XII. Предложения по направлениям, срокам и этапам реализации Программы на вариантной основе
Для обеспечения эффективного развития экономики и социальной сферы островов Курильского архипелага предлагается 2 варианта определения направлений реализации Программы, установления сроков и этапов.
Первый вариант формирования Программы (оптимистичный) основывается на необходимости реализации мероприятий, обеспечивающих условия экономического роста, рационального использования природно-ресурсного потенциала с учетом использования инновационных технологических и проектных решений при безусловном выполнении задач Государственной программы и Стратегии.
При этом проекты экономического роста, реализуемые за счет собственных средств предприятий, привлеченных кредитных и инвестиционных ресурсов, планируется обеспечивать в приоритетном порядке необходимыми объектами энергообеспечения, транспортной, коммунальной инфраструктуры и социальной сферы.
В 2016 - 2020 годах (первый этап) в рамках Программы планируется реализовать мероприятия по обеспечению бесперебойного пассажирского и грузового сообщения между Курильскими островами и материком, снятию инфраструктурных и институциональных ограничений и созданию новых стимулов развития экономики и социальной сферы, привлечению в перспективные производства на территории Курильских островов частных инвестиций, а также по строительству объектов социальной сферы.
В 2021 - 2025 годах (второй этап) планируется полномасштабная реализация новой модели развития экономики Курильских островов, создание и развитие конкурентных производств в рыбохозяйственном секторе, практическое использование инноваций для промышленного производства новой продукции и продвижения ее на рынки Российской Федерации и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также завершение процесса обеспечения необходимой транспортной, портовой и дорожной инфраструктурой Курильских островов (на пространственно-диверсифицированных территориях опережающего социально-экономического развития в приоритетном порядке на уровне, достигнутом в особых экономических зонах стран Азиатско-Тихоокеанского региона). Предусматривается построить и модернизировать объекты образования и здравоохранения, отвечающие принципу комплексного предоставления услуг и требованиям обеспечения комплексной безопасности в связи с угрозами чрезвычайных ситуаций, а также обеспечить практические механизмы привлечения инвестиций в модернизацию существующих производств и создание новых точек экономического роста на базе комплексного использования потенциала водных биологических ресурсов и широкого применения биотехнологий.
В 2016 - 2025 годах будут последовательно осуществляться мероприятия, приоритетные для развития систем связи и массовых коммуникаций и социальной сферы.
Мероприятия Программы носят межотраслевой характер, охватывают весь комплекс проблем и предусматривают как реконструкцию объектов капитального строительства с обновлением основных фондов, так и строительство новых, а также обеспечивают достижение целей и решение задач Программы. В состав мероприятий Программы включены прикладные научные исследования по приоритетным направлениям обеспечения экономического роста и комплексного использования природного потенциала на базе инновационных технологий, а также по формированию и развитию современных систем комплексной безопасности и снижения риска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Направления реализации Программы по оптимистичному варианту определены исходя из приоритетов долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации с учетом комплексного подхода к сбалансированному развитию Курильских островов, а также их особого положения в регионе Дальнего Востока и по отношению к странам Азиатско-Тихоокеанского региона.
Реализация мероприятий Программы осуществляется по ряду направлений.
В рамках направления по обеспечению бесперебойного пассажирского и грузового сообщения между островом Сахалин, материком, полуостровом Камчатка и Курильскими островами предусматриваются мероприятия по преодолению территориальной разобщенности и обеспечению бесперебойного пассажирского и грузового сообщения между Курильскими островами, материком, островом Сахалин, полуостровом Камчатка, а также между островами и внутри островов. К указанной группе относятся мероприятия в сфере строительства порт-пунктов и их защитных сооружений, развития авиасообщения, развития автодорожной сети и строительства судов. Общая сумма средств федерального бюджета, направляемых на финансирование этих мероприятий, составит 13806100 тыс. рублей.
Наряду со средствами федерального бюджета предполагается использование средств консолидированного бюджета Сахалинской области в размере 5944000 тыс. рублей.
В рамках направления по созданию условий для опережающего развития, эффективного использования природного потенциала и продвижения инноваций предусматриваются:
мероприятия по формированию условий инновационного развития экономики, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, ориентированные на расширение ресурсной базы, апробацию и внедрение новых технологий добычи, воспроизводства и переработки природных ресурсов, в том числе на специализированной площадке Сахалино-Курильского центра исследований и инновационных разработок, - с финансированием за счет средств федерального бюджета в размере 1326000 тыс. рублей;
мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры сельскохозяйственного производства с использованием нетрадиционных источников энергии - без финансирования за счет средств федерального бюджета;
мероприятия по формированию условий реализации уникального туристско-рекреационного потенциала Курильских островов - без финансирования за счет средств федерального бюджета;
мероприятия по государственному стимулированию бизнеса на Курильских островах - без финансирования за счет средств федерального бюджета.
Общая сумма средств федерального бюджета, направляемых на финансирование указанных мероприятий, составит 1326000 тыс. рублей.
Наряду со средствами федерального бюджета предполагается использование средств консолидированного бюджета Сахалинской области в размере 6534050 тыс. рублей и средств внебюджетных источников в размере 8785400 тыс. рублей.
В рамках направления по обеспечению жителей Курильских островов доступным и комфортным жильем, повышению качества жилищно-коммунальных услуг, услуг связи и обеспечению комплексной безопасности жизнедеятельности предусматриваются:
мероприятия по развитию инфраструктуры, обеспечивающей оказание услуг связи, - в размере 452000 тыс. рублей;
мероприятия по развитию топливно-энергетического комплекса - в размере 3967500 тыс. рублей;
мероприятия по развитию инфраструктуры комплексной безопасности и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными природными явлениями, - в размере 1421000 тыс. рублей;
мероприятия по развитию систем жизнеобеспечения населения - в размере 2553000 тыс. рублей;
мероприятия по строительству жилья - без финансирования за счет средств федерального бюджета.
Общий объем средств федерального бюджета, направляемый на финансирование указанных мероприятий, составит 8393500 тыс. рублей.
Наряду со средствами федерального бюджета планируется использование средств консолидированного бюджета Сахалинской области в размере 13743314,3 тыс. рублей.
В рамках направления, касающегося инвестиций в развитие человеческого капитала и кадрового потенциала, предусматриваются:
мероприятия по реконструкции и строительству объектов здравоохранения с объемом финансирования за счет средств федерального бюджета - 1344000 тыс. рублей;
мероприятия по реконструкции и строительству объектов общего, дошкольного и дополнительного образования - в размере 3302541 тыс. рублей;
мероприятия по реконструкции и строительству объектов культуры и спорта - в размере 1164000 тыс. рублей.
Общий объем средств федерального бюджета, направляемых на финансирование указанных мероприятий, составит 5810541 тыс. рублей.
Наряду со средствами федерального бюджета планируется использование средств консолидированного бюджета Сахалинской области в размере 4053589 тыс. рублей.
Второй (инерционный) вариант также предусматривает реализацию мероприятий Программы в 2 этапа. Этот вариант не предполагает форсирование темпов экономического роста, ориентирован в основном на удовлетворение ожиданий населения Курильских островов по повышению качества и доступности социальных услуг и улучшения транспортного сообщения.