IV. Ожидаемые результаты реализации Стратегии, ключевые характеристики финансовой грамотности и финансовой культуры
IV. Ожидаемые результаты реализации Стратегии, ключевые
характеристики финансовой грамотности и финансовой культуры
Основным результатом реализации Стратегии является повышение уровня финансовой грамотности и финансовой культуры, отраженное в следующих характеристиках:
в сфере личных финансов:
планирование финансов, ведение учета личных доходов и расходов, умение ставить перед собой краткосрочные и долгосрочные финансовые цели и выстраивать траекторию достижения этих целей;
установка на рациональное и ответственное потребление во всех сферах жизнедеятельности, умение отказаться от спонтанных трат;
осознанный выбор финансовой организации и умение проверить ее надежность, умение выбрать финансовые продукты, соответствующие жизненной ситуации и целям гражданина;
умение пользоваться платежными инструментами;
ответственное заимствование, умение оценить свои финансовые возможности при принятии решения о получении кредита (займа), дисциплинированное обслуживание кредитов (займов), понимание кредитной истории, индивидуального кредитного рейтинга, условий личного банкротства и его последствий;
наличие установки на формирование сбережений для различных жизненных ситуаций (крупные покупки, непредвиденные трудности, будущая пенсия и др.) и умение реализовать эту установку, формирование и поддержание резервного фонда ("финансовой подушки безопасности") на 3 - 6 месяцев;
понимание сущности инвестирования и адекватное представление об уровне принимаемых рыночных, кредитных, операционных, инфраструктурных, других внешних и внутренних рисков, умение выбирать подходящие инвестиционные продукты с учетом приемлемого уровня риска, установка на диверсификацию и долгосрочность вложений;
умение управлять личными рисками, в том числе путем страхования, осознанный выбор подходящих страховых продуктов;
планирование и регулярное формирование дополнительных накоплений к будущей пенсии;
умение защищать свои права потребителя с помощью правовых инструментов, в том числе в цифровой среде;
понимание сути инфляции, информированность о целевом показателе инфляции и его учет при формировании инфляционных ожиданий, потребительских и сберегательных стратегий;
готовность к приобретению знаний о новых финансовых технологиях и финансовых инструментах (цифровой рубль, партнерское финансирование, цифровые финансовые активы, утилитарные цифровые права, криптоактивы, инвестиционные платформы, финансовые платформы, использование искусственного интеллекта в финансовой сфере и др.) и осознанный подход к их использованию в своей практике;
в сфере общественных финансов:
понимание смысла уплаты налогов как источника доходов государства, благодаря которому оно предоставляет гражданам необходимые им блага;
установка на официальное трудоустройство, понимание взаимосвязи официальной заработной платы и уровня пенсионного обеспечения в будущем;
установка на соблюдение положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, ориентация на работу с официальной зарплатой, регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя или плательщика налога на профессиональный доход;
выбор подходящего налогового режима для бизнеса, использование полагающихся налоговых льгот;
знания о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, о структуре их доходов и направлениях расходов;
установка на участие в проектах инициативного бюджетирования, иных практиках, а также использование других существующих инструментов участия граждан в бюджетном процессе;
использование полагающихся по закону государственных и муниципальных услуг и льгот, социальных выплат;
в сфере финансовой безопасности, в том числе финансовой кибербезопасности:
понимание требований финансовой безопасности как личной ответственности потребителя, соблюдение правил финансовой безопасности при управлении личными финансами;
знание и умение безопасно пользоваться цифровыми финансовыми технологиями;
умение распознавать нелегальных участников финансового рынка и "финансовые пирамиды", распознавать и противостоять угрозе мошенничества, в том числе связанного с использованием социальной инженерии;
умение осмотрительно относиться к размещению в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" личных данных, в том числе финансовых, сокращать свой "цифровой след";
установка на взаимодействие с финансовыми организациями и правоохранительными органами в случае обнаружения мошеннических действий.
При этом работа в рамках реализации Стратегии должна учитывать характеристики финансовой грамотности и финансовой культуры на отдельных стадиях жизненного цикла гражданина, быть сконцентрированной на актуальных вопросах для детей и подростков, молодых граждан, взрослых экономически активных граждан и граждан старшего возраста;
в отношении детей и подростков - освоение базовых основ финансовой грамотности и финансовой культуры через образование, воспитание и опыт:
базовое понимание того, что такое деньги, как их можно заработать и как их правильно тратить, как планировать личный бюджет, ставить и достигать финансовые цели;
получение первого опыта откладывания денег на самостоятельные покупки;
получение базовых представлений об основах безопасного пользования цифровыми финансовыми технологиями;
обучение базовым навыкам математических расчетов и критического мышления, необходимых для действий в финансовой сфере;
получение базовых представлений о том, как устроен финансовый рынок, какие на нем существуют организации и финансовые продукты, получение первого опыта использования доступных финансовых продуктов;
получение базовых представлений о том, как устроены бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, получение первого опыта работы с информацией в формате "Бюджет для граждан";
выработка установки на участие в практиках школьного инициативного бюджетирования, иных практиках;
получение базовых представлений о том, какие риски существуют в сфере финансов и как с ними справляться;
в отношении молодых граждан - владение навыками и установками для удовлетворения текущих потребностей и формирование основы для удовлетворения будущих потребностей:
умение рационально распоряжаться деньгами, освоение навыков финансового планирования;
умение выбирать и использовать подходящие кредитные продукты, в том числе ипотеку (с учетом недостаточности собственных доходов на покрытие всех потребностей на этой стадии жизненного цикла);
осознание необходимости начинать формировать сбережения и инвестировать свободные средства как можно раньше, в том числе для формирования стабильных доходов в будущем;
выработка установки на добросовестное отношение к налогам;
осознание того, что участие в практиках инициативного бюджетирования, иных практиках является инструментом формирования комфортной среды, а также фактором развития территории;
в отношении взрослых экономически активных граждан - обеспечение финансовой устойчивости и благополучия на протяжении всего жизненного цикла:
умение ставить и достигать долгосрочные финансовые цели;
умение жить по средствам и не допускать дефицита личного бюджета;
рациональное использование кредитных продуктов;
инвестирование существенной части свободных денежных средств, формирование пенсионных накоплений;
понимание разнообразных финансовых рисков и обеспечение защиты от них;
участие в публичных слушаниях и (или) общественных обсуждениях проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и годовых отчетов об их исполнении, создание благоприятных условий жизни посредством участия в практиках инициативного бюджетирования, иных практиках;
забота о финансовом благополучии близких;
в отношении граждан старшего возраста - обеспечение комфортного уровня жизни, защита от рисков и мошенничества:
умение рационально использовать имеющиеся накопления;
умение отказываться от чрезмерно рискованных инвестиционных и кредитных продуктов;
готовность получать новые знания и навыки управления личными финансами, в том числе с применением цифровых финансовых технологий;
знание и использование налоговых льгот, социальных выплат, государственных и муниципальных услуг, полагающихся гражданам старшего возраста;
участие в бюджетном процессе, в том числе посредством практик инициативного бюджетирования, иных практик, в том числе в целях решения актуальных проблем граждан и создания благоприятных условий жизни для следующих поколений;
умение распознавать и противостоять мошенничеству, установка на необходимость советоваться с родственниками или другими людьми, заслуживающими доверия, в вызывающих опасения ситуациях.