ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 6 февраля 2021 г. N 256-р

1. Утвердить прилагаемую Стратегию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия).

2. Минпромторгу России:

с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 3-месячный срок подготовить и представить в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий на 2021 - 2025 годы по реализации Стратегии;

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Стратегии;

обеспечить мониторинг и контроль реализации положений Стратегии.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при принятии в пределах своей компетенции решений в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции.

4. Признать утратившими силу:

распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 2592-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 50, ст. 7159);

пункт 11 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2253-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 44, ст. 6772).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 6 февраля 2021 г. N 256-р

СТРАТЕГИЯ
ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ПРОМЫШЛЕННОЙ
ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

I. Введение

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации одними из основных стратегических национальных приоритетов признаны повышение качества жизни, укрепление здоровья населения и повышение конкурентоспособности национальной экономики. Исходя из возникновения новых угрожающих жизни и здоровью граждан процессов и факторов в сфере незаконного ввоза, производства и оборота промышленной продукции в Российской Федерации, возникает необходимость более глубокой координации действий всех уровней власти и гражданского общества с целью дальнейшего развития действенного механизма противодействия незаконному обороту промышленной продукции, а также углубления взаимодействия в этой сфере в рамках Евразийского экономического союза.

Базируясь на уже достигнутых результатах в области противодействия незаконному обороту промышленной продукции на территории Российской Федерации и в рамках Евразийского экономического союза, а также используя современные методы работы в области предотвращения незаконного оборота промышленной продукции, Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) призвана обеспечить скоординированное взаимодействие заинтересованных органов государственной власти, участников рынка и потребителей на федеральном, региональном и местном уровнях, в том числе с применением широкого перечня межгосударственных механизмов для противодействия незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции на территории Российской Федерации.

II. Общие положения

Стратегия разработана в целях дальнейшей реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2015 г. N 31 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции" и является ключевым документом, определяющим цели, задачи и применяемый инструментарий в области противодействия незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции как на территории Российской Федерации, так и с использованием действующих и разрабатываемых механизмов в рамках Евразийского экономического союза.

Создание и реализация эффективного механизма противодействия незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции в Российской Федерации, базирующегося на современных мировых и российских принципах и правилах, являются неотъемлемой частью государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации.

Основополагающими требованиями государственной политики Российской Федерации в сфере противодействия незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции являются пресечение незаконного ввоза, производства и оборота промышленной продукции на территории Российской Федерации, существенное сокращение потребления такой продукции, снижение негативных последствий ее незаконного оборота для жизни и здоровья граждан.

В Стратегии используются следующие понятия:

"промышленная продукция" - товары, произведенные в результате осуществления деятельности, относящейся к обрабатывающему производству на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности;

"незаконный оборот промышленной продукции" - процессы (стадии) производства, переработки, реализации (купли-продажи или поставки) промышленной продукции, включая ввоз (импорт) на территорию Российской Федерации и вывоз (экспорт) с территории Российской Федерации промышленной продукции, в том числе фальсифицированной, недоброкачественной, контрафактной, незарегистрированной и несертифицированной промышленной продукции, продукции, произведенной без лицензии или с нарушением условий лицензирования, а также связанные с ними процессы расфасовки, упаковки, маркировки, хранения и транспортировки, осуществляемые юридическими и физическими лицами с нарушением требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, в отношении которых выражено согласие Российской Федерации на обязательность для нее таких договоров, иных нормативных правовых актов, включая муниципальные правовые акты, либо с нарушением вступивших в законную силу решений суда, либо уполномоченного органа государственной власти, либо органа местного самоуправления;

"контрафактная продукция" - промышленная продукция поддельного происхождения, на которой (или на этикетке, упаковке которой) незаконно размещены средства индивидуализации или содержатся сходные с ними до степени смешения обозначения, а также материальные носители, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности с нарушением исключительного права на такой результат;

"фальсифицированная продукция" - промышленная продукция, сопровождаемая заведомо неполной или недостоверной (ложной) информацией о ее составе и (или) потребительских свойствах, предоставление которой установлено законодательством Российской Федерации и (или) правом Евразийского экономического союза.

