8. Глобальная конкурентоспособность рыбохозяйственного комплекса
Российская Федерация обладает значительными запасами водных биологических ресурсов, включая особо ценные и ценные виды. В отношении отдельных видов водных биологических ресурсов, таких, как минтай, атлантическая треска, пикша, нерка и кета, доля поставок российской продукции на мировой рынок варьируется от 20 до 40 процентов. При этом значительная доля поставок из Российской Федерации приходится на мороженую продукцию с низкой степенью переработки. Более 90 процентов такой продукции перерабатывается за рубежом, в том числе частично для последующего реэкспорта.
В масштабах мирового рынка рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов рыбохозяйственный комплекс сохраняет роль одного из ключевых поставщиков сырья наиболее ценных и востребованных видов водных биологических ресурсов. Основными покупателями отечественной рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов являются перерабатывающие предприятия, размещенные в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Европейского союза. Выпускаемая продукция для конечного потребления в ряде случаев поступает конечному потребителю без указания на российское происхождение рыбы. Таким образом, российские поставщики рыбной продукции лишены конкурентного влияния на конечную цену сбыта и не участвуют в формировании рыночного спроса, а также недополучают значительную часть добавленной стоимости в части глубокой переработки, дистрибуции и сбыта рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов.
Кроме того, отсутствие экологических стандартов в области рыболовства и рыбоводства снижает конкурентоспособность российского рыбохозяйственного комплекса. Одним из инструментов повышения конкурентоспособности может стать разработка и внедрение национальной системы экологической сертификации рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов и продукции аквакультуры.
Формировавшаяся в течение последних десятилетий сырьевая направленность производства и экспорта не позволяет российским поставщикам оказывать влияние на ценообразование в отрасли, что приводит к сокращению рентабельности российских предприятий рыбохозяйственного комплекса в периоды падения цен на сырье.