3. Кадровое, научное и ресурсное обеспечение строительной отрасли
Профессиональная трансформация
По состоянию на 2021 год в строительной отрасли занято около 6,5 млн. работников более 100 профессий, квалификационная структура которых охватывает более 500 разрядов и категорий. По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики, средняя доля трудовых мигрантов в среднегодовой численности занятых в строительной отрасли в 2019 - 2020 годах составила 10,2 процента (640 тыс. человек), в 2021 году - 12,3 процента (800 тыс. человек).
В целях достижения национальных целей развития к 2030 году в рамках профессиональной трансформации необходимо дополнительное привлечение от 0,7 млн. до 1,5 млн. работников различной квалификации. Ежегодный выпуск осуществляющих подготовку по строительным специальностям образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций составляет до 75 тыс. человек (из них 30 тыс. человек - по образовательным программам высшего образования). По учебным программам, одобренным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в качестве приоритетных, может быть дополнительно переподготовлено начиная с 2022 года до 40 тыс. человек в год.
Вызовами являются:
недостаточное взаимодействие между организациями реального сектора экономики и научными и образовательными организациями;
профессиональная и квалификационная структура трудовых ресурсов не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к персоналу в контексте развития технологий строительного производства.
Задачами являются:
приведение профессиональной и квалификационной структуры трудовых ресурсов в соответствие с запросами строительной отрасли;
формирование управленческого кадрового резерва строительной отрасли (для предприятий и государственных организаций строительной отрасли);
развитие схем и форматов подготовки кадров по программам дополнительного профессионального образования (краткосрочного обучения и переобучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки) с учетом перехода строительной отрасли на технологии, повышающие производительность труда, цифровые технологии и обновленных требований к инвестиционно-строительному циклу;
повышение престижности строительных профессий, создание условий для вовлечения молодежи в трудовую деятельность в сфере строительства;
совершенствование системы привлечения трудовых мигрантов для компенсации дефицита кадров в отрасли, включая организацию системного отбора трудовых мигрантов, обладающих востребованными компетенциями.
Предусмотрены следующие мероприятия:
разработка рекомендаций к профильным образовательным программам, определение списка приоритетных строительных профессий на постоянной основе;
синхронизация существующих инструментов государственной поддержки развития образования и кадрового обеспечения с потребностями строительной отрасли;
формирование плана мероприятий (дорожной карты), предусматривающего в том числе изменение образовательных программ по направлениям подготовки специалистов в сфере строительства в целях ускоренного вовлечения в производственные процессы;
формирование комплексной программы по ускоренному обучению кадров для строительной отрасли, выработка мер стимулирования граждан Российской Федерации к получению дополнительного профессионального образования по строительным специальностям;
проведение мероприятий по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных заказчиков с учетом перехода отрасли на цифровые технологии;
ежегодный прогноз потребности в кадрах для строительной отрасли в субъектах Российской Федерации;
формирование кадрового центра Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, создание отраслевой цифровой платформы трудовых ресурсов ("биржа труда"), развитие цифровых сервисов для работников строительной отрасли;
сокращение административных барьеров при привлечении иностранной рабочей силы из государств - членов Евразийского экономического союза и стран Содружества Независимых Государств;
внедрение стандартов, обеспечивающих современные и комфортные условия осуществления деятельности строителей, соответствующие нормативным требованиям, а также цифровых методов контроля на объектах капитального строительства.
Результатами осуществления указанных мероприятий являются:
обеспечено соответствие профессиональной и квалификационной структуры трудовых ресурсов потребностям строительной отрасли;
в строительной отрасли занято до 1 млн. квалифицированных мигрантов;
создана отраслевая цифровая платформа трудовых ресурсов ("биржа труда"), которая отражает актуальную потребность в трудовых ресурсах по строительным организациям, осуществляющим деятельность в рамках государственного заказа;
обеспечена профессиональная подготовка (переподготовка) не менее 40 тыс. квалифицированных специалистов для строительной отрасли в год.
Развитие научной деятельности в строительстве
В современных условиях внедрение инноваций является ключевым фактором повышения эффективности и конкурентоспособности строительной отрасли. Их разработка и внедрение невозможны без развития отечественной науки и привлечения существенных ресурсов (трудовых, финансовых, организационных).
Развитие отечественных технологий, их своевременное и эффективное внедрение, а также международное сотрудничество и экспорт таких технологий - условия успешного развития строительной отрасли.
Вызовами являются:
отсутствие развитой цепи "спрос - разработка - внедрение" инноваций в строительстве;
низкий уровень взаимодействия между научными организациями и компаниями строительной отрасли;
дефицит технологий в связи с внешним санкционным давлением со стороны недружественных стран.