III. Текущая ситуация в сфере противодействия незаконному
обороту промышленной продукции в Российской Федерации

Высокая доля незаконного оборота промышленной продукции в общем обороте товаров наносит существенные потери бюджетной системе Российской Федерации в виде недополученных таможенных и налоговых платежей, снижает заинтересованность предпринимателей вкладывать значительные финансовые средства в развитие как отдельных производств, так и целых отраслей экономики, обеспечивать рост производительности труда и инвестировать в развитие рабочей силы, соблюдать стандарты качества продукции, создавать высокоэффективные цепочки движения качественных товаров от производства к потребителю и в конечном итоге наносит вред жизни и здоровью граждан Российской Федерации.

Неконтролируемый трансграничный оборот промышленных товаров, построенный на использовании путей и методов "открытой" международной интернет-торговли, в полной мере использует недостаточную эффективность законодательной базы регулирования международных потоков товаров в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в рамках Всемирной торговой организации и на национальном уровне, облегчает проникновение контрафактной и фальсифицированной продукции на рынки различных стран, позволяет теневому рынку успешно конкурировать с национальными производителями за счет использования незаконных механизмов оборота продукции. Такая ситуация в большинстве случаев приводит к затруднениям в осуществлении контрольной и надзорной функций государственных органов в области противодействия незаконному обороту промышленной продукции, недостаточной развитости механизмов защиты добросовестных производителей на законодательном уровне и создает риски исчезновения качественной продукции с торговых рынков тех или иных стран.

Учитывая развивающиеся тенденции современного рынка, Государственной комиссией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции (далее - Государственная комиссия) определены следующие приоритетные отрасли промышленности для наблюдения и принятия мер по противодействию незаконному обороту промышленной продукции:

в краткосрочной перспективе:

пищевая промышленность - существует высокая степень риска безопасности потребителя из-за фальсификации пищевых продуктов, несоблюдения производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами Евразийского экономического союза;

легкая промышленность - существует высокая доля незаконного оборота, в том числе за счет ввоза готовой продукции на территорию Российской Федерации с нарушением законодательства Российской Федерации и за счет нарушения законодательства Российской Федерации о защите интеллектуальной собственности;

фармацевтическая промышленность - имеет место фальсификация продукции. В первую очередь фальсифицируются востребованные и дорогостоящие лекарственные средства, используемые для лечения онкологических заболеваний, противовирусные и антигистаминные препараты, препараты для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и почечной недостаточности. Кроме того, на рынке выявляются препараты без обязательной маркировки на русском языке, выпущенные в соответствии со стандартами иных государств и предназначенные для реализации за пределами Российской Федерации, без прохождения обязательной процедуры подтверждения соответствия обязательным требованиям к безопасности, регламентированным процедурами Евразийского экономического союза, действующими на территории Российской Федерации. Значительная доля незаконного оборота фармацевтической продукции в общем обороте продукции фармацевтической промышленности приходится на интернет-аптеки;

медицинская промышленность - существует проблема оборота фальсифицированных медицинских изделий, а также сопровождения их поддельными регистрационными удостоверениями и эксплуатационными документами. По результатам проверок медицинских изделий выявляются несоответствия установленным требованиям качества, безопасности, несущие в том числе угрозу жизни и здоровью граждан при применении медицинских изделий, а также признаки незарегистрированных и фальсифицированных медицинских изделий;

автомобильная промышленность - основными проблемными вопросами являются ввоз и реализация контрафактных автозапчастей в сегменте легковых автомобилей, а также несоблюдение производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами Евразийского экономического союза;

авиационная промышленность - несвоевременно выявляются в процессе создания, эксплуатации и ремонта авиационной техники неаутентичные компоненты воздушного судна (агрегаты и запасные части с неподтвержденным жизненным циклом, без необходимых документов, не прошедшие установленные режимы сертификации и проверки), использование которых в составе воздушных судов может представлять угрозу безопасности полетов;

производство строительных материалов - незаконный оборот в первую очередь характерен для производства и поставки цемента, сухих смесей и других строительных материалов, кроме сборных железобетонных конструкций и деталей;

сельскохозяйственное машиностроение - существует проблема ввоза комбайнов в частично разобранном некомплектном виде в обход действующих квот в отношении зерноуборочных комбайнов и их модулей, установленных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 июня 2013 г. N 143 "О применении специальной защитной меры посредством введения импортной квоты в отношении зерноуборочных комбайнов и модулей зерноуборочных комбайнов";

