1. Основные процессы сферы транспорта и оценка ее текущего состояния
В Российской Федерации цифровизация транспортной отрасли является одной из ключевых задач как минимум на период до 2030 года, при этом внедрение цифровых технологий должно распространяться на все виды транспорта в целях установления возможности переориентирования потоков грузов с одного вида транспорта на другой.
Транспортный комплекс обеспечивает географическую связанность территорий страны и экономическую связанность всех отраслей экономики.
Отрасль транспорта и логистики в целом демонстрирует высокие темпы цифровой трансформации: применяются различные новые бизнес-модели, в сфере пассажирских перевозок работают платформы-агрегаторы (в грузовых перевозках только развиваются), а в сферах пассажирских перевозок и почты широко используются цифровые каналы взаимодействия с потребителями. При этом в цифровой инфраструктуре отрасли отмечаются высокий уровень проникновения широкополосного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", мобильной связи и высокий уровень развития центров хранения и обработки больших массивов данных, достаточные для внедрения и развития современных цифровых решений.
Цифровая инфраструктура компаний транспортной отрасли достаточно развита, а большинство таких компаний внедрило базовые системы управления цифровыми трансформациями и инструменты работы с данными. Однако в настоящее время процесс цифровизации компаний транспортной отрасли неравномерен, существует большой разрыв в уровне цифровизации между компаниями - лидерами транспортной отрасли, которые уже запустили цифровые трансформации, и компаниями, которые только приступают к своей цифровизации. Наряду с этим отмечается общий дефицит "цифровых" кадров в Российской Федерации, при этом компании транспортной отрасли недостаточно инвестируют в цифровое образование сотрудников, а транспортная отрасль в основном опирается на внешних технологических партнеров.
Сегодня наблюдается активная цифровая трансформация транспортной отрасли - создается цифровая транспортная инфраструктура (например, интеллектуальные транспортные системы, цифровые решения для пассажирских и грузовых терминалов и др.), происходит цифровизация транспортных средств (тестирование беспилотных транспортных средств, развитие инструментов мониторинга и предиктивного обслуживания и ремонта транспортных средств и подобное), разрабатываются цифровые транспортные сервисы (например, решения "мобильность как сервис", оплата проезда для всех видов транспорта с применением технологий биометрии, системы радиоинформирования и звукового ориентирования (для групп маломобильных граждан).
Однако данные инициативы реализуются на уровне передовых компаний транспортной отрасли (отдельных регионов Российской Федерации), наблюдается низкий уровень интеграции цифровых решений (ИТ-систем).
В целях активизации работы по цифровизации транспортной сферы государственные корпорации и компании с государственным участием в транспортной отрасли разрабатывают стратегии цифровой трансформации со сроками реализации в 2025 - 2030 годах.
Новые вызовы, связанные с санкционными ограничениями и обострением политической обстановки, требуют активизации ресурсов в части импортозамещения в первую очередь на объектах критической информационной инфраструктуры, а также разработки новых передовых технологий, позволяющих сделать транспортную отрасль комфортной для граждан, минимизируя при этом человеческий фактор при принятии управленческих решений.