10. Технологическое обеспечение развития сетей связи
Рынок потребления телекоммуникационного оборудования в Российской Федерации за 2022 год составил 1 трлн. рублей (450 млрд. рублей - сетевое телекоммуникационное оборудование, 550 млрд. рублей - пользовательское телекоммуникационное оборудование). Потребление телекоммуникационного оборудования ведомственными сетями связи оценивается в 100 млрд. рублей. По данным единого реестра российской радиоэлектронной продукции, по состоянию на апрель 2023 г. существовало 1564 позиции российского телекоммуникационного оборудования.
В 2022 году российская отрасль связи столкнулась с санкционными ограничениями в части поставок телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения. Уход с российского рынка иностранных производителей мотивирует государство обеспечить сопоставимый объем инвестиций в разработку современных технологий и производство российских программно-аппаратных комплексов и телекоммуникационного оборудования на уровне мировых лидеров в данной сфере. Так, в 2022 году операторы "Большой четверки" подписали форвардные контракты с российскими производителями на поставку до конца 2030 года около 75 тыс. единиц базовых станций мобильной связи.
В сложившихся условиях в целях обеспечения устойчивого функционирования единой сети электросвязи Российской Федерации стало необходимым обеспечить достижение технологического суверенитета в отрасли связи.
Зависимость от иностранных производителей определяет риски и угрозы, оказывающие существенное влияние на работу российских сетей электросвязи.
В 2022 году российская отрасль связи столкнулась с блокированием доступа к обновлению и попыткам получения несанкционированного доступа к управлению оборудованием, что потребовало отключения эксплуатируемого иностранного оборудования от информационных систем технической поддержки производителей телекоммуникационного
оборудования из недружественных стран и создания "стабилизированных версий". Уход с российского рынка иностранных производителей телекоммуникационного оборудования в условиях ужесточения санкций способствует разработке и переходу на собственные технологии и программно-аппаратные комплексы, формирует условия для возможности производства высококачественного российского оборудования, способного заменить иностранное оборудование в ближайшие 5 лет.
Сложившиеся на российском рынке телекоммуникационного оборудования условия привели к необходимости разработки и утверждения понятия технологического суверенитета в отрасли связи и метода оценки его уровня, а также постановки измеримых целей по существенному повышению уровня технологического суверенитета в отрасли связи на горизонте реализации Стратегии.
Технологический суверенитет в отрасли связи - способность государства обеспечить управляемость сетями электросвязи и всеми пользовательскими устройствами (включая любые устройства, которые формируют электрический сигнал и передают информацию), находящимися в пределах территории Российской Федерации. Требуется введение механизма оценки технологического суверенитета в отрасли связи. Управляемость сетями электросвязи и пользовательскими устройствами - это способность государства обеспечить:
самостоятельное управление сетью электросвязи, услугами, которые предоставляются с использованием сети электросвязи, и доступом к контенту на пользовательских устройствах при отсутствии доступа иностранных государств к системе управления телекоммуникационным оборудованием и сетью электросвязи, а также пользовательскими устройствами;
самостоятельное техническое обслуживание телекоммуникационного оборудования, образующего сети электросвязи, и пользовательских устройств, подключаемых к сетям электросвязи Российской Федерации;
возможность разработки и производства российских телекоммуникационного оборудования и пользовательских устройств на основе российских "сквозных" технологий либо наличие управляемых иностранных каналов поставок;
устойчивое функционирование сетей электросвязи, телекоммуникационного оборудования и оконечных устройств;
контроль за подключением оконечных устройств, находящихся в границах Российской Федерации, к внешним сетям электросвязи без использования единой сети электросвязи Российской Федерации.
Технологический суверенитет обеспечивается в двух основных формах:
исследование, разработка и внедрение критических и "сквозных" технологий;
производство высокотехнологичной продукции, основанное на указанных технологиях.
Унификация технологий оказания услуг на основе пакетных сетей передачи данных ведет к потреблению полного набора услуг на одном пользовательском устройстве с использованием 3 критических технологий доступа для сетей фиксированной связи (использующих для передачи данных волоконно-оптические линии связи), мобильной связи (4G, 5G, 6G), спутниковой связи (среднеорбитальные и низкоорбитальные группировки и системы). С целью концентрации государственных ресурсов необходимо стимулировать потребителей других технологий к переходу на использование критических технологий.
