4. Совершенствование контрольной (надзорной) деятельности в строительстве, развитие института экспертизы проектной документации
4. Совершенствование контрольной (надзорной)
деятельности в строительстве, развитие института экспертизы
проектной документации
Строительный контроль и государственный строительный надзор
Институт государственного строительного надзора представляет собой один из элементов обеспечения безопасности строительства.
Согласно статистике за 2017 - 2019 годы произошло 77 аварий и обрушений в процессе строительства, при этом из 10 крупных аварий 5 аварий произошли из-за отступления от проектной документации, 3 аварии - из-за применения некачественных материалов, 1 авария - из-за неправильной установки оборудования, то есть при строительстве, реконструкции 9 объектов капитального строительства некачественно был проведен строительный контроль.
В связи с этим при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте отдельных объектов капитального строительства с привлечением средств федерального бюджета строительный контроль проводится специализированными федеральными учреждениями.
Вызовами являются:
высокая степень участия надзорных органов в реализации проектов строительства;
в подавляющем большинстве низкое качество проведения строительного контроля, в том числе в связи с отсутствием четких требований к лицам, проводящим строительный контроль, и их размытой ответственностью;
предмет государственного строительного надзора и предмет строительного контроля дублируют друг друга, при этом государственный строительный надзор в отличие от строительного контроля не может обеспечить постоянное наблюдение за ходом строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
отсутствие оперативного взаимодействия органов государственного строительного надзора с контролируемыми лицами.
Задачами являются:
снижение административной нагрузки на застройщиков;
повышение качества и установление ответственности строительного контроля;
построение вертикали органов государственного строительного надзора;
цифровизация государственного строительного надзора и строительного контроля.
Предусмотрены следующие мероприятия:
уточнение предмета государственного строительного надзора, установление единых требований к организации и проведению надзорных мероприятий, оптимизация процедур надзора;
сокращение количества объектов капитального строительства, в отношении которых проводится экспертиза проектной документации и осуществляется государственный строительный надзор;
формирование эффективного механизма соразмерной ответственности организаций, оказывающих услуги строительного контроля по договору с застройщиками (техническими заказчиками);
в пилотном режиме введение аттестации лиц, проводящих строительный контроль, с одновременным исключением проведения контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с программой проверок и корректировкой предмета государственного строительного надзора в части исключения проверки работ, строительных материалов и результатов работ на предмет соответствия требованиям проектной документации (с проработкой возможности введения общесистемного регулирования). При этом в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов сохраняется действующая модель осуществления государственного строительного надзора;
создание системы специализированных учреждений для проведения строительного контроля при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства с привлечением средств бюджетов бюджетной системы различного уровня;
создание условий для взаимодействия всех контролируемых лиц и органов государственного строительного надзора посредством единого информационного пространства строительного надзора.
Результатами осуществления указанных мероприятий являются:
снижена административная нагрузка на застройщиков при сохранении уровня безопасности строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства;
сокращено количество объектов, в отношении которых проводится государственный строительный надзор;
установлены требования к лицам, проводящим строительный контроль, в рамках предлагаемой аттестации в целях реализации пилотного проекта, а также их ответственность;
обеспечена возможность обмена документов при осуществлении государственного строительного надзора в электронном виде.
Совершенствование института саморегулирования
в строительной отрасли
Институт саморегулирования является эффективным способом снижения прямого государственного регулирования и сокращения административных барьеров.
Основным содержанием деятельности саморегулируемых организаций является обеспечение допуска на рынок только квалифицированных подрядчиков путем разработки и утверждения стандартов и правил предпринимательской деятельности, а также в дополнение к государственному надзору - контроль за соблюдением обязательных требований.
При этом саморегулируемыми организациями формируются компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, средствами которых они отвечают по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда потребителям работ, услуг.
В целях повышения качества подрядных работ и предупреждения причинения вреда потребителям работ, услуг введен институт национальных реестров специалистов, устанавливающий квалификационные требования к работникам членов саморегулируемых организаций (главным инженерам проектов, главным архитекторам проектов), ответственным за качество работ, их должностные обязанности, а также их персональную ответственность за принимаемые решения, обеспечивающие безопасность в строительстве.
Вызовами являются:
низкая эффективность реализации функций саморегулируемых организаций по допуску подрядчиков на профессиональный рынок, низкая информационная открытость деятельности саморегулируемых организаций;
необходимость перехода к системной контрольной деятельности саморегулируемых организаций и рейтинговой оценке деятельности членов саморегулируемых организаций, обеспечивающих минимизацию рисков выплат из средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций;
необходимость повышения качества подрядных работ, услуг и обеспечения безопасности строительства объектов капитального строительства.
