1. Сокращение инвестиционно-строительного цикла

1. Сокращение инвестиционно-строительного цикла

Административная трансформация

Сегодня строительная отрасль сталкивается с вызовами, преодолев которые можно значительно повысить ее эффективность и увеличить вклад в экономику страны. Существенное повышение эффективности использования средств, вовлеченных в инвестиционно-строительный цикл, возможно за счет системных мер совершенствования нормативно-правового регулирования отрасли.

В 2021 году изменениями в законодательство о градостроительной деятельности установлен закрытый универсальный перечень этапов и мероприятий реализации проекта по строительству объекта капитального строительства. Ранее такие этапы и мероприятия устанавливались в исчерпывающих перечнях процедур применительно к различным объектам капитального строительства. Например, в жилищном строительстве нужно было осуществить более 90 процедур в зависимости от вида объекта капитального строительства. Сегодня для объектов капитального строительства всех видов установлен универсальный перечень из 32 мероприятий, осуществляемых при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства.

Для всех субъектов Российской Федерации исключается возможность установления дополнительных мероприятий, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Также в 2021 году Правительством Российской Федерации утвержден исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами и необходимых застройщику, техническому заказчику для реализации проекта по строительству объектов капитального строительства (далее - перечень), предусматривающий 989 позиций. В 2022 году перечень сокращен до 751 позиции.

При этом за предъявление требований о получении дополнительных документов, не предусмотренных перечнем, установлена административная ответственность. Полномочиями по контролю за соблюдением новых требований наделена Федеральная антимонопольная служба.

Кроме того, реализуется инициатива социально-экономического развития Российской Федерации "Реинжиниринг правил промышленного строительства", в рамках которой организована работа по сокращению излишних требований и согласований при строительстве объектов капитального строительства производственного назначения.

Также в 2021 - 2022 годах завершен очередной этап унификации правил подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, приняты прозрачные правила переноса (выноса) сетей инженерно-технического обеспечения, предусматривающие баланс интересов застройщиков и сетевых организаций.

Вызовами являются:

избыточное количество документов, сведений, материалов, согласований;

около 50 процентов общих сроков инвестиционно-строительного цикла занимает прохождение бюрократических процедур;

дублирование предоставления застройщиком одной и той же информации в различные ведомства на разных этапах строительства.

Задачами являются:

оптимизация процедуры, сокращение сроков инвестиционно-строительного цикла строительства объектов капитального строительства, включая промышленные объекты;

снижение административной нагрузки на строительный бизнес, в том числе за счет совершенствования условий и сокращения сроков подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Предусмотрены следующие мероприятия:

сокращение и алгоритмизация исчерпывающего перечня;

сокращение и оптимизация излишних и устаревших требований и согласований в строительстве, предусмотренных ведомственными актами, актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, с учетом применения принципов административной трансформации:

"нет регламента - нет процедуры";

"не описан предмет и (или) нет оснований для отказа - нет процедуры";

"нет срока - нет процедуры";

"один предмет - одна процедура" (исключение дублирующих друг друга процедур);

"нет влияния на результат - нет процедуры" (исключение избыточных и устаревших процедур);

построение "клиентского пути" инвестора и определение "целевых моделей" для разных видов объектов капитального строительства в целях достижения комплексного эффекта по уменьшению сроков и издержек строительства;

обеспечение возможности предоставления ряда услуг и функций в электронном виде (в том числе объединенных жизненной ситуацией и предоставляемых в автоматическом режиме);

внедрение принципа оказания комплексных услуг, при котором в рамках одного заявления возможно получить несколько услуг;

проработка возможности сокращения сроков подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и совершенствования регулирования в целях снижения административной нагрузки на застройщиков и сокращения сроков реализации инвестиционно-строительных проектов.

