IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

IV. Характеристика и прогноз развития
сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
без использования программно-целевого метода

Проблема повышения продуктивности сельскохозяйственных угодий и обеспечения населения продуктами питания отечественного производства в России решается различными методами, в том числе освоением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, внедрением прогрессивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур, травопольных, пропашных и других севооборотов, мелиорацией земель, химизацией и механизацией сельскохозяйственного производства.

В 1990 году площадь мелиорированных сельскохозяйственных угодий достигла своего максимума и составила 11,5 млн. гектаров, в том числе площадь орошаемых земель - 6,1 млн. гектаров, осушаемых земель - 5,4 млн. гектаров, а по состоянию на 1 января 2012 г. площадь мелиорированных сельскохозяйственных угодий сократилась до 9,1 млн. гектаров, в том числе орошаемых - до 4,3 млн. гектаров, осушаемых - до 4,8 млн. гектаров.

Основные фонды осушительных и оросительных систем в среднем по Российской Федерации изношены более чем на 60 процентов. Наиболее изношены водоприемники, коллекторная и регулирующая сети. Так, например, износ оросительных систем до 77,6 процента отмечен в Северо-Западном федеральном округе и до 72,6 процента в Южном федеральном округе и Северо-Кавказском федеральном округе. Коэффициент полезного действия инженерных оросительных систем, построенных, как правило, до 1980 года, остается низким и составляет менее 0,65 на 40 процентах общей площади орошения, 0,65 - 0,8 - на 26 процентах и более 0,8 - только на 9 процентах площадей орошаемого клина, что вызывает существенные потери воды. Так, потери воды в оросительной сети, являющиеся одной из основных причин ухудшения экологической обстановки на орошаемых землях, составляют 25 - 60 процентов от величины водозабора на орошение. Более 70 процентов оросительных и осушительных систем нуждаются в проведении работ по модернизации, техническому улучшению, перевооружению и восстановлению. В исправном состоянии находится не более 50 процентов широкозахватной дождевальной техники.

Реконструкция гидромелиоративных систем выполняется не более чем на 5 - 10 процентов площадей от потребности. На федеральном балансе остались только крупные гидротехнические сооружения, магистральные каналы и межхозяйственные системы, а мелиоративные системы общего и индивидуального пользования, находящиеся в зоне их влияния, перешли в пользование субъектов Российской Федерации и сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые оказались неготовыми к эффективному использованию ранее мелиорированных земель и квалифицированной эксплуатации мелиоративных систем.

Фактически мелиоративные системы общего и индивидуального пользования пришли в упадок, в том числе в связи с тем, что у сельхозпроизводителей не хватает средств на их восстановление. При наметившихся тенденциях сельскохозяйственное производство на орошаемых площадях в количестве 2,2 млн. гектаров и осушаемых - на площади 0,9 млн. гектаров без проведения мероприятий по восстановлению и реконструкции инженерных гидромелиоративных систем может привести к их выбытию из сельскохозяйственного оборота, что повлечет полную утрату инвестиций прошлых лет в систему мелиорации.

Указанные обстоятельства привели к тому, что орошаемые и осушаемые земли используются недостаточно эффективно. В настоящее время на значительной части мелиорированных земель, составляющей свыше 9 млн. гектаров, наблюдается неудовлетворительное состояние, вызванное заболачиванием (833 тыс. гектаров), подтоплением и затоплением земель (1291 тыс. гектаров), вторичным засолением и осолонцеванием (364 тыс. гектаров), зарастанием кустарником и сорняком (700 тыс. гектаров), а также повышенной кислотностью почв (1680 тыс. гектаров).

Показатели наличия орошаемых и осушенных земель и состояния оросительных и осушительных систем на 1 января 2012 г. приведены в приложениях N 1 и 2.

