IV. Новые жилищные возможности
Общая площадь жилищного фонда в Российской Федерации, по данным Федеральной службы государственной статистики, на конец 2021 года составила 4,04 млрд. кв. метров, из которых площадь жилых помещений в многоквартирных домах - 2,5 млрд. кв. метров. На одного человека приходится 27,8 кв. метра.
Совокупный объем ввода жилья на территории Российской Федерации в период с 2011 по 2021 годы составил 859,9 млн. кв. метров. По итогам 2021 года объем ввода жилья составил 92,6 млн. кв. метров, в том числе многоквартирных домов 43,5 млн. кв. метров, индивидуальных жилых домов 49,1 млн. кв. метров.
В советский период осуществлялось преимущественно строительство многоквартирного жилья, доля индивидуальных жилых домов в общем объеме вводимого жилья не превышала 12 процентов. Рост объемов индивидуального жилищного строительства начался в 1990-х годах и в 2021 году достиг максимума в 53 процента. Рост доли индивидуального жилья в общем объеме вводимого жилья обусловлен повышением его привлекательности для населения и упрощением административных процедур, связанных со строительством и постановкой на государственный кадастровый учет объектов индивидуального жилищного строительства.
В целях полного исключения возможности появления новых обманутых дольщиков в 2020 году завершена масштабная реформа законодательства Российской Федерации в сфере долевого строительства и обеспечен переход на проектное финансирование с использованием счетов эскроу. На конец 2021 года почти 74 млн. кв. метров жилья (около 77 процентов всего жилья, строящегося на основе долевого участия) строилось с использованием счетов эскроу, а объем введенного жилья, построенного с использованием счетов эскроу, в 2021 году увеличился по сравнению с 2020 годом в 3 раза и составил 16 млн. кв. метров (2132 дома).
Стратегическими целями являются:
обеспечение доступности приобретения, строительства или аренды жилья не менее чем двум третям (67 процентов) граждан страны;
ввод более 1 млрд. кв. метров жилья (за период 2021 - 2030 годов), в том числе многоквартирных домов не менее 550 млн. кв. метров, индивидуальных жилых домов не менее 450 млн. кв. метров, и формирование основы для дальнейшего развития жилищного строительства.
Вызовами являются:
около двух третей граждан хотят улучшить жилищные условия, однако финансовые возможности и инструменты для приобретения жилья ограничены;
несоответствие жилищных условий и городской инфраструктуры растущим запросам граждан относительно уровня комфорта, экологичности и безопасности жилья;
неэффективное использование территорий, на которых возможно жилищное строительство;
сложности с изъятием неэффективно используемых земельных участков, отсутствие свободных участков под застройку в центральных районах городов;
монополизированный рынок обеспечения застраиваемых территорий объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, в застроенных районах в основном отсутствуют резервы мощностей для нового строительства, на вновь застраиваемых территориях наблюдается полное отсутствие коммуникаций, сроки ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры не синхронизированы со сроками строительства домов;
действующие меры поддержки спроса и предложения недостаточно эффективны в отдельных регионах страны в связи со значительными различиями в структуре себестоимости жилищного строительства, инфраструктурной обеспеченности территорий и уровне платежеспособности населения;
для обеспечения строительства в 2021 - 2030 годах 1 млрд. кв. метров жилья необходимо около 86 трлн. рублей. Достижение национальной цели по увеличению объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. метров в год невозможно без обеспечения устойчивого роста реальных располагаемых денежных доходов населения в соответствии с базовым сценарием социально-экономического развития Российской Федерации (на 25 процентов за 2021 - 2030 годы).