Результатами осуществления указанных мероприятий являются:

инвестиционно-строительный цикл строительства объектов капитального строительства сокращен на 30 процентов (относительно 2019 года) без снижения безопасности и качества строительства;

сокращено количество документов, сведений, материалов, согласований в строительстве не менее чем в 2 раза;

от выбора земельного участка до начала эксплуатации объекта капитального строительства необходимо осуществить не более 100 действий;

снижена административная нагрузка на застройщиков в части подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

сокращены сроки строительства групп промышленных объектов на 40 процентов к 2030 году по отношению к 2020 году;

сформировано единое информационное пространство отрасли строительства, предназначенное для внедрения технологий полностью безбумажного, открытого и прозрачного взаимодействия участников градостроительной деятельности на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства;

строительная отрасль стала клиентоориентированной.

Совершенствование системы технического регулирования

Нормативная правовая база системы технического регулирования в настоящее время характеризуется отсутствием системного подхода, наличием предписывающих норм, многочисленного дублирования и противоречий в регулировании процессов проектирования, строительства и эксплуатации объектов капитального строительства.

Устаревшая по структуре и принципу формирования, не соответствующая в полной мере современному техническому уровню, содержащая противоречивые и дублирующие документы база нормативно-технических требований тормозит инновационные процессы в строительстве, создает неоправданные административные технические барьеры для всех участников инвестиционно-строительного цикла, препятствует оперативному внедрению в практику строительства новых материалов и технологий.

За 2020 - 2022 годы реализован ряд мер по сокращению избыточных устаревших норм. Около 10500 требований в строительстве переведены из статуса обязательных в статус добровольных. Общее число обязательных требований сохраняется на уровне 380. В целях внедрения оптимальных строительных решений создан механизм оперативного закрепления однотипных технических решений - специальных технических условий в нормативно-технических документах ("2 СТУ = норма") путем сокращения сроков процедур корректировки сводов правил.

Вызовами являются:

несовершенная нормативная правовая база технического регулирования, сдерживающая внедрение передовых технологий и материалов;

несоразмерность отдельных действующих нормативных требований с потенциальным риском причинения вреда в сферах механической, санитарно-эпидемиологической, экологической безопасности;

отсутствие взаимной согласованности, дублирование и противоречие нормативных технических документов, разрабатываемых разными ведомствами;

несовершенство законодательно установленной системы регламентации этапов жизненного цикла объекта капитального строительства, отсутствие целостной системы оценки технических решений на различных этапах жизненного цикла (особенно на этапе эксплуатации);

ограничение области применения сводов правил, отсутствие понятного механизма применения обязательных и добровольных требований;

отсутствие быстрого, упрощенного порядка вывода на рынок новых строительных ресурсов (в том числе зарубежного производства).

Задачами являются:

переход от предписывающего метода нормирования к параметрическому методу нормирования, обеспечивающему максимально быстрое внедрение инноваций при гарантированном соблюдении безопасности технических решений;

внедрение реестрового принципа разработки технических требований в сфере строительства путем формирования целостной системы нормативных документов, устанавливающей единые обязательные требования к проектированию, строительству и эксплуатации объекта капитального строительства и исключающей противоречия нормативных правовых и нормативных технических документов;

внедрение инновационных, энергоэффективных и экологичных технологий, в том числе развитие технологий модульного строительства, внедрение аддитивных технологий в строительстве и технологий "умный дом", расширение области применения нетрадиционных строительных конструкций из дерева и стали, развитие деревянного домостроения;

выход строительных услуг на рынки государств - участников стран Евразийского экономического союза, а также повышение конкурентоспособности строительных материалов и услуг на международном рынке;

оптимизация отдельных требований санитарно-эпидемиологических, экологических норм;

упрощение порядка подтверждения пригодности новой продукции и ее использования, сокращение сроков вывода на рынок новой продукции.

