования, занятости населения и культуры. При этом значительное количество действующих профессиональных стандартов для указанных специалистов нуждается в актуализации или разработке.

Создание современной системы подготовки и непрерывного повышения квалификации специалистов, работающих в системе комплексной реабилитации и абилитации, наряду с развитием ее научно-методического обеспечения, также должно стать одной из задач и приоритетных направлений реализации Концепции.

На начало августа 2021 г. в реализации мероприятий индивидуальных программ реабилитации принимают участие более 38 тыс. организаций.

По данным, полученным из субъектов Российской Федерации, на основании положений приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 апреля 2018 г. N 275 "Об утверждении примерных положений о многопрофильных реабилитационных центрах для инвалидов и детей-инвалидов, а также примерных перечней оборудования, необходимого для предоставления услуг по социальной и профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов" в субъектах Российской Федерации функционирует свыше 870 многопрофильных реабилитационных центров различного уровня, из которых большая часть относится к сферам социальной защиты (62,3 процента) и образования (18,3 процента). Доля взрослых инвалидов, охваченных реабилитационными (абилитационными) услугами, к 2020 году составляет 71 процент, детей-инвалидов - 73 процента, что, в свою очередь, представляется явно недостаточным.

Мировым научным сообществом признается, что процесс комплексной реабилитации и абилитации должен быть непрерывным, поскольку приобретенные инвалидом навыки нуждаются в закреплении и постоянной тренировке. Между тем количество функционирующих в Российской Федерации многопрофильных реабилитационных центров базового уровня, расположенных в шаговой доступности от места жительства инвалидов, по данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, составляет всего порядка 675 организаций.

В настоящее время основой реабилитационной инфраструктуры субъектов Российской Федерации являются преимущественно специализированные реабилитационные центры комплексного уровня, расположенные в крупных населенных пунктах. Доступность реабилитационных (абилитационных) услуг в муниципальных образованиях, особенно в сельской местности, для инвалидов ограничена вследствие имеющихся проблем с обеспечением оборудованием и кадрами.

В зависимости от особенностей субъекта Российской Федерации должно быть предусмотрено функционирование реабилитационных организаций различных типов (комплексы, центры, отделения, кабинеты), профилей (многопрофильные, по медицинской, социальной, психолого- педагогической, профессиональной, социокультурной, физической реабилитации и абилитации), специализаций (для инвалидов с расстройствами аутистического спектра, детским церебральным параличом, нарушениями функций слуха, зрения и др.), форм собственности (государственная, муниципальная, частная и др.), форм предоставления услуг (стационарная, амбулаторная, на дому, в формате сопровождаемого проживания) взрослым инвалидам и детям-инвалидам, а также другим категориям граждан (целевые группы ранней помощи и долговременного ухода), в том числе с низким реабилитационным потенциалом.

Многие субъекты Российской Федерации в рамках решения проблемы доступности для инвалидов реабилитационных (абилитационных) услуг движутся по пути преобразования многопрофильных реабилитационных центров комплексного уровня в региональные ресурсные центры, аккумулирующие лучший опыт и практики в основных направлениях комплексной реабилитации и абилитации. После окончания стационарных или амбулаторных курсов реабилитации эти центры продолжают сопровождать инвалидов по месту жительства посредством телефонных и онлайн-консультаций.

На базе таких реабилитационных центров, функционирующих в системе социальной защиты населения, в настоящее время получает активное развитие институт мобильных реабилитационных служб, осуществляющих выезды в отдаленные районы региона в целях оказания инвалидам услуг по социальной реабилитации и абилитации. Региональные ресурсные центры, как правило, также берут на себя функции методических центров по основному профилю своей деятельности.

Рациональную маршрутизацию инвалидов в реабилитационные организации затрудняет отсутствие в настоящее время единого межведомственного реестра организаций, предоставляющих инвалидам услуги по реабилитации и абилитации в различных сферах.