Предусмотрены следующие мероприятия:
приоритетное применение механизмов комплексного развития территорий;
осуществление эффективного территориального планирования и градостроительного зонирования в целях сбалансированного пространственного развития городских агломераций и возрождения малых форм расселения;
синхронизация инвестиционных программ естественных монополий с планами жилищного строительства;
обеспечение территорий под жилищное строительство необходимой социальной, коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, в том числе с использованием финансовых инструментов, предусмотренных федеральным проектом "Инфраструктурное меню";
вовлечение в оборот земельных участков в объеме, необходимом для достижения национальной цели по увеличению объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. метров в год;
развитие рынка ипотечного кредитования, в том числе за счет льготных ипотечных программ, направленных на поддержку отдельных категорий граждан (семьи с детьми, молодые профессионалы и др.);
развитие индивидуального жилищного строительства, в том числе в рамках реализации инициативы социально-экономического развития Российской Федерации "Мой частный дом";
восстановление прав всех обманутых граждан - участников долевого строительства;
реализация новой программы расселения;
выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
активное формирование и развитие рынка арендного жилья;
совершенствование подходов к применению мер поддержки жилищного строительства, в том числе с учетом особенностей отдельных субъектов Российской Федерации.
Результатами осуществления указанных мероприятий являются:
обеспечено ежегодное улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей;
достигнуты объемы ввода жилья в размере не менее 120 млн. кв. метров ежегодно;
более чем на 20 процентов обновлен жилищный фонд к 2030 году;
достигнута обеспеченность населения жильем на уровне не менее 33,3 кв. метра на 1 человека к 2030 году;
обеспечен объем многоквартирных домов, находящихся в стадии строительства, в размере не менее 140 млн. кв. метров;
созданы условия для ускоренной ликвидации накопившейся очереди отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и осуществлен переход на обеспечение их жильем в плановом порядке;
восстановлены права всех обманутых граждан - участников долевого строительства;
обеспечено превышение ежегодного объема расселения над ежегодным объемом признания жилья аварийным;
увеличены объемы индивидуального жилищного строительства, в том числе индустриальным способом;
увеличение доли жилья, строящегося с применением мер поддержки спроса и предложения на жилье.
Новые подходы к поддержке жилищного строительства в регионах
Опыт реализации текущих программ государственной поддержки жилищного строительства свидетельствует о том, что их применение без учета фактической ситуации в регионах может привести к нарушению баланса спроса и предложения и снижению объемов строящегося жилья либо его доступности.
Для получения наибольшего эффекта предлагается распределить субъекты Российской Федерации по 5 основным кластерам рынка жилья для последующего применения в субъектах Российской Федерации соответствующих мер поддержки жилищного строительства.
Кластер 1 "Динамичные" - высокий приток и темпы роста населения при больших объемах ввода жилья, не покрывающих спроса и приводящих к низкой доступности жилья.
Кластер 2 "С нехваткой спроса" - снижение численности населения и доходов, низкие объемы ввода жилья при избыточном предложении на рынке жилой недвижимости и высоком уровне доступности жилья.
Кластер 3 "С нехваткой предложения" - отток населения и низкие объемы ввода жилья, не покрывающие спрос, приводят к низкой доступности жилья.
Кластер 4 "Стагнирующие" - баланс спроса и предложения при невысоких объемах жилищного строительства обеспечивает доступность жилья.
Кластер 5 "Депрессивные (сложные)" - активное снижение численности населения и наиболее низкие объемы ввода жилья.
При этом ипотека, в том числе льготная, рассматривается как механизм поддержки спроса в каждом регионе.
При базовом сценарии социально-экономического развития России, предполагающем рост реальных доходов населения на 25 процентов за 2021 - 2030 годы, адресное применение действующих мер поддержки в субъектах Российской Федерации на основе кластеризации обеспечит достижение целевого показателя национальной цели развития - ввод 120 млн. кв. метров жилья в 2030 году.
При экономическом росте и росте реальных доходов населения ниже предусмотренных базовым сценарием темпов достижение плановых объемов ввода жилья в 2030 году возможно при условии увеличения объемов финансирования действующих и дополнительных мер поддержки отдельных категорий граждан, которым не доступно приобретение жилья на рыночных условиях.
Развитие ипотечного кредитования
Ипотечное кредитование является основным рыночным способом улучшения жилищных условий. Ежегодно около 50 процентов всех сделок с жильем оформляется с привлечением кредитных средств, а в 2020 - 2021 годах в условиях низких ставок по рыночным кредитам и реализации программы "Льготной ипотеки" эта доля достигала 75 - 80 процентов на первичном рынке.
