9. Развитие кадрового потенциала

9. Развитие кадрового потенциала

Общее количество сотрудников, работающих в организациях российской отрасли связи, по итогам 2022 года составило 339,2 тыс. человек, а выпуск соответствующих специалистов в 2022 году в 146 профильных образовательных организациях высшего образования составил 21,2 тыс. человек.

По состоянию на 2022 год в Российской Федерации функционируют 146 образовательных организаций высшего образования и 266 учебных организаций среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки "Электроника, радиотехника и системы связи", по которым обучаются 109,1 тыс. человек. Выпуск специалистов в 2022 году составил 21,2 тыс. человек при приеме в 33,5 тыс. человек. Для сравнения, выпуск специалистов по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки "Информатика и вычислительная техника" в 2022 году составил 84 тыс. человек при приеме в 184,3 тыс. человек. Исходя из этого, выпуск с профильной для отрасли связи специальностью занимает лишь 20,2 процента общего выпуска специалистов сферы информационно-коммуникационных технологий.

Организации отрасли связи ощущают стабильную нехватку квалифицированных кадров, которая усугубляется на фоне растущего спроса на услуги отрасли. На глобальном уровне отрасль связи развивается динамично, услуги и оборудование в этой сфере постоянно совершенствуются. Сотрудники, участвующие в передовых проектах по разработке, продвижению и развитию услуг отрасли, востребованы по всему миру. Российская система подготовки и удержания в отрасли связи высококвалифицированных специалистов должна быть выстроена с учетом потребностей профильных организаций отрасли связи и лучших мировых практик. Этот процесс требует значительных усилий как со стороны организаций отрасли связи и соответствующих органов государственной власти, так и со стороны организаций сферы образования. Прежде всего, для корректной оценки количества специалистов в российской отрасли связи необходимо выделить их в отдельную категорию статистических материалов Федеральной службы государственной статистики. Кроме того, необходимо усовершенствовать образовательные программы, так как порой они разрабатываются без учета потребностей рынка и требований работодателей, что ведет к неподготовленности выпускников к реальным задачам, которые им приходится решать на рабочем месте.

Исходя из проведенного анализа текущего состояния подготовки кадров в отрасли связи, можно сделать вывод о том, что увеличение контрольных цифр приема не будет способствовать решению проблемы дефицита кадров (как специалистов высшего уровня квалификации, так и специалистов среднего уровня квалификации) в отрасли связи, особенно на фоне постоянно растущего спроса на услуги отрасли связи.

Решениями проблемы дефицита кадров в российской отрасли связи являются повышение качества образования и подготовки, актуализация образовательных программ с учетом возможностей современных технологий и требований работодателей, сокращение сроков разработки и внедрения новых программ, усиление взаимодействия организаций сферы образования с операторами связи, разработчиками телекоммуникационного оборудования и иностранными образовательными организациями, а также популяризация профессий отрасли связи.

Мировые тенденции развития кадрового потенциала
в отрасли связи

К основным тенденциям развития кадрового потенциала в отрасли связи относятся следующие:

рост выручки на сотрудника и повышение производительности труда, вызванные техническим прогрессом, при одновременном повышении требований к квалификации, повышении среднего дохода занятых в отрасли связи и снижении потребности в росте численности персонала;

рост популярности обучения в специализированных образовательных центрах разработчиков телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения, которое позволяет сотрудникам получать более глубокие знания о конкретном телекоммуникационном оборудовании или программном обеспечении. Одновременно это выгодно разработчикам телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения, так как позволяет им создавать свою собственную экспертную базу и обеспечивать своих клиентов квалифицированными специалистами;

рост количества сотрудников, обученных в рамках корпоративных программ, несомненным преимуществом которых является полное соответствие программ обучения практическим задачам коммерческих организаций;

вовлечение операторов связи и производителей телекоммуникационного оборудования в образовательный процесс учебных заведений;

активное внедрение современных технологий, включая технологии искусственного интеллекта в компаниях отрасли связи.

В Российской Федерации существуют следующие вызовы в области развития кадрового потенциала в отрасли связи:

требования к специалистам в отрасли связи быстро меняются в соответствии с изменениями потребностей рынка и технологическим прогрессом, что требует от организаций сферы образования быстрой реакции и адаптации к новым условиям;

обучение специалистов происходит на иностранном оборудовании, что создает риск технологической зависимости от иностранных поставщиков;

часто образовательные программы разрабатываются без учета потребностей рынка и требований работодателей, что может привести к неподготовленности выпускников к реальным задачам, которые им придется решать на рабочем месте.

Основываясь на проведенном анализе, можно сделать следующие выводы:

профиль компетенций "сотрудника будущего" в отрасли связи должен быть максимально комплексным и включать в себя не только технические знания в области телекоммуникаций, но и знания в смежных областях, например, в обеспечении информационной безопасности в сетях связи, а также навыки руководства, управления проектами, коммуникации, аналитики и сквозных перспективных технологий;

специалисты отрасли связи, обладающие знаниями в области сквозных технологий, будут наиболее востребованы, так как большинство организаций отрасли намерены внедрять технологии искусственного интеллекта и другие инновации;

основными целями развития кадрового потенциала российской отрасли связи являются достижение и поддержание баланса спроса и предложения на рынке высококвалифицированных специалистов и профессий отрасли связи к 2030 году, что позволит решить стратегическую задачу развития системы подготовки, переподготовки и трудоустройства кадров для отрасли связи.