Развитие животноводства требует создания гарантированной кормовой базы. По состоянию на 1 января 2012 г. сельхозпредприятиями производится чуть больше 17 млн. тонн кормовых единиц грубых и сочных кормов, в то время как предусмотренные Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года объемы производства мяса и молока требуют увеличения производства грубых и сочных кормов в 5 раз - до 87,7 млн. тонн кормовых единиц.

Такие показатели могут быть достигнуты в том числе при восстановлении мелиоративного комплекса и последующем внедрении инновационных аграрных технологий. Продуктивность кормовых, зерновых, овощных и плодово-ягодных культур при недостаточной площади орошаемых и осушенных земель будет характеризоваться низкой устойчивостью, а урожайность - сильной зависимостью от складывающихся погодных условий.

Затраты на выполнение всего комплекса мероприятий программы "Плодородие" с 2006 по 2013 год с учетом прогноза на 2012 - 2013 годы составят 508,5 млрд. рублей, в том числе ассигнования федерального бюджета - 79,4 млрд. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - 70,8 млрд. рублей и средства внебюджетных источников - 358,3 млрд. рублей.

Финансирование и реализация мелиоративных мероприятий в настоящее время осуществляются в рамках федеральных целевых программ "Плодородие", "Юг России (2008 - 2013 годы)", "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2015 года, а также бюджетных ассигнований, направляемых в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, расположенные на территории Чеченской Республики, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы.

Объемы финансирования указанных федеральных целевых программ в 2012 году составят за счет ассигнований федерального бюджета порядка 6,53 млрд. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - 5,80 млрд. рублей и за счет внебюджетных источников - 6,05 млрд. рублей. Кроме того, в 2012 году предусмотрена поддержка реализации мелиоративных мероприятий в рамках экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации в виде предоставления субсидий за счет ассигнований федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания финансовой поддержки исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации по возмещению до 50 процентов затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих им на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке, в объеме 1,268 млрд. рублей.

В 2013 году на реализацию мелиоративных мероприятий, предусмотренных в рамках федеральных целевых программ, планируются расходные обязательства Российской Федерации в объеме 8,2 млрд. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - 7,3 млрд. рублей и за счет внебюджетных источников - 6,05 млрд. рублей. Финансирование мелиоративных мероприятий вне рамок действующих федеральных целевых программ расходными обязательствами Российской Федерации, а также расходными обязательствами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не предусматривается.

Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций, в том числе подтопления и затопления территорий, а также наводнений, представляющих угрозу жизни и имуществу людей, является одним из важнейших приоритетных направлений программы "Плодородие" и Программы.

Засухи и процессы опустынивания, которые наиболее характерны для Республики Калмыкия, Волгоградской и Астраханской областей, наносят ущерб агропромышленному комплексу страны. Существующая оросительная сеть не обеспечивает своевременные и качественные поливы сельскохозяйственных культур. В этой связи реконструкция и техническое перевооружение изношенных более чем на 60 процентов гидротехнических сооружений (дамб, каналов и насосных станций) и мелиоративных систем являются основными мероприятиями Программы.

Основываясь на анализе и прогнозе сложившейся ситуации в мелиоративном комплексе, можно предположить, что без государственной поддержки аварийная опасность на гидротехнических сооружениях, построенных до 90-х годов прошлого века, будет увеличиваться, что может привести к непредсказуемым чрезвычайным ситуациям и техногенным катастрофам, а без восстановления существующих мелиоративных систем, их реконструкции и модернизации ежегодный ущерб от недобора продукции будет составлять не менее 20 млрд. рублей, а в засушливые годы - до 50 млрд. рублей.

При отсутствии программно-целевого подхода к развитию мелиорации и предлагаемым Концепцией мероприятиям по техническому перевооружению, реконструкции существующих мелиоративных систем, а также увеличению площадей орошаемых и осушаемых земель в комплексе с другими видами мелиорации земель ситуация будет характеризоваться дальнейшим износом основных фондов мелиоративных и водохозяйственных объектов и снижением уровня безопасности гидротехнических сооружений.