Учитывая, что для указанных критических технологий необходимо применение волоконно-оптических линий связи, требуется:
обеспечить формирование в Российской Федерации полного технологического цикла производства всех типов оптического волокна для магистральных наземных и подводных линий связи, фиксированного широкополосного доступа к сети "Интернет", включая технологию изготовления преформ для вытяжки оптического волокна;
обеспечить формирование в Российской Федерации полного технологического цикла производства подводных волоконно-оптических линий связи для обеспечения строительства и ремонта подводных волоконно-оптических линий связи (включая строительство специализированных морских кабельных судов и производство оборудования для них в Российской Федерации);
обеспечить формирование в Российской Федерации полного технологического цикла разработки и производства оборудования цифровых волоконно-оптических транспортных систем со спектральным разделением каналов (DWDM/OTN) с достаточными техническими характеристиками.
Вместе с тем архитектура современных и перспективных сетей связи (как фиксированных, так и мобильных) предусматривает ключевую роль такого элемента, как пакетное ядро сети, создаваемое в виде программного комплекса, развернутого на масштабируемой серверной платформе в центре обработки данных.
Таким образом, для достижения и поддержания технологического суверенитета в отрасли связи необходимо обеспечить развитие российских технологий ядра сети и соответствующего серверного оборудования, применяемого также для широкого класса вычислительных задач. При этом для обеспечения безопасной передачи информации в необходимых случаях должны использоваться сертифицированные Федеральной службой безопасности Российской Федерации средства криптографической защиты информации.
Необходимость повышения уровня технологического суверенитета в отрасли связи с одновременным поддержанием функционирования инфраструктуры связи и высокого уровня качества и доступности предоставляемых услуг связи требует пересмотра подходов к использованию иностранных телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения вне зависимости от оказываемого извне санкционного давления. Представляется необходимым обеспечить:
соответствие телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения установленным Федеральной службой безопасности Российской Федерации и (или) Федеральной службой по техническому и экспортному контролю требованиям по безопасности информации и иным требованиям в сфере технического регулирования, в том числе требованию об исключении выполнения телекоммуникационным оборудованием и программным обеспечением недекларированных функций;
утверждение критериев и методики отнесения телекоммуникационного оборудования к категории доверенного телекоммуникационного оборудования, которые позволят дифференцированно использовать различные классы (категории) телекоммуникационного оборудования для решения различных задач в сетях связи;
определение органов или организаций, уполномоченных осуществлять отнесение телекоммуникационного оборудования к категории доверенного телекоммуникационного оборудования, включая Федеральную службу безопасности Российской Федерации и Федеральную службу по техническому и экспортному контролю;
организацию в Российской Федерации разработки и серийного производства телекоммуникационного и другого оборудования для построения сетей связи, а также необходимой для такого оборудования электронной компонентной базы;
нормативное закрепление поэтапного перехода на использование в единой сети электросвязи Российской Федерации российского доверенного телекоммуникационного оборудования;
категоризацию объектов инфраструктуры связи в части отнесения их к объектам критической информационной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации";
переход операторов связи на использование доверенного телекоммуникационного оборудования на объектах критической информационной инфраструктуры.
Сроки перехода операторов связи на использование доверенного телекоммуникационного оборудования необходимо определять с учетом объективного наличия на российском рынке доверенного телекоммуникационного оборудования, а также планов производителей телекоммуникационного оборудования по созданию и выводу на рынок соответствующих решений.
Для достижения целей настоящей Стратегии также потребуется решение следующих задач.
Для фиксированных сетей связи:
обеспечить технологическую независимость и информационную безопасность за счет создания и развития российских магистрального оборудования (DWDM/OTN, IP/MPLS, GPON OLT, оборудования квантового распределения ключей и др.) и программного обеспечения (систем маршрутизации, межсетевого экранирования, управления и мониторинга устройствами, управления безопасностью и событиями безопасности), постепенно увеличивая долю доверенного российского оборудования на сетях связи;
обеспечить развитие систем фиксированного беспроводного доступа к сети "Интернет" с использованием российского оборудования 5G, 6G и Wi-Fi 6/7;
обеспечить технологическую независимость и информационную безопасность за счет создания и развития российских абонентского оборудования и пользовательских устройств (CPE/OTN-терминалов);
постепенно перевести весь сегмент проводного фиксированного широкополосного доступа к сети "Интернет" на использование волоконно-оптических линий связи в целях сокращения перечня оборудования, необходимого для построения сетей связи, подлежащего разработке и производству.