Ежегодно с помощью ипотеки более 1,3 - 1,8 млн. семей приобретают жилье. Ипотечный кредит выплачивает каждая 10-я российская семья (более 7 млн. семей). В последние годы темп прироста ипотечного портфеля превышает 20 процентов. С учетом секьюритизации ипотечных кредитов ипотечный портфель составляет 12,9 трлн. рублей (в том числе менее 1 процента составляют кредиты на индивидуальное жилищное строительство) - около 10 процентов годового объема валового внутреннего продукта, а доля ипотеки в совокупных кредитах населения - около 48 процентов. Существует потенциал роста рынка ипотеки в 1,5 раза, до 15 процентов валового внутреннего продукта и более.
В 2021 году выдано 1,9 млн. ипотечных кредитов (+ 7 процентов к 2020 году) на общую сумму 5,7 трлн. рублей (+ 28 процентов к 2020 году), в том числе по льготным программам выдано 24 процента всех ипотечных кредитов (476 тыс. на 1542 млрд. рублей). На цели приобретения и строительства индивидуальных домов выдано 37 тыс. кредитов на 121 млрд. рублей (2 процента всего количества выданных ипотек). Средний уровень ипотечной ставки с начала года составил 7,49 процента (на новостройки - 5,9 процента, на жилье на вторичном рынке - 8,31 процента).
В 2020 году в целях поддержки граждан и рынков жилья и ипотеки в условиях ухудшения макроэкономической ситуации из-за пандемии запущена программа льготной ипотеки на новостройки. Принятые решения позволили не допустить снижения уровня ипотеки и жилищного строительства. Объем выдачи ипотеки в 2021 году на новостройки (476 тыс. на 1 881 млрд. рублей) на 40 процентов больше в количественном выражении и на 104 процента - в денежном, чем в докризисном 2019 году.
С помощью единой информационной системы жилищного строительства организовано единое цифровое пространство для взаимодействия ключевых участников рынков жилищного строительства и ипотечного кредитования, реализована платформа для оперативного запуска любых программ поддержки населения и отрасли.
Вызовом является недоступность ипотеки для 50 процентов населения при значении рыночной ставки по ипотеке на уровне 9 - 10 процентов и отсутствие роста реальных доходов населения как основы для формирования долгосрочного стабильного спроса на жилье.
Задачами являются:
обеспечение доступности ипотеки за счет снижения ипотечной ставки;
обеспечение стабильного долгосрочного спроса на жилье и опережающего роста запуска новых проектов.
Предусмотрены следующие мероприятия:
реализация комплекса мероприятий по достижению национальной цели "Улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно" в части снижения уровня процентной ставки по ипотечным кредитам;
повышение инвестиционной привлекательности и ликвидности ипотечных ценных бумаг;
стандартизация и цифровизация рынка ипотеки;
снижение издержек граждан и банков на оформление и обслуживание ипотечного кредита за счет перевода взаимодействия заемщиков, банков и государственных органов в электронный формат;
развитие механизма ипотечного кредитования строительства индивидуальных жилых домов, в том числе льготных ипотечных программ, и строительства индивидуальных жилых домов гражданами самостоятельно;
расширение возможности использования цифровых активов в строительстве (цифровые деньги, цифровая закладная);
реализация программ льготной ипотеки для отдельных категорий граждан для обеспечения устойчивого снижения ставок по ипотеке и стабильного спроса на новостройки. Для поддержки отдельных категорий граждан, в том числе семей с детьми, в случае реализации негативного макроэкономического сценария, снижения спроса на новое жилье потребуется оперативное изменение существующих параметров реализации ипотечных программ с государственной поддержкой и продление срока действия отдельных программ до 2030 года;
унификация условий и механизмов реализации всех ипотечных программ, реализуемых с финансовой поддержкой из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
дифференцированное развитие ипотеки в регионах с использованием механизмов льготной ипотеки с государственной поддержкой;
развитие дополнительных финансовых механизмов приобретения жилья (накопительные жилищные счета, за счет которых заемщики смогут накопить первоначальный взнос и снизить ставку по ипотеке) и лучших региональных практик (жилье в рассрочку для отдельных категорий и др.).