Предусмотрены следующие мероприятия:

пересмотр нормативной правовой базы в целях перехода от предписывающего к параметрическому методу нормирования, а также развитие альтернативных способов и механизмов обоснования соответствия проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности;

реализация реестрового принципа формирования всех обязательных нормативных технических требований в сфере строительства, создание системы управления требованиями безопасности и качества объектов капитального строительства на основе цифрового реестра требований в строительной отрасли, предоставление Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации полномочий по созданию и ведению такого реестра;

устранение излишних, противоречивых, дублирующих нормативных технических требований в строительстве, перевод нормативных технических документов в машиночитаемый и машинопонимаемый форматы;

регулярная актуализация нормативных технических документов, а также разработка новых нормативных технических документов с учетом необходимости применения при строительстве объектов капитального строительства передовых технологий и материалов, в том числе энергоэффективных и экологичных;

создание системы нормативных технических документов в сегменте модульного строительства, оптимизация системы оценки соответствия для модульных решений;

создание системы сводов правил в области деревянного домостроения, совершенствование технического регулирования в области строительства с применением стальных конструкций;

актуализация системы сводов правил для обеспечения внедрения аддитивных технологий и технологий "умный дом";

интеграция процессов технического нормирования и оценки соответствия на уровне Евразийского экономического союза.

Результатами осуществления указанных мероприятий являются:

осуществлен переход на параметрический метод нормирования в проектировании и строительстве, обеспечена необходимая нормативная правовая база для развития системы технического регулирования в строительной отрасли;

устранены излишние, противоречивые, дублирующие требования, установлены механизмы применения добровольных требований, альтернативных способов обоснования соответствия проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности;

создана система управления требованиями безопасности объектов капитального строительства;

актуализированы и переведены в машиночитаемый и машинопонимаемый форматы все российские документы по стандартизации в сфере проектирования и строительства (более 3000 документов);

внедрено не менее 200 новых нормативных технических документов в строительстве для осуществления поэтапного отказа от использования устаревших технологий в проектировании и строительстве, внедрения современных технологий и инновационных строительных материалов;

принят технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности строительных материалов и изделий";

создана система национальных стандартов и сводов правил в области модульного строительства, деревянного домостроения;

значительно сокращен срок вывода на рынок новой продукции и упрощена процедура подтверждения пригодности строительных ресурсов.

Развитие услуг в сфере государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и государственного кадастрового
учета недвижимого имущества

Немаловажную роль в строительном цикле играют процедуры государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета объекта капитального строительства.

Государственный кадастровый учет вновь построенного объекта капитального строительства и государственная регистрация прав на него являются завершающими этапами строительного цикла, в связи с чем важнейшим элементом этого этапа является обеспечение надлежащего качества документов, подготавливаемых для осуществления государственного кадастрового учета и регистрации прав на объект капитального строительства.

Вызовами являются:

необходимость перевода документов и процедур, связанных с государственным кадастровым учетом вновь построенного объекта капитального строительства и государственной регистрацией прав на него, в электронный вид;

необходимость повышения уровня прозрачности и предсказуемости действий органов, осуществляющих государственный кадастровый учет вновь построенного объекта капитального строительства и государственную регистрацию прав на него;

необходимость повышения качества документов, требуемых для осуществления государственного кадастрового учета вновь построенного объекта капитального строительства и государственную регистрацию прав на него.

Задачами являются:

повышение уровня прозрачности и предсказуемости действий органов, осуществляющих государственный кадастровый учет вновь построенного объекта капитального строительства и государственную регистрацию прав на него;

повышение уровня цифровизации государственного кадастрового учета вновь построенного объекта капитального строительства и государственной регистрации прав на него и обеспечение условий для реализации цифровых решений таких услуг на местах;

совершенствование нормативно-правового регулирования кадастровой деятельности и правоприменительной практики в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Предусмотрены следующие мероприятия:

организационные меры, позволяющие реализовать принцип "Регистрация за 1 час", в том числе за счет внедрения экстерриториального принципа регистрации прав на объекты капитального строительства и создания полного электронного архива документов в отношении объектов капитального строительства;

развитие существующих и создание новых электронных сервисов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, перевод большинства ее услуг на единый портал государственных и муниципальных услуг.

Результатом осуществления указанных мероприятий является то, что осуществлена комплексная взаимосвязь градостроительной деятельности с процессом государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество.