III. КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ (САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ) НА 2016 - 2025 ГОДЫ"
III. Предварительный анализ итогов реализации федеральных целевых программ, направленных на развитие Курильских островов
III. Предварительный анализ итогов реализации
федеральных целевых программ, направленных на развитие
Курильских островов 
Программа на 1994 - 2005 годы была утверждена в целях обеспечения устойчивого развития территориальной экономики, жизнедеятельности населения и защиты стратегических интересов страны.
В состав Программы на 1994 - 2005 годы входило 9 подпрограмм, охватывавших такие отраслевые направления островной экономики, как производственная и социальная инфраструктура, региональная строительная база, рыбохозяйственный и биофармацевтический комплексы, агропромышленное производство, оздоровительный и лечебный туризм, охрана природы и экологическая безопасность, развитие внешнеэкономических связей и международного делового сотрудничества (153 программных объекта и мероприятия).
В 2002 - 2005 годах приоритетными направлениями Программы на 1994 - 2005 годы были определены развитие энергетического и транспортного комплексов, строительство дорог.
Общий объем финансирования Программы на 1994 - 2005 годы составил более 3400000 тыс. рублей, что позволило обеспечить реализацию 40 объектов и мероприятий.
Реализация Программы на 1994 - 2005 годы обеспечила:
прирост объемов производства и поставок товарной пищевой рыбной продукции почти в 4 раза по отношению к уровню 1995 года;
увеличение числа рабочих мест более чем на 2500 единиц.
Одним из основных итогов выполнения программных мероприятий явилась положительная тенденция к увеличению производства электрической и тепловой энергии на энергетических объектах Курильского архипелага.
Выработка электроэнергии к 2001 году выросла на 4,99 млн. кВт·ч, а с 2002 по 2005 год ежегодный прирост увеличивался от 7,1 млн. кВт·ч до 14 млн. кВт·ч. Геотермальная электростанция "Менделеевская" в 2000 - 2005 годах обеспечила рост экономии топлива с 6300 тыс. рублей до 45000 тыс. рублей в год. Стоимость одного кВт·ч электроэнергии, отпускаемой этой электростанцией, составляла в 2006 году 1 рубль 45 копеек, что в 4 раза ниже по сравнению с дизельными электростанциями.
В рыбохозяйственном комплексе выросла доля экспортных поставок рыбы и морепродуктов. В 2005 году она составила 48990 тыс. долларов США, увеличившись по отношению к 2001 году на 17650 тыс. долларов США.
Реализация Программы на 1994 - 2005 годы позволила лишь частично решить проблемы региона в связи с тем, что финансирование мероприятий едва превышало 18 процентов запланированных объемов. В целом социально-экономическое положение Курильских островов при наметившихся положительных тенденциях в экономике оставалось на конец 2005 года нестабильным. Отсутствовало надежное транспортное сообщение с Курильскими островами, портовые сооружения находились в ветхом и аварийном состоянии, обслуживание судов осуществлялось в рейдовых условиях и с нарушением Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Из-за климатических условий авиационное сообщение было крайне нестабильным и осуществлялось несертифицированными предприятиями. За 11 лет реализации Программы на 1994 - 2005 годы не удалось завершить создание устойчивой энергетической инфраструктуры, базирующейся на совокупном использовании нетрадиционных источников энергии и дизельных электростанций.
Рост транспортных расходов и энергетической составляющей не позволял динамично развиваться базовой отрасли экономики - рыбохозяйственному комплексу, от стабильного функционирования которого зависит жизнедеятельность значительной части населения Курильских островов, а также развитие других отраслей экономики и социальной сферы.
Жилищный фонд Курильских островов находился в ветхом и аварийном состоянии, с 2003 года инвестиции в жилищное строительство не направлялись, не решены были проблемы в социальной сфере. За период реализации Программы на 1994 - 2005 годы введены в эксплуатацию школа в г. Курильске и поликлиника в г. Северо-Курильске, в незавершенном состоянии находилось строительство школы в с. Крабозаводское (остров Шикотан), больницы с поликлиникой в г. Курильске (остров Итуруп) и других объектов, при этом действующие объекты здравоохранения, образования и культуры на Курильских островах были расположены в приспособленных помещениях, аварийных или частично разрушенных в результате землетрясения зданиях.
В 2006 году финансирование мероприятий по социально-экономическому развитию Курильских островов осуществлялось в рамках непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы в размере 1600000 тыс. рублей.
На государственные капитальные вложения в 2007 - 2013 годах в рамках Программы на 2007 - 2015 годы предусмотрены средства в размере 22210570 тыс. рублей, из которых по состоянию на 1 января 2014 г. уже освоено 22167500 тыс. рублей.
Из 38 мероприятий Программы на 2007 - 2015 годы по направлению "капитальные вложения" в 2007 - 2013 годах завершена реализация 23 мероприятий.
В результате реализации мероприятий Программы на 2007 - 2015 годы, направленных на развитие транспортной инфраструктуры Курильских островов, улучшилась ситуация с обеспеченностью территории вертолетными площадками, реконструированными портовыми пунктами, автомобильными дорогами, вырос грузо- и пассажирооборот (протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием увеличилась на 19,25 км (с 39,15 км до 58,4 км), грузооборот морского и воздушного транспорта вырос на 4,5 процента.