Результатами осуществления указанных мероприятий являются:
приобретение жилья с ипотекой доступно для 60 процентов российских семей, отношение ипотечного портфеля к годовому объему валового внутреннего продукта выросло в 1,5 раза по отношению к 2020 году, до 15 процентов и более;
обеспечена выдача не менее 500 тыс. ипотечных кредитов на приобретение (создание) объектов индивидуального жилищного строительства к 2030 году;
обеспечен дифференцированный подход к реализации механизмов льготной ипотеки с государственной поддержкой с учетом деления регионов на кластеры.
Развитие индивидуального жилищного строительства
Согласно исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения и акционерного общества "ДОМ.РФ", около 56 процентов живущих в квартирах граждан Российской Федерации (19,7 млн. семей) хотят переехать в индивидуальные дома.
Основными барьерами, сдерживающими развитие индивидуального жилищного строительства, являются:
низкая ликвидность построенных населением индивидуальных жилых домов;
отсутствие профессионального и квалифицированного рынка строительных услуг;
низкий уровень развития ипотечного кредитования на цели строительства объектов индивидуального жилищного строительства.
Для обеспечения развития индустриального строительства индивидуальных жилых домов на территориях комплексного развития необходима подготовка под строительство и обеспечение инфраструктурой более 72 тыс. гектаров земли в населенных пунктах.
Вызовами являются:
отсутствие эффективных ипотечных продуктов и доступных механизмов финансирования индустриального строительства индивидуальных жилых домов;
отсутствие земельных участков, подготовленных под строительство, в объеме, необходимом для достижения целевых показателей по вводу жилья;
отсутствие возможности либо высокая стоимость подключения (технологического присоединения) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
отсутствие законодательного регулирования вопросов управления комплексами индивидуальных жилых домов.
Задачами являются:
вовлечение в оборот земельных участков в целях индивидуального жилищного строительства;
обеспечение доступности строительства или приобретения индивидуального жилого дома, в том числе за счет средств ипотечного кредита;
обеспечение возможности подключения (технологического присоединения) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения по доступной цене;
формирование механизма управления комплексами индивидуальных жилых домов.
Предусмотрены следующие мероприятия:
совершенствование правового регулирования в сфере индивидуального жилищного строительства;
ускорение процедур подготовки земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов;
расширение программы ипотечного кредитования строительства объектов индивидуального жилищного строительства, которое осуществляется гражданами самостоятельно;
распространение механизма использования счетов эскроу на деятельность по строительству объектов индивидуального жилищного строительства;
предоставление земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства с обязательством государственной регистрации прав на построенные на них жилые дома в установленный срок;
формирование банка земельных участков с доступной инженерной и транспортной инфраструктурой;
оптимизация процедур по обеспечению объектов индивидуального жилищного строительства необходимой инженерной инфраструктурой;
внедрение социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации, газоснабжения населения в субъектах Российской Федерации;
внедрение реестра типовых проектов для строительства индивидуальных жилых домов;
создание условий для запуска массового строительства индивидуальных жилых домов индустриальным способом;
развитие модульного строительства, включая деревянное домостроение, стимулирование производства и применения домокомплектов;
формирование механизма управления комплексами индивидуальных жилых домов.
Результатами осуществления указанных мероприятий являются:
обеспечено развитие индивидуального жилищного строительства, достигнут объем ввода индивидуального жилищного строительства в размере 50 млн. кв. метров ежегодно;
обеспечена защита интересов всех участников рынка индивидуального жилищного строительства;
запущено массовое строительство индивидуальных жилых домов индустриальным способом.
Восстановление прав граждан - участников
долевого строительства
На конец 2021 года в единый реестр проблемных объектов включено порядка 2500 многоквартирных жилых домов площадью более 15 млн. кв. метров. За период 2018 - 2021 годов публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" приняты обязательства по восстановлению прав более 102 тыс. граждан, вложивших денежные средства в строительство 1253 объектов.