Для мобильных сетей связи:
наладить производство достаточного количества российского телекоммуникационного оборудования для развертывания сетей связи стандартов 4G, 5G, 6G (базовые станции, мобильные терминалы (смартфоны), модемы в виде модулей расширения или USB-устройств) в соответствии с "дорожной картой" развития высокотехнологичного направления "Современные и перспективные сети мобильной связи" на период до 2030 года. При этом базовые станции стандарта 4G должны поддерживать переход на стандарт 5G путем программного обновления и использование для защиты каналов связи стандарта 5G сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации средств криптографической защиты информации;
утвердить национальные стандарты для телекоммуникационного оборудования и абонентского оборудования, учитывающие требования международных спецификаций и позволяющие реализовать поддержку специализированных функций и приложений в мобильных сетях связи, а также требования национальных стандартов в части криптографической защиты информации;
реализовывать создание беспроводных сетей интернета вещей в сетях подвижной радиотелефонной связи;
обеспечить развитие сетей доверенной профессиональной радиосвязи;
сформировать рынок отдельных технологий и сетевых приложений, встраиваемых в программно-определяемую сеть с открытой архитектурой для улучшения ее характеристик или активации отдельных сервисов;
заменить к 2035 году оборудование иностранных поставщиков на российское телекоммуникационное оборудование (программное обеспечение и программно-аппаратные комплексы) для мобильной сети на 100 процентов;
обеспечить проработку возможности просмотра обязательных общедоступных телерадиоканалов на мобильных и стационарных абонентских устройствах (телевизорах, смартфонах, планшетах и иных устройствах).
Для спутниковых сетей связи:
наладить производство достаточного количества российского телекоммуникационного оборудования для развертывания спутниковых и гибридных сетей связи (космические аппараты, программное обеспечение, бортовое оборудование и абонентское оборудование);
утвердить национальные стандарты Российской Федерации для телекоммуникационного оборудования и абонентского оборудования, способствующие реализации поддержки специализированных функций и приложений в гибридных сетях связи (с учетом международных спецификаций), а также определяющие порядок применения российских криптографических алгоритмов;
обеспечить замену оборудования иностранных поставщиков на российское телекоммуникационное оборудование (программное обеспечение и программно-аппаратные комплексы) для спутниковых сетей связи и оборудование наземной инфраструктуры на 100 процентов до 2035 года;
обеспечить перевод услуг профессиональной радиосвязи в сети спутниковой связи на низкой околоземной орбите с высвобождением используемого радиочастотного ресурса.
Решение задачи по обеспечению производства необходимой для телекоммуникационного оборудования электронной компонентной базы предусмотрено в рамках государственных программ Российской Федерации (их структурных элементов), курируемых Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Предполагается поэтапное появление необходимой электронной компонентной базы начиная с 2025 года.
Мировые тенденции развития технологий в отрасли связи
К основным тенденциям развития технологий в отрасли связи относятся:
унификация технологий оказания услуг на основе пакетных сетей передачи данных, что ведет к потреблению полного набора услуг на одном пользовательском устройстве с использованием фиксированных, мобильных и спутниковых сетей связи;
кооперация с государственными органами при создании и внедрении перспективных технологий связи, которые требуют значительных инвестиций и не имеют потенциала выхода на окупаемость, но имеют стратегическое значение для государства;
развитие концепции открытых сетевых технологий (в частности, OpenRAN), в рамках которых происходит разделение монолитных решений на стандартизированные модули и блоки, позволяющие операторам связи собирать телекоммуникационные решения из составляющих от различных производителей телекоммуникационного оборудования.
В Российской Федерации существуют следующие основные вызовы в области развития технологий в отрасли связи:
высокая степень зависимости сетей связи от иностранных телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения, поставленных в том числе из недружественных стран, в ситуации объективного отставания российской научно-технологической и производственной базы в данной сфере;
введение недружественными государствами ограничений на доступ к современным технологиям с целью подрыва технологических возможностей Российской Федерации;
ограниченность финансовых и кадровых ресурсов, а также технологических компетенций, необходимых для реализации масштабных инфраструктурных и научно-исследовательских проектов импортозамещения.
Основываясь на проведенном анализе, можно сделать следующие выводы:
российской рынок телекоммуникационного оборудования сильно зависит от поставок иностранных электронной компонентной базы, стандартов и технологий, а с введением рядом иностранных государств санкций в отношении Российской Федерации многократно возросли угрозы функционированию сетей связи и управлению ими;
требуется принятие системных и долгосрочных мер поддержки производства телекоммуникационного оборудования, стимулирования спроса на российское телекоммуникационное оборудование и организации международных рынков сбыта такого оборудования.