приборостроение - существует проблема массового изготовления и модификации приборов учета коммунальных ресурсов с целью манипулирования результатами измерений и открытой продажи таких контрафактных изделий на рынке;

лесная и деревообрабатывающая промышленность - существует проблема незаконной заготовки древесины;

в среднесрочной перспективе:

топливная промышленность - незаконный оборот связан с несанкционированным отбором топлива из нефтепродуктопроводов путем незаконных врезок и переработки такого топлива на подпольных нефтеперерабатывающих заводах в топливо низкого качества, что является одним из основных каналов поступления фальсифицированной продукции на рынок;

химическая промышленность - проблематика незаконного оборота характерна для парфюмерно-косметической продукции в части реализации контрафактной и фальсифицированной продукции, а также в части реализации не соответствующих требованиям безопасности химических удобрений, в том числе и с незаконным использованием товарных знаков;

электронная промышленность - основными нарушениями являются фальсификация электроосветительной арматуры, электрических ламп и приборов микроэлектроники, наличие высокой доли (до 20 процентов) контрафактных изделий в поставках электронной компонентной базы, а также фальсификация при поставках светотехнической продукции;

кабельно-проводниковая промышленность - основными нарушениями на потребительском рынке кабельно-проводниковой продукции являются несоблюдение производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами Евразийского экономического союза, и реализация фальсифицированной продукции;

индустрия детских товаров - существует высокая степень риска последствий использования некачественных товаров для здоровья детей;

народные художественные промыслы - существует проблема защиты результатов интеллектуальной деятельности и формирования особого объекта правовой охраны в области народных художественных промыслов;

реабилитационная индустрия - незаконный оборот характеризуется несоответствием стандартам качества поставляемой продукции государственному заказчику или конечному потребителю (лицам с ограниченными возможностями здоровья);

индустрия строительных материалов и механизмов - незаконный оборот от производства до конечного звена в области строительства характерен не только для поставки контрафактных и фальсифицированных материалов, но и для поставки строительной техники;

машиностроение - критичным является вопрос противодействия незаконному обороту при производстве и поставке оборудования и компонентов для опасных производственных объектов;

трубная промышленность - незаконный оборот бывших в употреблении и отреставрированных стальных труб приводит к поставкам опасной продукции с негарантированным техническим ресурсом на объекты жилищно-коммунального хозяйства, строительства, опасные производственные объекты в виде магистральных нефте- и газопроводов. В результате использования такой контрафактной и фальсифицированной продукции возникают аварийные ситуации, риски для жизни и здоровья граждан. Процесс восстановления бывших в употреблении труб на основе устаревших технологий сопровождается нарушениями природоохранного законодательства, приводящими к причинению значительного ущерба окружающей среде.

IV. Ключевые проблемы в сфере противодействия незаконному
обороту промышленной продукции в Российской Федерации

Обороту промышленной продукции на рынке присущи следующие системные проблемы:

производство промышленной продукции без соблюдения производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами Евразийского экономического союза, что, в свою очередь, приводит к масштабному распространению фальсифицированной продукции, характеризующейся низким качеством и не способной выполнять свои функции в соответствии с предназначением, а также способной нанести прямой урон здоровью и безопасности граждан;

незаконная модификация изделий добросовестных производителей с целью придания им свойств и функций для совершения противоправных действий экономического характера, в том числе путем вытеснения легальной продукции за счет недобросовестной конкуренции;

изготовление и использование поддельных сопроводительных документов (ветеринарных, фитосанитарных и др.), деклараций соответствия, сертификатов соответствия, протоколов испытаний промышленной продукции, в том числе с нарушениями процедур проведения испытаний, подтверждающих соответствие обязательным требованиям к безопасности, установленным техническими регламентами Евразийского экономического союза;

наличие пробелов в правовом регулировании незаконного оборота промышленной продукции, отсутствие исчерпывающей квалификации отдельных составов правонарушений по видам промышленной продукции, а также отсутствие специальной нормативно-правовой базы, направленной на регулирование правоотношений в сфере торговли промышленной продукцией в сети "Интернет";

сохранение значительных объемов нелегальных поставок подакцизной промышленной продукции через внутренние границы Евразийского экономического союза вследствие существенной разницы уровня акцизных ставок в государствах - членах Евразийского экономического союза.