На основе единой информационной системы жилищного строительства сформирована уникальная база данных о всех строящихся домах с привлечением средств граждан - участников долевого строительства, обеспечена прозрачность строительной отрасли, созданы сервисы для профессиональных участников рынка.
Вызовом является то, что по состоянию на конец 2021 года количество пострадавших граждан - участников долевого строительства составляет около 129 тыс. человек.
Задачей является восстановление прав всех обманутых граждан - участников долевого строительства.
Предусмотрены следующие мероприятия:
завершение строительства публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" и субъектами Российской Федерации проблемных объектов, осуществление выплаты возмещения гражданам;
ликвидация объектов незавершенного строительства;
осуществление мониторинга реализации мероприятий по восстановлению прав обманутых граждан - участников долевого строительства в субъектах Российской Федерации;
использование механизмов комплексного развития территорий для строительства жилищного фонда социального использования и арендного жилья на земельных участках, предоставленных публично-правовой компании "Фонд развития территорий".
Результатом осуществления указанных мероприятий является принятие решений о восстановлении прав 100 процентов обманутых граждан - участников долевого строительства.
Обеспечение устойчивого сокращения непригодного
для проживания жилищного фонда
В настоящее время расселение аварийного жилья осуществляется в соответствии с федеральным проектом "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда". За период 2019 - 2024 годов необходимо переселить 510 тыс. человек из 9 млн. кв. метров аварийного жилья.
Всего за период с 2008 по 2021 годы по программам переселения расселено более 21 млн. кв. метров аварийного жилья, переселено более 1,3 млн. человек. Максимально достигнутые объемы расселения аварийного жилья пришлись на 2014 - 2015 годы и составили около 3 млн. кв. метров в год. Максимальные объемы расселяемого аварийного жилья в указанный период обусловлены максимальными объемами финансирования программ переселения.
По данным Федеральной службы государственной статистики, за 2021 год из 2,5 млрд. кв. метров жилого фонда многоквартирных домов около 100 млн. кв. метров жилья имеет износ более 65 процентов. Основными факторами старения жилищного фонда являются естественный износ конструктивных элементов многоквартирных домов, несвоевременное проведение их капитального ремонта.
За 2008 - 2021 годы признано аварийным около 31 млн. кв. метров жилья. Жилищный фонд, признанный аварийным за период с 1 января 2017 г. до 1 января 2022 г., составляет 14,4 млн. кв. метров, в нем проживают около 800 тыс. человек. Всего в Российской Федерации признано аварийным и не вошло в действующую программу около 15,8 млн. кв. метров жилья.
Учитывая, что в среднем ежегодно признается аварийным около 2 млн. кв. метров жилья, за период 2022 - 2029 годов будут признаны аварийными 16 млн. кв. метров жилья.
Региональные программы расселения аварийного жилищного фонда при их надлежащем финансировании позволят предотвратить старение жилищного фонда в России, обеспечат расселение аварийного жилищного фонда и сокращение накопленного аварийного жилищного фонда.
Вызовами являются:
темп прироста аварийного жилищного фонда превышает темп расселения, предусмотренный действующей программой;
высокая доля расходов бюджетных средств, направляемых на расселение аварийного жилищного фонда;
риски разрушения домов, признанных аварийными, поскольку исключены из программы капитального ремонта, и возникновение угроз жизни и здоровью граждан;
отсутствие особенностей проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с высокой степенью износа в целях сдерживания их перехода в аварийное состояние;
негативное влияние непригодной для проживания застройки на качество городской среды, в том числе в связи с неосуществлением сноса аварийного жилищного фонда и утилизации отходов строительства и сноса, образуемых в результате сноса.