Недостаточно проработаны в рамках комплексного подхода и действенные механизмы расчета потребностей субъектов Российской Федерации в тех или иных организациях, предоставляющих реабилитационные (абилитационные) услуги. Деятельность по реабилитации и абилитации инвалидов независимо от того, в каких организациях она осуществляется, должна строго соответствовать стандартам предоставления услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации с учетом положений законодательства Российской Федерации, которые регулируют отношения, возникающие в их сферах.

Отсутствие в законодательстве Российской Федерации определения реабилитационной (абилитационной) услуги, системы стандартизации реабилитационных (абилитационных) услуг (за исключением медицинской реабилитации и предоставления образовательных услуг), взаимоувязки стандартов с определенными целевыми реабилитационными группами инвалидов, а также механизмов лицензирования или аккредитации деятельности реабилитационных организаций может привести к рискам предоставления некачественных или небезопасных услуг по реабилитации и абилитации.

Кроме того, из всего объема ведомственных услуг, предоставляемых в сфере социального обслуживания, образования, культуры, физической культуры и спорта и других сферах, должны быть выделены именно реабилитационные (абилитационные) услуги для инвалидов.

Внедрение правового механизма формирования на федеральном уровне базового перечня реабилитационных (абилитационных) услуг для инвалидов по различным сферам позволит субъектам Российской Федерации разрабатывать и утверждать с учетом этого перечня региональные перечни, проводить четкое нормирование этих услуг, контролировать их соответствие стандартам.

Одним из факторов, затрудняющих доступность реабилитационных (абилитационных) услуг, также является отсутствие действенных правовых и организационных механизмов сопровождения инвалидов и их семей при получении этих услуг - системы реабилитационного менеджмента. Такой механизм сопровождения при получении услуги по реабилитации в настоящее время используется в деятельности Фонда социального страхования при реализации программы реабилитации пострадавшего на производстве.

Для инвалидов, имеющих нарушения, значительно затрудняющие ведение самостоятельного образа жизни (психические расстройства и расстройства поведения, нарушения функций слуха, зрения и речи, двигательных и других функций, сочетанные и тяжелые множественные нарушения), особое значение имеют вопросы сопровождения как при предоставлении реабилитационных (абилитационных) услуг, особенно в вопросах трудоустройства и занятости, так и услуг по организации жизнеустройства в целом, а также вопросы создания по месту их жительства, обучения, работы, досуга постоянной реабилитационной среды, в том числе в рамках реализации технологий домашнего (семейного) микрореабилитационного центра.

Развитие системы комплексной реабилитации и абилитации на современном этапе невозможно без создания централизованного государственного управления единой информационной средой в этой области. Особую роль в этом вопросе играет федеральная государственная информационная система Федеральный реестр инвалидов.

Для повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им организаций, государственных внебюджетных фондов, их региональных и территориальных отделений были созданы и создаются различные ведомственные и межведомственные информационные системы, в той или иной степени затрагивающие вопросы реабилитации и абилитации инвалидов и взаимодействующие с федеральной государственной информационной системой Федеральный реестр инвалидов.

Кроме того, специальные информационные системы, позволяющие учитывать потребность инвалидов в услугах по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации, отслеживать исполнение индивидуального реабилитационного (абилитационного) маршрута, осуществлять интерактивную информационную поддержку и дистанционное консультирование инвалидов, в настоящее время внедрены и совершенствуются в отдельно взятых субъектах Российской Федерации.

Активное и широкое внедрение информационных технологий в системе комплексной реабилитации и абилитации также необходимо для обеспечения возможности доступа инвалидов и их семей к наиболее актуальной информации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации, перевода части реабилитационных и абилитационных технологий, а также технологий сопровождения в информационное пространство с целью повышения их доступности.

Реализация на федеральном и региональном уровнях онлайн-сервисов поддержки, сопровождения и дистанционного консультирования инвалидов и членов их семей, в том числе в форме мобильных приложений и веб-порталов, будет являться существенным шагом в сторону внедрения технологий телереабилитации, преемственности и последовательности осуществления реабилитационных (абилитационных) мероприятий в условиях территориальной удаленности места жительства многих инвалидов от крупных муниципальных образований и многопрофильных реабилитационных центров.