В связи с динамичным развитием экономики страны структура импорта товаров на территорию Российской Федерации характеризуется значительной долей высокотехнологичной промышленной продукции. При этом большая часть импорта такой продукции осуществляется из стран, характеризующихся значительной долей производства контрафактной и (или) фальсифицированной продукции. Отмечается, что поддельная промышленная продукция охватывает все ценовые сегменты.

При этом, несмотря на прилагаемые усилия по координации и повышению эффективности таможенного и других видов контроля в Российской Федерации, эффективное противодействие незаконному обороту промышленной продукции на территориях государств - членов Евразийского экономического союза не создано, что позволяет недобросовестным поставщикам выводить свою продукцию на российский рынок.

Следует отметить, что технологические возможности недобросовестных производителей и поставщиков постоянно совершенствуются. Контрафактную и фальсифицированную продукцию становится все сложнее отличить от оригинала, такая продукция имеет все необходимые сопроводительные документы (в том числе сфальсифицированные сертификаты качества).

Сформировавшийся глобальный рынок недобросовестных производителей и поставщиков требует наличия таких развитых обслуживающих их рынков, как логистический, документальный и торгово-сетевой.

В этой связи значительный импульс развития получил сегмент рынка по изготовлению поддельных сопроводительных документов (ветеринарных, фитосанитарных и др.), деклараций соответствия, сертификатов соответствия и протоколов испытаний промышленной продукции, а также по обеспечению таможенного оформления с оптимизацией стоимости, кодов товарных позиций, а также сопутствующих услуг.

Кроме того, незаконный оборот промышленной продукции включает не только ввоз промышленной продукции, но и ее дальнейшую реализацию на территории Российской Федерации, осуществляемую с нарушениями законодательства Российской Федерации, в том числе налогового законодательства Российской Федерации.

V. Приоритеты государственной политики в сфере
противодействия незаконному обороту промышленной продукции
в Российской Федерации

В качестве приоритетных направлений государственной политики в сфере незаконного оборота промышленной продукции целесообразно определить следующие направления:

разработка понятийного аппарата (термины и определения) в области незаконного оборота промышленной продукции в нормативных правовых актах;

разработка мер административной и уголовной ответственности за изготовление контрафактной продукции в целом ряде отраслей машиностроения;

развитие специализированной нормативно-правовой базы, определяющей регулирование правоотношений в сфере торговли промышленной продукцией в сети "Интернет";

повышение эффективности существующих механизмов общественного контроля, формирование негативного отношения населения к потреблению контрафактной промышленной продукции;

повышение уровня координации органов государственной власти в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности;

повышение качества технического и кадрового обеспечения органов государственной власти, вовлеченных в сферу противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

устранение неоднородности мер ответственности за незаконный оборот отдельных видов промышленной продукции при сопоставимых негативных последствиях и потенциальной угрозе жизни и здоровью граждан;

повышение эффективности правоприменения при неуклонном росте количества возбуждаемых дел;

разработка комплексной системы мониторинга ситуации в сфере незаконного оборота промышленной продукции, позволяющей получать актуальную и полную информацию о состоянии дел в этой сфере и незамедлительно реагировать на возникающие угрозы;

повышение контроля и взаимодействия органов власти Российской Федерации с органами власти государств - членов Евразийского экономического союза в сфере перемещения фальсифицированной и контрафактной продукции через таможенную границу Евразийского экономического союза;

разработка механизма координации деятельности уполномоченных органов власти государств - членов Евразийского экономического союза в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

осуществление мероприятий по гармонизации законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в целях совершенствования этого законодательства.

VI. Цели и задачи формирования и реализации мер в сфере
противодействия незаконному обороту промышленной продукции
в Российской Федерации

Целями формирования и реализации мер в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции являются сокращение объемов незаконного оборота промышленной продукции и факторов его влияния на развитие экономики и социальной сферы страны.

Основными задачами достижения указанных целей являются:

совершенствование нормативно-правового, организационного, кадрового и научного обеспечения деятельности в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

совершенствование форм и методов государственного, муниципального и общественного контроля и надзора;

реализация комплекса мер по пресечению незаконного оборота промышленной продукции на территории Российской Федерации;

осуществление на постоянной основе мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

формирование действенного механизма общественного контроля, проведение разъяснительной работы с целью информирования общества о состоянии дел в области противодействия незаконному обороту промышленной продукции, формирование осознанного неприятия гражданами потребления промышленной продукции, находящейся в незаконном обороте.

