5. Состояние основных производственных фондов

5. Состояние основных производственных фондов

Основные фонды рыбохозяйственного комплекса характеризуются высокой степенью износа и относительно низким уровнем производственной эффективности из расчета среднесуточного объема добычи (вылова) водных биологических ресурсов, производства готовой продукции, степени безотходности, уровня автоматизации и энергопотребления.

Рыбопромысловый флот является основой материально-технической базы рыбохозяйственного комплекса. Он составляет более 70 процентов основных производственных фондов отрасли и обеспечивает более 90 процентов общего вылова. На судах рыбопромыслового флота производится более 92 процентов общего объема мороженой продукции, более 96 процентов рыбной муки и около 15 процентов консервной продукции. Основная часть судов рыбопромыслового флота сосредоточена в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне (71 процент), 16 процентов - в Северном, 8 процентов - в Западном, 3 процента - в Азово-Черноморском, 2 процента - в Волжско-Каспийском бассейне.

Лишь 1 процент общего числа судов рыбопромыслового флота - крупнотоннажных траулеров-процессоров в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне и среднетоннажных в Северном рыбохозяйственном бассейне - моложе 5 лет. При этом количество судов рыбопромыслового флота старше 25 лет составляет 7 процентов этой группы.

За период с 2000 по 2018 год состав российских судов рыбопромыслового флота в количественном отношении сократился на 25 процентов. По оценкам отраслевых экспертов, в случае сохранения тенденции к списанию судов рыбопромыслового флота уже в 2020 году будет наблюдаться острая нехватка мощностей, что станет значимым ограничением в наращивании объема добычи (вылова) водных биологических ресурсов свыше 5 млн. тонн. Дополнительными факторами нагрузки на имеющиеся мощности судов рыбопромыслового флота могут стать рост общего допустимого улова и увеличение производства продукции с высокой добавленной стоимостью (в основном филе и фарш рыбный).

Снижение роста производительности существующего рыбопромыслового флота связано с конструктивными особенностями судов рыбопромыслового флота и возможностью проведения только точечных улучшений (модернизация цеха, обновление промыслового оборудования).

Очевидными преимуществами новых судов рыбопромыслового флота являются сокращение удельного потребления топлива, автоматизация перерабатывающего производства, использование более производительных судовых промысловых и рыбоперерабатывающих комплексов. Так, сокращение потребления топлива на 10 процентов на судах рыбопромыслового флота может приносить ежегодно не менее 3 млрд. рублей валовой прибыли, а также соответствующие налоговые доходы.