IV. Нормативное регулирование

IV. Нормативное регулирование

На сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации отсутствует определение понятия "отрасль связи". Вместе с тем можно сделать вывод, что в соответствии с Федеральным законом "О связи" отрасль связи в основном охватывает деятельность по оказанию услуг связи.

Нормативное регулирование отрасли связи построено на регулировании отдельных сетей связи (элементов сетей связи) в зависимости от оказываемых на них услугах связи, развернутых и эксплуатируемых с использованием ресурсов радиочастотного спектра и нумерации.

В Российской Федерации нормативное регулирование отрасли связи носит разрешительный характер, а возмездная деятельность в области связи требует обязательного получения соответствующей лицензии на каждый вид услуг связи в соответствии с установленным государственным регулятором перечнем услуг. При этом лицензии выдаются не на обобщенный вид услуг, а на услуги, предоставляемые по определенной технологии или в определенном масштабе сетей. Некоторые фактически существующие услуги связи и сервисы не подпадают под прямое нормативное регулирование (цифровое телевещание в сети "Интернет", стриминговые сервисы, голосовая связь через сеть "Интернет").

Отраслевые нормативные правовые акты не в полной мере соответствуют динамике развития российских сетей связи. Аналоговые сети связи заменяются цифровыми, происходит конвергенция услуг связи в рамках одной мультисервисной сети связи.

Наметилась тенденция к разделению крупных операторов связи на инфраструктурных (владельцы инфраструктуры связи, которые не взаимодействуют с конечными пользователями) и виртуальных операторов связи (используют существующую инфраструктуру других субъектов отрасли связи для оказания своих услуг конечным пользователям).

Указанные особенности развития отрасли связи обусловливают необходимость пересмотра и оптимизации существующего механизма лицензирования в отрасли связи.

Для обеспечения устойчивого функционирования сетей связи необходимо ввести понятие "первичная сеть связи", включающее в себя средства связи и линии связи, предназначенные для оказания услуг связи, и установить требования к таким сетям и их операторам (владельцам). Первичная сеть связи представляет собой совокупность ресурсов, выполняющих функции транспортирования в телекоммуникационных сетях. Целью предлагаемого регулирования является повышение устойчивости функционирования таких сетей связи, то есть способности сохранять их работоспособность (надежность, живучесть) в условиях воздействия различных дестабилизирующих факторов.

Текущее нормативное регулирование отрасли связи характеризуется:

наличием большого числа нормативных правовых актов, их точечным изменением;

несоответствием ряда актов степени технологического развития отрасли;

чрезмерной детализацией услуг связи при лицензировании деятельности в области оказания услуг связи;

ростом контрольных и надзорных функций отраслевых регуляторов;

возложением на операторов связи дополнительных обязанностей, связанных с регулированием смежных отраслей.

Таким образом, нормативно-правовая база Российской Федерации представлена большим количеством законодательных и подзаконных актов, регулирующих отдельные виды или группы отношений, возникающих при осуществлении деятельности в области связи, производстве и распространении информации, применении информационных технологий и обеспечении защиты информации.

Интенсивное внедрение сети "Интернет", массовое распространение мобильных устройств и цифровых технологий, включая интернет вещей, приводят к тому, что технологические платформы обмена информацией и распространения контента становятся новой конкурентной средой для традиционных способов получения и распространения информации, товаров и услуг. Границы между традиционными телекоммуникационными и новыми цифровыми рынками стираются. Появляются новые виды отношений в сфере связи и информационно-коммуникационных технологий, которых не было в период активного формирования действующей нормативно-правовой базы.

В краткосрочной перспективе указанные проблемы предлагается решать путем внесения в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на обеспечение соответствия нормативно-правового регулирования темпам развития отрасли связи и устранение административных барьеров.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе решить обозначенные проблемы возможно путем систематизации отраслевого законодательства Российской Федерации посредством переработки его внутреннего содержания и приведения его в единую логически цельную и согласованную правовую систему, которая призвана:

сформулировать единые принципы регулирования отношений в сфере связи и информационно-коммуникационных технологий, создать единообразный понятийный аппарат;

унифицировать используемые в отраслевом законодательстве Российской Федерации правовые институты и механизмы;

устранить пробелы, коллизии, повторения и другие недостатки отраслевого регулирования;

привести нормативно-правовую базу в соответствие с актуальным состоянием рынка услуг спутниковой связи;

сформировать подходы к обеспечению информационной безопасности в сетях связи для интернета вещей, в том числе по вопросам идентификации.

Оптимальным видом законодательного акта, позволяющим сформировать стройную взаимоувязанную систему отраслевых правовых норм, является федеральный закон (Цифровой кодекс Российской Федерации), обеспечивающий комплексное регулирование развития и использования информационных технологий, сетей связи и инфраструктуры связи.