Задачами являются:
выработка и внедрение комплексного подхода к обновлению жилищного фонда, предполагающего системные меры по развитию территорий населенных пунктов за счет новых источников финансирования;
создание постоянно действующего механизма расселения аварийного жилищного фонда со снижением доли бюджетных расходов, направляемых на его расселение, устанавливающего объем федеральной поддержки с учетом бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и средний уровень софинансирования из средств федерального бюджета не выше 60 процентов;
наращивание темпов расселения аварийного жилищного фонда для обеспечения устойчивого сокращения аварийного жилищного фонда;
расширение использования механизма комплексного развития территорий жилой застройки при расселении ветхого и аварийного жилищного фонда;
развитие института арендного жилья при расселении аварийного жилищного фонда;
формирование единых федеральных подходов по предоставлению адресной поддержки граждан с учетом принципа нуждаемости;
повышение ответственного отношения собственников к объектам капитального строительства, обеспечивающего их надлежащее состояние и ремонт;
определение единого порядка сноса аварийного жилищного фонда и утилизации отходов строительства и сноса.
Предусмотрены следующие мероприятия:
реализация региональных программ, предусматривающих механизмы поддержки проектов комплексного развития территорий, а также развитие института наемного жилья;
совершенствование правил предоставления жилых помещений и выплаты денежного возмещения при расселении аварийного жилищного фонда и обеспечение финансирования мероприятий переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости "бесшовного" перехода к расселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 г., в субъектах Российской Федерации;
внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части уточнения правил оценки рыночной стоимости помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными, с учетом технического состояния таких домов;
создание за счет программы переселения из аварийного жилищного фонда наемного жилищного фонда в целях предоставления жилых помещений в некоммерческий наем на льготных условиях с правом выкупа таких жилых помещений;
расширение механизмов использования средств Фонда национального благосостояния, в том числе на реализацию проектов по строительству арендного жилья;
предоставление жилых помещений взамен непригодных для проживания по договору мены с возможностью рассрочки по выплате гражданами разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и выкупной стоимостью изымаемого непригодного для проживания жилья на срок до 15 лет;
принятие нормативных правовых актов о порядке предоставления адресной поддержки гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, с учетом принципа нуждаемости;
формирование эффективных механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда в наемный жилищный фонд, включая систему региональных операторов для организации строительства и управления наемным жилищным фондом;
совершенствование законодательства Российской Федерации в части расширения границ местности с населенного пункта до муниципальных районов, округов при переселении граждан из аварийного жилищного фонда;
формирование механизмов контроля за соблюдением процедур оценки технического состояния жилищного фонда при признании его аварийным;
нормативное регулирование ответственности собственников объектов капитального строительства за их безопасную эксплуатацию.
Результатами осуществления указанных мероприятий являются:
переход к системному обновлению населенных пунктов, решающему также задачи повышения качества городской среды, повышения эффективности использования существующей и создания новой инфраструктуры, создания новых рабочих мест, сокращения бюджетных расходов;
реализация региональных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в объеме, позволяющем обеспечить сокращение непригодного для проживания жилищного фонда;
создание постоянно действующего механизма финансирования расселения аварийного жилищного фонда за счет внебюджетных источников (средства инвесторов по проектам комплексного развития территорий, заемные средства, плата за наем и др.).
Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан
В рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в 2021 году был решен жилищный вопрос 23,9 тыс. семей 16 льготных категорий граждан, в том числе установленных законодательством Российской Федерации, из них 1,9 тыс. инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, принятых органами местного самоуправления на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений до 1 января 2005 г. Кроме того, по данным Единой государственной информационной системы социального обеспечения, в 2021 году обеспечено жильем порядка 22,5 тыс. детей-сирот.
По состоянию на 1 января 2022 г. на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений (имеющих право на предоставление социальной выплаты) состоят 748,8 тыс. семей, подлежащих обеспечению жильем в рамках указанной государственной программы Российской Федерации.
Вызовом является то, что срок ожидания в очереди на улучшение жилищных условий составляет в среднем 25 лет.
Задачами являются:
улучшение жилищных условий граждан, перед которыми имеются обязательства государства по обеспечению жильем на 1 января 2022 г., до 2030 года;
завершение до 2025 года мероприятий по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и отдельных категорий граждан, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя.