В результате реализации мероприятий, направленных на развитие рыбохозяйственного комплекса, улов рыбы составил в 2007 - 2013 годах 1036 тыс. тонн, в том числе в 2013 году - 174,9 тыс. тонн, при базовом показателе 2006 года - 109 тыс. тонн, годовой объем выпуска молоди лососевых видов рыб на нагул составил 223 млн. штук при базовом показателе Программы на 2007 - 2015 годы - 232,7 млн. штук.
Налоговые поступления от рыбохозяйственного комплекса в консолидированный бюджет Сахалинской области составили в 2013 году 349900 тыс. рублей, сократились по сравнению с плановым значением (570000 тыс. рублей) за период реализации Программы на 2007 - 2015 годы в 1,95 раза. Такое положение связано с перерегистрацией крупных налогоплательщиков Курильских муниципальных образований на острове Сахалин для ускорения прохождения таможенных процедур.
В сфере топливно-энергетического комплекса в рамках 6 мероприятий Программы на 2007 - 2015 годы введены в эксплуатацию пусковые комплексы по развитию систем топливного обеспечения и энергообеспечения, теплоснабжения от геотермальных источников. В социальной сфере реализованы 9 мероприятий (строительство и реконструкция лечебных учреждений, дошкольных организаций, систем водоснабжения). В то же время 3 мероприятия (строительство рыбоводных заводов и создание сети цифрового телерадиовещания) из Программы на 2007 - 2015 годы были исключены.
Несмотря на некоторые позитивные тенденции в развитии экономики Курильских островов, базовый показатель Программы на 2007 - 2015 годы "Удельный вес муниципальных образований Курильских островов в объеме продукции промышленности Сахалинской области", составлявший на 2013 год 1,43 процента, не достигнут, и реальный показатель составил всего 1,25 процента.
В результате реализации мероприятий Программы на 2007 - 2015 годы существенно улучшилась ситуация с благоустроенностью жилищного фонда системами инженерной инфраструктуры, в том числе:
удельный вес жилой площади городского поселения, оборудованного водопроводом, составил 99,9 процента при базовом показателе 69,6 процента;
удельный вес жилой площади городского поселения, оборудованного канализацией, составил 99,9 процента при базовом показателе 69,2 процента;
удельный вес жилой площади городского поселения, оборудованного центральным отоплением, составил 100 процентов при базовом показателе 48,1 процента.
Также в результате реализации мероприятий Программы на 2007 - 2015 годы, направленных на развитие социальной сферы Курильских островов, улучшилась ситуация с обеспеченностью населения дошкольными организациями и организациями здравоохранения.
Разработка и реализация Программы на 1994 - 2005 годы и Программы на 2007 - 2015 годы была обусловлена необходимостью решения таких проблем Курильских островов, как низкий уровень развития инфраструктуры, недостаточная обеспеченность населения основными услугами социальной и бытовой сферы и низкая плотность населения.
В результате сочетания этих факторов в экономике и социальной сфере на протяжении десятилетий складывалась система отношений, направленная на экстенсивное освоение наиболее ценных ресурсов без особого внимания к сохранению экологического баланса территорий и обеспечению населения минимумом социальных благ и характеризующаяся повышенными издержками на все виды экономической деятельности.
Преодоление указанных негативных тенденций является основной целью формирования государственной политики территориального развития Курильских островов и ее базового инструмента - соответствующей программы.
Принципиальная новизна подходов к формированию структуры мероприятий Программы состоит в применении новой модели экономического роста на базе использования конкурентных преимуществ Курильских островов и механизмов стимулирования опережающего развития.
Таким образом, будет осуществлен переход от компенсационной модели к модели развития. При этом предполагается реализация мероприятий по нескольким основным направлениям.
В рамках комплексного решения проблемы обеспечения транспортной доступности территории Курильских островов предполагается строительство инфраструктурных объектов и приобретение новых воздушных и морских судов в целях обеспечения бесперебойного пассажирского и грузового сообщения между островом Сахалин, материком, полуостровом Камчатка и Курильскими островами.
В целях осуществления модели опережающего развития планируется создание комплексного института развития, на базе которого будут реализованы исследования и опытная проработка технологических решений в рамках аква- и марикультуры, а также выполнены исследования по другим направлениям диверсификации экономики Курильских островов и развития межрегиональных социокультурных и научных связей.
Комплексная модернизация социальной сферы предусматривает реализацию мероприятий по строительству объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта, отвечающих самым современным требованиям к оказанию соответствующих услуг.
Принципиально новым для Курильских островов является кратное увеличение темпов строительства и ввода жилья, предполагающее опережающее развитие коммунальной инфраструктуры.
Эти мероприятия наряду с дальнейшим переводом энергоснабжения Курильских островов на геотермальную, ветровую и гидроэнергетику и увеличением его надежности позволят существенно улучшить качество жизни на Курильских островах.