Задачами являются:
создание новых и развитие сформированных отраслевых научных школ на базе ведущих образовательных организаций высшего образования соответствующего профиля;
повышение эффективности и результативности проводимых фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и разработок в области строительства, архитектуры, градостроительства, в том числе по прорывным тематикам, в соответствии с потребностями отрасли, расширение взаимодействия научных организаций с организациями реального сектора;
развитие международного научно-технического сотрудничества;
развитие системы государственных заказов на наукоемкие исследования в области строительства;
создание системы стимулирования вовлечения талантливой молодежи в научную деятельность в области строительства, архитектуры и градостроительства.
Предусмотрены следующие мероприятия:
долгосрочное планирование и регулярная актуализация приоритетных научных проектов, позволяющих формировать конкурентоспособные коллективы, объединяющие исследователей, разработчиков и предпринимателей;
формирование механизмов эффективного взаимодействия науки и реального сектора экономики в целях развития (трансфера) технологий и инноваций;
поддержка участия российских ученых в международных проектах;
оборудование отраслевых лабораторий современным научно-технологическим оборудованием и обеспечение доступности научно-исследовательской инфраструктуры для всех отечественных исследователей;
регулярный мониторинг проводимых фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований в области строительства.
Результатами осуществления указанных мероприятий являются:
созданы условия для развития научной деятельности, направленной на обеспечение инновационного развития строительной отрасли;
обеспечены условия для оперативного внедрения инноваций, а также для замещения устаревших технологий проектирования и строительства новыми технологиями и решениями отечественной разработки.
Совершенствование системы ценообразования в строительстве
Задача совершенствования системы ценообразования в строительной отрасли реализуется с 2016 года. Законодательно закреплены единые принципы в области ценообразования в строительной сфере. Создана и развивается федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве.
Вызовом является недостоверное определение начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, которое зачастую приводит к срыву сроков реализации инвестиционных проектов и банкротствам подрядных организаций. Необходимо обеспечить повышение точности определения стоимости строительства и переход от базисно-индексного метода к ресурсному методу определения сметной стоимости строительства.
Задачами являются:
создание механизмов определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, соответствующей фактическим рыночным условиям;
создание единой цифровой платформы системы ценообразования в строительстве на базе федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве, позволяющей формировать стоимость строительства в автоматизированном режиме, на основании достоверных данных о стоимости всех строительных ресурсов;
формирование системы контроля за ценами на строительные ресурсы и формирование оперативного реагирования на изменения цен.
Предусмотрены следующие мероприятия:
совершенствование базы сметных нормативов в строительстве путем актуализации действующих и разработки новых норм, учитывающих необходимость применения при строительстве современных материалов и технологий, а также необходимость повышения производительности труда;
проведение анализа объемов потребности в строительных материалах крупнейших застройщиков и объемов производства соответствующих строительных ресурсов, их транспортной доступности;
создание механизмов мониторинга цен на строительные ресурсы с учетом максимального количества источников информации в автоматизированном режиме;
создание специализированной торговой площадки по заключению сделок по приобретению строительных ресурсов подрядными организациями, интегрированной с федеральной государственной информационной системой ценообразования в строительстве, на основе классификатора строительных ресурсов и программного модуля интеграции существующих торговых площадок с федеральной государственной информационной системой ценообразования в строительстве для получения информации о цене фактических сделок купли-продажи строительных ресурсов, за исключением случаев заключения контрактов в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
создание механизмов учета в стоимости строительства реальной заработной платы строителей;
переход на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства с использованием текущих цен строительных ресурсов из федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве и индексов к группам однородных строительных ресурсов с последующим переходом на ресурсный метод.
Результатами осуществления указанных мероприятий являются:
создана единая цифровая платформа системы ценообразования в строительстве на базе федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве, интегрированная с другими информационными системами и электронными торговыми площадками, обеспечивающая возможность формирования достоверной сметной стоимости на основании рыночных цен строительных ресурсов, актуальных сметных норм, учитывающих современные технологии и материалы, в автоматизированном режиме;
осуществлен переход к ресурсному методу определения сметной стоимости строительства;
созданы инструменты прогнозирования роста цен на строительные ресурсы и приняты меры оперативного реагирования на изменения цен;
обеспечено соответствие сметной стоимости строительства рыночным условиям;
сокращено количество срывов конкурсных процедур, нереализованных проектов и банкротств подрядных организаций;
усовершенствован порядок применения укрупненных нормативов цены строительства и расширение их номенклатуры.