Задачей является использование потенциала саморегулирования для создания системы эффективного отбора профессиональных участников строительного рынка, повышения качества работ и услуг, обеспечения безопасности строительства объектов капитального строительства.
Предусмотрены следующие мероприятия:
поэтапное с апробированием в 2025 году на пилотных субъектах Российской Федерации введение добровольного механизма отбора подрядчиков с использованием программного обеспечения и оценочных средств, позволяющих определять из открытых источников деловую репутацию подрядчика, его фактические компетенции по нефинансовым критериям;
формирование условий, стимулирующих самоконтроль саморегулируемых организаций, в том числе за счет оценки деятельности подрядчиков, расширения случаев выплат из средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций;
создание информационного ресурса саморегулирования в строительной отрасли, содержащего сведения о членах всех саморегулируемых организаций и их обязательствах по договорам подряда, синхронизированного со сведениями национальных реестров специалистов;
переход к независимой оценке квалификации специалистов, сведения о которых включаются в национальные реестры специалистов;
формирование эффективного механизма соразмерной персональной ответственности главных инженеров проектов и главных архитекторов проектов, предусматривающего случаи исключения сведений о данных специалистах из национального реестра специалистов или отказа во включении сведений о них в данный реестр, связанные с привлечением таких специалистов к ответственности за нарушения градостроительного законодательства.
Результатами осуществления указанных мероприятий являются:
введена система добровольной предварительной квалификации участников строительного рынка и добровольной рейтинговой оценки деятельности подрядчиков для усиления контроля саморегулируемых организаций за добросовестным исполнением договоров подряда;
создан единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, позволяющий заказчикам получать сведения о потенциальном подрядчике в режиме онлайн;
усилена финансовая ответственность саморегулируемых организаций за деятельностью своих членов, обеспечивающая эффективное выполнение функций саморегулируемых организаций;
созданы условия для исключения ряда существующих административных процедур, в том числе проведения экспертизы проектной документации или инженерных изысканий, за счет допуска к выполнению работ квалифицированных специалистов 5 - 7 уровня квалификации;
повышен уровень качества выполняемых работ членами саморегулируемых организаций за счет усиления персональной ответственности главных инженеров проекта и главных архитекторов проекта.
Развитие института экспертизы проектной документации
и результатов инженерных изысканий
Институт экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий - один из механизмов обеспечения безопасности объекта капитального строительства.
В настоящее время в отношении проектной документации объекта капитального строительства предусмотрено проведение государственной или негосударственной экспертизы проектной документации, а в отдельных случаях - государственной историко-культурной экспертизы и (или) государственной экологической экспертизы.
С 1 сентября 2022 г. реализована возможность проведения экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы по принципу "одного окна". Указанные экспертизы проводятся параллельно.
Вызовами являются:
необходимость перехода от последовательного прохождения процедур, связанных с подготовкой проектной документации и строительством объекта, к параллельному проектированию и строительству;
необходимость повышения качества и скорости взаимодействия всех органов (организаций), осуществляющих проведение экспертизы, а также иных участников инвестиционно-строительного процесса.
Задачами являются:
создание условий для взаимодействия участников инвестиционно-строительного процесса и всех органов (организаций), осуществляющих проведение экспертизы в единой цифровой среде;
закрепление возможности начала строительства на более ранней стадии (параллельно с проектированием) с использованием механизма экспертного сопровождения подготовки проектной документации с учетом требований законодательства об экологической экспертизе;
исключение дублирования процедур оценки проектной документации, проводимой в рамках экспертизы проектной документации, экологической и историко-культурной экспертиз.
Предусмотрены следующие мероприятия:
внедрение единая цифровая платформа экспертизы с последующей интеграцией с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг, для взаимодействия всех органов (организаций), осуществляющих проведение экспертизы, участников инвестиционно-строительного процесса в рамках единой цифровой среды;
организация проведения экспертизы проектной документации в форме экспертного сопровождения подготовки проектной документации;
синхронизация и оптимизация процедур, предусмотренных экспертизой проектной документации, экологической и историко-культурной экспертизами, сокращение перечня объектов, в отношении которых проводится экспертиза проектной документации.
Результатами осуществления указанных мероприятий являются:
повышено качество проектных решений, исключена необходимость существенных корректировок проектной документации в процессе строительства;
исключены излишние процедуры, связанные с рассмотрением проектной документации во всех органах (организациях), осуществляющих проведение экспертизы;
обеспечено формирование единой цифровой среды для всех участников инвестиционно-строительного процесса.