VII. Принципы формирования и реализации мер в сфере
противодействия незаконному обороту промышленной продукции
в Российской Федерации

Главными принципами формирования и реализации мер по противодействию незаконному обороту промышленной продукции являются создание на государственном уровне условий для обеспечения непрерывного развития национальной экономики на основе современных технологических и финансовых достижений, создание высокоэффективной инвестиционной среды, поддержка честной конкуренции, создание возможностей для беспрепятственного открытия, расширения и развития легального бизнеса во всех отраслях экономики.

Основополагающими принципами реализации политики государства в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции являются:

добросовестное поведение производителей и участников цепи товарооборота при осуществлении предпринимательской деятельности;

права предпринимателей на честную конкуренцию, защиту интеллектуальной собственности с учетом интересов национальной безопасности Российской Федерации, формирования инвестиционной привлекательности российской экономики на государственном и региональном уровнях;

согласованность усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, добросовестных производителей и продавцов, граждан (потребителей), организаций, представляющих их интересы, по борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции;

неотвратимость ответственности за правонарушения, связанные с незаконным оборотом промышленной продукции;

свободный доступ гражданского общества к информационным ресурсам о состоянии дел и предпринимаемых мерах со стороны всех уровней государственной власти в области противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

вовлеченность участников общества в процессы противодействия незаконному обороту промышленной продукции.

VIII. Перечень основных мер, направленных
на противодействие незаконному обороту промышленной
продукции в Российской Федерации

Достижение намеченных целей и решение неотложных задач в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции реализуются на основе сбалансированного подхода по следующим направлениям:

совершенствование законодательства Российской Федерации, направленного на противодействие незаконному обороту промышленной продукции, в том числе ужесточение ответственности за производство, хранение, перевозку и сбыт контрафактной и фальсифицированной продукции;

координация усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также общественных объединений и предпринимательского сообщества в части противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

разработка и применение механизмов противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

развитие государственной системы прослеживаемости промышленной продукции на всех этапах ее производства, переработки, перемещения, хранения и реализации с использованием уже существующих элементов такой системы, в частности с использованием федеральной государственной информационной системы "Меркурий", единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя с использованием маркировки и государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;

разработка и внедрение комплексной государственной системы мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, предусматривающие детальный анализ уровня незаконного оборота в каждой сфере и оценку эффекта от внедрения систем прослеживаемости для всех участников рынка;

формирование нетерпимого отношения гражданского общества к потреблению промышленной продукции, находящейся в незаконном обороте, вовлечение представителей бизнес-сообщества в процесс противодействия незаконному обороту промышленной продукции, развитие институтов общественного контроля;

гармонизация законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в области противодействия незаконному обороту промышленной продукции, обеспечение действенного контроля проводимых мероприятий в этой области на межгосударственном уровне;

развитие международного сотрудничества Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции.

Совершенствование законодательства Российской Федерации, направленного на противодействие незаконному обороту промышленной продукции, предусматривает реализацию следующих мер:

устранение противоречий в нормативных правовых актах Российской Федерации, регулирующих отношения, возникающие в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

закрепление в нормативных правовых актах Российской Федерации основных понятий, используемых в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего оборот отдельных видов промышленной продукции в части устранения технических барьеров для реализации промышленной продукции и снижения издержек добросовестных участников рынка;

устранение пробелов правового регулирования, препятствующих эффективному применению правовых норм в сфере незаконного оборота промышленной продукции;

установление соразмерных законодательных санкций за нарушения в сфере оборота промышленной продукции с учетом возможных негативных последствий незаконного оборота и общественной опасности;

развитие законодательства Российской Федерации в области интернет-торговли в части установления необходимых и достаточных полномочий контролирующих органов и порядка надзора за деятельностью участников.

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также общественных объединений, предпринимательского сообщества и граждан по противодействию незаконному обороту промышленной продукции обеспечивается путем:

формирования и реализации совместных, скоординированных по направлениям и отраслям промышленности планов мероприятий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции;

усиления роли региональных комиссий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 января 2015 г. N 31 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции" (далее - комиссии субъектов Российской Федерации);

развития механизмов публичности и открытости государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции и ее результатов.