Таким образом, в настоящее время очевидной необходимостью является создание единых цифровых и платформенных решений в целях перехода системы комплексной реабилитации и абилитации на качественно новый, современный уровень управления и пользования реабилитационными (абилитационными) услугами.

В целях определения в Российской Федерации единого подхода к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации в 2015 году государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" была дополнена новой подпрограммой 2 "Совершенствование системы комплексной реабилитации инвалидов" (далее соответственно - Программа, подпрограмма 2), в рамках которой профильными научно-практическими институтами и другими заинтересованными организациями и общественными объединениями инвалидов начиная с 2016 года проводится разработка методических материалов по организации системы комплексной реабилитации и абилитации в Российской Федерации.

В 2017 - 2018 годах в двух субъектах Российской Федерации (Свердловская область и Пермский край) проведен пилотный проект по их апробации, по результатам которого утвержден ряд приказов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рекомендательного характера.

Несмотря на то, что формирование системы комплексной реабилитации и абилитации программно-целевым методом на федеральном и региональном уровнях осуществляется сравнительно недавно, по состоянию на 1 января 2021 г. уже в 73 субъектах Российской Федерации разработаны и реализуются региональные государственные программы по развитию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а другие регионы приступают к их разработке.

Начиная с 2019 года одним из механизмов финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в рамках подпрограммы 2 является предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в размере 554,2 млн. рублей ежегодно в целях софинансирования расходов, связанных с реализацией мероприятий региональных государственных программ, разработанных в соответствии с типовой программой субъекта Российской Федерации, методика разработки и реализации которой утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 875. В 2019 году такое софинансирование получили 18 субъектов Российской Федерации, в 2020 году и на плановый период до 2022 года - 39, начиная с 2023 года - еще 21 субъект Российской Федерации. В 2021 году об участии в программе целевого софинансирования на плановый период 2022 - 2024 годов заявили еще 68 субъектов Российской Федерации, в том числе 8 из них - впервые.

Для укрепления научно-методической и информационно-аналитической базы системы комплексной реабилитации и абилитации в Российской Федерации в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации в 2018 году был создан Федеральный центр научно-методического и методологического обеспечения развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, на базе которого постоянно функционирует рабочая группа по совершенствованию научно-методического обеспечения системы комплексной реабилитации и абилитации. В ее состав входят представители ведущих научно-практических организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в различных сферах, а основной целью деятельности является выработка комплексного, межведомственного подхода к научно-методическим основам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.

Как признается всеми ведущими научными центрами, научно-методической основой комплексной реабилитации и абилитации должны являться принципы, заложенные в Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (далее - Международная классификация), которая является стандартом Всемирной организации здравоохранения в области измерения состояния здоровья, активности и участия лиц с ограничениями жизнедеятельности как на уровне индивида, так и на уровне общества. Международная классификация была официально одобрена на 54-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения 22 мая 2001 г. всеми странами - членами Всемирной организации здравоохранения.

В настоящее время положения Международной классификации активно внедряются в систему медицинской реабилитации, что, в частности, нашло отражение в новых порядках медицинской реабилитации детей и взрослых. В других направлениях системы комплексной реабилитации и абилитации существуют лишь отдельные проекты по ее внедрению и описание точечного опыта использования.

Таким образом, до настоящего времени в Российской Федерации система реабилитации и абилитации инвалидов не приобрела комплексный, межведомственный характер, направленный на консолидацию усилий всех участников реабилитационного процесса, отсутствует ее единая организационно-правовая и научно-методическая база.

Вместе с тем в течение последних 25 лет отечественные подходы к реабилитации и абилитации инвалидов развивались синхронно с общемировыми тенденциями.

Накопленный опыт, а также существующие направления развития всех структурных и функциональных элементов системы комплексной реабилитации и абилитации должны быть объединены на единой концептуальной основе в целях обеспечения ее перспективного развития на правовом, экономическом, финансовом, управленческом, информационном, кадровом и инфраструктурном уровнях.