4. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в сфере исполнения наказаний без использования программно-целевого метода
4. Характеристика и прогноз развития сложившейся
проблемной ситуации в сфере исполнения наказаний
без использования программно-целевого метода
Осуществление политики гуманизации уголовного законодательства способствовало сокращению численности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся и отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
В тоже время численность указанных лиц не зависит напрямую от деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, а определяется в первую очередь уровнем преступности в стране и судебной практикой, включая избрание судами меры пресечения в виде содержания под стражей и наказания в виде лишения свободы.
Для нормального функционирования следственных изоляторов требуется определенный резерв лимита их наполнения, необходимость использования которого обусловлена объективными изменениями численности подозреваемых, обвиняемых в течение месяца и года, не зависящими от деятельности Федеральной службы исполнения наказаний.
За последние годы максимальная годовая численность подозреваемых, обвиняемых выросла с 114,8 тыс. человек в 2012 году до 123,2 тыс. человек в 2015 году. Однако при существующем лимите наполнения следственных изоляторов в 118,9 тыс. человек эти учреждения в течение 2 - 6 месяцев в году оказываются переполненными. Увеличение лимита наполнения следственных изоляторов позволит минимизировать такую ситуацию.
Согласно оценке Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, резерв лимита наполнения следственных изоляторов должен составлять 10 - 15 процентов от среднего уровня их наполняемости за 5 предыдущих календарных лет.
При невыполнении этого требования и отсутствии системного планирования строительства и реконструкции следственных изоляторов и исправительных учреждений доля учреждений уголовно-исполнительной системы, условия содержания и отбывания наказания в которых соответствуют законодательству Российской Федерации и международным стандартам, будет уменьшаться. Такая ситуация может вызвать снижение эффективности использования государственных капитальных вложений, направленных на осуществление деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по проектированию, строительству и реконструкции следственных изоляторов, исправительных учреждений и других объектов, поскольку достижение необходимых результатов в приемлемые сроки станет затруднительным.
При этом в ближайшей перспективе будет усугубляться проблема нехватки современных социальных и инфраструктурных объектов, что не позволит в полной мере решить проблему создания условий содержания под стражей в следственных изоляторах и условий отбывания наказания в исправительных учреждениях, соответствующих законодательству Российской Федерации и международным стандартам.
На период 2017 - 2025 годов отсутствуют расходные обязательства Российской Федерации, а также расходные обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по строительству и реконструкции следственных изоляторов, исправительных учреждений и иных объектов уголовно-исполнительной системы, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем согласно статье 9 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Особенностями организации приносящей доход деятельности в федеральных казенных учреждениях уголовно-исполнительной системы являются обязательное привлечение осужденных в качестве основного трудового ресурса, обеспечение установленных законодательством Российской Федерации требований по изоляции осужденных при организации производства, ограниченные возможности по обновлению основных фондов.
Указанная специфика производства в уголовно-исполнительной системе не позволяет ей конкурировать с прочими хозяйствующими субъектами на внутреннем рынке.
С учетом того что собственных средств уголовно-исполнительной системы, получаемых от приносящей доход деятельности, недостаточно для выполнения требования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части обязательного привлечения осужденных к труду, а также что износ производственного оборудования составляет более 75 процентов, в нынешней экономической ситуации невозможно получить прибыль, достаточную для создания новых рабочих мест.
В связи с отсутствием в законодательстве Российской Федерации льгот и преференций для организаций, осуществляющих производственную деятельность с использованием труда осужденных, сторонние инвесторы и бизнес-структуры не заинтересованы в создании в исправительных учреждениях рабочих мест для трудоустройства осужденных.
Таким образом, обеспечение максимального трудоустройства осужденных в соответствии с законодательством Российской Федерации возможно только за счет выделения средств в рамках Программы.
Меры государственной поддержки для реализации задач по гуманизации уголовно-исполнительной системы позволят повысить эффективность производственной деятельности, снизить нагрузку на федеральный бюджет по содержанию уголовно-исполнительной системы за счет дополнительных поступлений в виде удержаний из заработной платы осужденных и налога на доходы физических лиц.
Отказ от использования возможностей программно-целевого метода при решении проблемы в условиях наметившегося роста численности подозреваемых, обвиняемых и осужденных отдельных категорий не позволит приблизиться к общепринятым стандартам охраны здоровья и соблюдения гигиены и обеспечить установленную уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации норму камерной и жилой площади в расчете на одного человека, что может привести к ухудшению условий содержания указанных лиц, нарушению их прав, свобод и законных интересов и осложнению эпидемиологической обстановки в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Кроме того, невыполнение Российской Федерацией международных обязательств приведет к росту количества жалоб на нарушение прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных, негативной реакции со стороны российских, а также международных общественных и правозащитных организаций.
Актуальность, комплексность и социальная направленность имеющихся проблем требуют их решения с использованием программно-целевого метода на федеральном уровне, поскольку, как показала практика, преодолеть растущий дисбаланс между потребностями следственных изоляторов и исправительных учреждений и реальным положением дел разрозненными и несистемными мерами не удается.
Реализация Программы позволит создать стабильные положительные системные изменения в уголовно-исполнительной системе по всем основным направлениям ее развития.