Механизмами противодействия незаконному обороту промышленной продукции являются:

ликвидация рынка услуг по изготовлению поддельных документов, подтверждающих соответствие продукции обязательным требованиям к безопасности, установленным техническими регламентами Евразийского экономического союза, в том числе в части выдачи сфальсифицированных сопроводительных документов (ветеринарных, фитосанитарных и др.), сертификатов соответствия, деклараций соответствия и протоколов испытаний промышленной продукции;

внедрение в практику контроля (надзора) обязательности использования информационных ресурсов, в том числе международных, о недобросовестных производителях, импортерах, поставщиках и продавцах промышленной продукции;

защита прав интеллектуальной собственности, включая расширение возможностей эффективного контроля использования товарных знаков, географических указаний и других видов интеллектуальной собственности;

формирование и реализация мер по сокращению незаконного оборота промышленной продукции с использованием сети "Интернет";

внедрение риск-ориентированных подходов в контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти исходя из уровня риска наличия в поставках (продажах) контрафактной и (или) фальсифицированной продукции как по странам-поставщикам (производителям), так и по отдельным видам продукции;

поэтапное внедрение на территории Российской Федерации с последующим масштабированием на другие рынки стран - членов Евразийского экономического союза системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, позволяющей потребителям проводить проверку законности промышленной продукции, в соответствии с принципами, заложенными в Концепции создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 2963-р;

расширение списка товарных групп, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, с целью дальнейшего сокращения незаконного оборота промышленной продукции;

введение контрольных показателей эффективности деятельности органов власти по выявлению, пресечению нарушений в сфере оборота промышленной продукции и применению наказаний за такие нарушения;

совершенствование действующего механизма взаимодействия органов государственной власти по вопросам противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

осуществление научно-методологической и технической поддержки деятельности органов государственной власти по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, в том числе оснащение органов государственной власти, осуществляющих противодействие незаконному обороту промышленной продукции, специальными средствами и техникой;

развитие кадрового потенциала и знаний сотрудников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в части противодействия незаконному обороту промышленной продукции.

Разработка и внедрение комплексной государственной системы мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции включает в себя следующие основные направления:

детальный анализ уровня незаконного оборота в каждой сфере и оценка эффекта от внедрения систем прослеживаемости для всех участников рынка:

разработка специализированных средств автоматизированного сбора и обработки данных в области контроля за оборотом промышленной продукции;

методическое обеспечение качественной и количественной оценки незаконного оборота промышленной продукции в целом по отраслям как на федеральном, так и на региональном уровне;

совершенствование государственного статистического учета;

мониторинг оборота товаров, наиболее подверженных риску незаконного оборота и создание систем отслеживания движения таких товаров.

Развитие государственной системы прослеживаемости промышленной продукции на всех этапах ее производства, переработки, перемещения, хранения и реализации включает в себя следующие мероприятия:

интеграция федеральной государственной информационной системы "Меркурий", единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя с использованием маркировки и государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и других государственных информационных систем прослеживаемости;

разработка предложений по расширению перечня отраслей промышленности, в отношении которых необходимо внедрение системы прослеживаемости промышленной продукции;

внедрение системы прослеживаемости промышленной продукции;

изучение практики внедрения систем прослеживаемости промышленной продукции в Российской Федерации, государствах - членах Евразийского экономического союза и в других иностранных государствах.

Создание системы подготовки специалистов, научно-информационного обеспечения профессиональной деятельности в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции включает в себя следующие мероприятия:

создание и функционирование на постоянной основе национального центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции как основного аналитического центра в указанной сфере;

разработка методологических основ подготовки и повышения квалификации специалистов по предупреждению, выявлению и пресечению различных видов нарушений в сфере незаконного оборота промышленной продукции;

создание и функционирование автоматизированных баз данных, обучающих и контрольно-обучающих программ подготовки и научно-информационной поддержки специалистов в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

обеспечение подготовки специалистов органов государственной власти в области предупреждения, выявления и пресечения различных видов отраслевых нарушений в сфере незаконного оборота промышленной продукции.

Формирование нетерпимого отношения гражданского общества к потреблению промышленной продукции, находящейся в незаконном обороте, предусматривается с использованием следующих механизмов:

разработка и внедрение программ по повышению уровня знаний населения в области определения законности промышленной продукции;

проведение информационной кампании по борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции;

развитие электронных сервисов для граждан, позволяющих осуществлять проверку законности промышленной продукции и реагировать путем подачи жалобы на недобросовестных участников рынка.