Предусмотрены следующие мероприятия:
инвентаризация сформированных очередей на улучшение жилищных условий и создание единого реестра нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан;
строительство жилищного фонда социального использования и арендного жилья;
совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения жильем детей-сирот, в том числе в части внедрения альтернативных способов улучшения жилищных условий детей-сирот;
расширение мер жилищной поддержки граждан, в том числе через инструмент долгосрочной аренды жилых помещений в качестве одного из способов решения жилищного вопроса;
внедрение нового механизма улучшения жилищных условий граждан путем выдачи и использования сертификата на получение социального наемного жилья.
Результатами осуществления указанных мероприятий являются:
сформирована единая сквозная система учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и повышена адресность поддержки;
граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют возможность проживать в жилом помещении социального использования с регулируемыми и доступными тарифами на проживание;
с 2030 года средний срок ожидания в очереди на улучшение жилищных условий граждан не превышает 5 лет.
Развитие рынка арендного жилья коммерческого,
некоммерческого и социального использования
Арендное жилье является важным элементом жилищного рынка и позволяет удовлетворять жилищные потребности граждан на определенных стадиях жизненного пути (например, для молодых семей, специалистов, семей, не имеющих достаточно средств для выплаты первоначального взноса), решать задачи обеспечения служебным жильем.
Ключевой характеристикой жилищного фонда Российской Федерации является высокая доля жилья в собственности, в частной собственности находится 93 процента жилья. По итогам 2021 года в Российской Федерации около 7 млн. семей (11 процентов общего числа домохозяйств) арендуют жилье. При этом основу существующего рыночного арендного жилищного фонда составляет жилье, полученное в рамках бесплатной приватизации. Большая часть арендного жилищного фонда находится в "теневом" секторе российской экономики и не приносит доходов в бюджет. Арендное жилье, эксплуатация которого осуществляется институциональными инвесторами, в российской практике практически отсутствует.
Вызовами являются:
для 30 процентов российских семей приобретение жилья в ипотеку недоступно даже при нулевой ставке ипотечного кредита;
отсутствует рынок аренды жилья, эксплуатация которого осуществляется институциональными инвесторами, и легальный арендный жилищный фонд, при этом доля "теневой" аренды превышает 95 процентов общего объема жилого фонда, сдаваемого в аренду;
отсутствует сегмент некоммерческой аренды для семей с доходами ниже средних, который формируется частными инвесторами при поддержке государства;
жилищный фонд, предоставляемый по договорам социального найма, ограничен и выбывает в результате его бесплатной приватизации.
Задачей является улучшение жилищных условий граждан за счет формирования доступного рынка арендного жилья:
коммерческого - для семей с доходами не ниже средних;
некоммерческого - для отдельных категорий семей с доходами ниже средних;
социального (государственного и муниципального) - для отдельных категорий семей с низкими доходами.
Предусмотрены следующие мероприятия:
совершенствование правового регулирования сферы строительства арендного жилья коммерческого, некоммерческого и социального использования;
повышение прозрачности рынка арендного жилья путем создания цифровых инструментов в сфере аренды жилья;
создание механизмов поддержки проектов коммерческой аренды, предусматривающих предоставление ипотечных кредитов для строительства арендного жилья;
использование механизмов государственно-частного партнерства в целях формирования жилищного фонда социального использования и арендного жилья;
предоставление земельных участков для строительства арендного жилья на льготных условиях;
расширение мер жилищной поддержки граждан через инструмент долгосрочной аренды жилых помещений в качестве одного из способов решения жилищного вопроса;
введение мер стимулирования инвесторов для создания арендного жилищного фонда;
внедрение механизма улучшения жилищных условий граждан путем выдачи и использования сертификата на получение арендного жилья социального использования или оплату аренды.
Результатами осуществления указанных мероприятий являются:
сформировано правовое регулирование сферы арендного жилья коммерческого, некоммерческого и социального использования;
созданы механизмы финансирования проектов строительства арендного жилья;
обеспечен ежегодный объем строительства арендного жилья до 5 млн. кв. метров.