Развитие взаимодействия государств - членов Евразийского экономического союза в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции на территории Евразийского экономического союза включает в себя следующие мероприятия:

гармонизация законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в области противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

обеспечение действенного контроля проводимых мероприятий в этой области на межгосударственном уровне, заключение соглашения о координации действий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в рамках Евразийского экономического союза;

совершенствование механизмов контроля за промышленной продукцией, перемещаемой через таможенную границу Евразийского экономического союза;

создание единой системы контроля за оборотом промышленной продукции, перемещаемой через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе путем создания межгосударственной системы прослеживаемости промышленной продукции;

формирование международного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Евразийском экономическом союзе;

развитие сотрудничества контрольно-надзорных, правоохранительных и других органов государственной власти государств - членов Евразийского экономического союза в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, в том числе проведение согласованных и скоординированных совместных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение фактов незаконного оборота промышленной продукции.

Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции предусматривает сотрудничество с международными организациями, деятельность которых направлена в том числе на противодействие незаконному обороту промышленной продукции, включая обмен опытом с иностранными государствами.

Основным содержанием мероприятий по реализации указанных мер являются согласованные действия организационного, правоохранительного, нормативно-правового и международного характера, предпринимаемые органами государственной власти, осуществляющими противодействие незаконному обороту промышленной продукции, при координирующей роли Государственной комиссии и комиссий субъектов Российской Федерации.

IX. Система управления и обеспечения контроля реализации
мер, направленных на противодействие незаконному обороту
промышленной продукции

Система управления и контроля по реализации государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции реализуется посредством деятельности:

Правительства Российской Федерации;

Государственной комиссии;

федеральных органов исполнительной власти в рамках их компетенций;

комиссий субъектов Российской Федерации;

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках их компетенций;

органов местного самоуправления в рамках их компетенций.

Межведомственную координацию при реализации мер противодействия незаконному обороту промышленной продукции, а также контроль за ходом их реализации осуществляют Государственная комиссия и комиссии субъектов Российской Федерации.

Реализация мер противодействия незаконному обороту промышленной продукции на уровне федеральных органов исполнительной власти осуществляется в соответствии:

с ежегодными планами работы Государственной комиссии;

с мероприятиями государственных программ, направленных на противодействие незаконному обороту промышленной продукции в целом или в отдельных отраслях;

с реестрами планов-мероприятий ("дорожных карт") Правительства Российской Федерации, направленных на противодействие незаконному обороту промышленной продукции в целом или в отдельных отраслях;

с ведомственными планами (программами, "дорожными картами");

Государственная комиссия и комиссии субъектов Российской Федерации осуществляют мониторинг ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции.

Ход реализации мер и мероприятий, результаты контроля их исполнения отражаются в ежегодном докладе Государственной комиссии о ситуации в сфере незаконного оборота промышленной продукции на территории Российской Федерации, представляемом в Правительство Российской Федерации.

X. Ожидаемые результаты и риски

Ожидаемыми результатами реализации мер по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации являются:

существенное сокращение объемов незаконного оборота промышленной продукции на территории Российской Федерации;

формирование нормативно-правовой базы, соответствующей уровню современных и перспективных потребностей деятельности по противодействию незаконному обороту промышленной продукции;

создание и функционирование государственной системы мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в том числе путем внедрения современных механизмов, направленных на пресечение незаконного оборота промышленной продукции с использованием сети "Интернет";

запуск механизмов по формированию необходимой нормативно-правовой базы и внесению изменений в законодательство Евразийского экономического союза в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

повышение уровня нетерпимости населения к потреблению промышленной продукции, находящейся в незаконном обороте, путем повышения потребительской грамотности населения в сфере противодействия обращению контрафактной и фальсифицированной продукции;

создание общенациональной системы научно-информационного обеспечения работы специалистов в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции.

XI. Заключительные положения

Реализация Стратегии рассчитана на 2021 - 2025 годы.

Реализация мер, предусмотренных Стратегией, обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов всего общества, органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и граждан.

Для решения задач, поставленных Стратегией, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку деятельности в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции по всем направлениям.

Финансирование расходов на государственную поддержку деятельности в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции осуществляется за счет ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников финансирования.