Приложение 2. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА

Приложение N 2
к Стратегии развития судостроительной
промышленности на период до 2035 года

ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ СТРАТЕГИИ
РАЗВИТИЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ПЕРИОД
ДО 2035 ГОДА

1. Мероприятия по решению задач в области строительства боевых кораблей, судов обеспечения, вооружения, военной и специальной техники для Военно-Морского Флота, включая:

формирование условий для создания построечных мест, обеспечивающих строительство боевых надводных кораблей дальней морской и океанской зон по новым проектам;

совершенствование нормативно-правовой базы в части планирования и обоснования заданий государственного оборонного заказа, ценообразования и финансирования закупок боевых кораблей, судов обеспечения, вооружения и военной специальной техники;

проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих необходимый рост тактико-технических требований и решение проблем создания нового поколения военно-морской техники;

проведение экспертиз тактико-технических заданий на создание кораблей, проектов кораблей и проектов программ;

привлечение организаций малого и среднего бизнеса к реализации заданий государственного оборонного заказа, а также налаживание промышленной кооперации.

2. Мероприятия по решению задач в области гражданского судостроения, включая:

совершенствование системы государственного регулирования в области планирования и реализации базовых, перспективных и прорывных разработок в обеспечение существенного повышения функциональных, экономических и технико-эксплуатационных параметров продукции гражданского судостроения, создания принципиально новых изделий;

разработку и внедрение передовых высокоэффективных производственных технологий, средств автоматизации и роботизации производства, новейших систем качества в организациях отрасли;

разработку и реализацию мер, направленных на увеличение объемов производства экспортной продукции, включая меры по обеспечению ее ценовой конкурентоспособности.

3. Мероприятия по решению задач в области судового комплектующего оборудования, включая:

разработку и реализацию плана-графика ("дорожной карты") по импортозамещению судового комплектующего оборудования и локализации его производства на территории Российской Федерации;

создание центра компетенций судового комплектующего оборудования в целях расширения кооперационных связей конструкторских бюро и промышленных судостроительных организаций;

создание производственных мощностей на базе государственно-частного партнерства по отдельным направлениям судового машиностроения;

формирование эффективной системы мониторинга и контроля качества и сертификации в сфере судового комплектующего оборудования;

развитие эффективной системы продвижения и продаж судового комплектующего оборудования.

4. Мероприятия по решению задач в области научно-технического развития судостроительной промышленности, включая:

финансирование фундаментальных и поисковых исследований в обеспечение создания опережающего научного задела в интересах судостроения;

обеспечение устойчивого финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на создание поддерживающих и перспективных промышленных технологий;

обеспечение первоочередной поддержки развития технологий в приоритетных областях, таких, как импортозамещение, экспортно ориентированная продукция, продукция для внутренних потребителей с высокой добавленной стоимостью и серийностью;

проведение научных исследований в области прорывных и перспективных технологий (выявление прорывных технологий, разработанных в иностранных государствах, имеющихся и перспективных компетенций отечественного судостроения);

стимулирование развития научных школ в судостроении, приборостроении, машиностроении и электротехнике;

стимулирование внедрения разработок на ранних стадиях жизненного цикла (опытная эксплуатация судов и оборудования, создание опытных судов);

мониторинг и контроль за деятельностью научно-исследовательских организаций и выполняемыми научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами;

совершенствование методических материалов и создание информационной платформы по выявлению, инвентаризации, классификации, экспертизе, постановке на учет, а также уступке и передаче прав на результаты интеллектуальной деятельности;

стимулирование организаций отрасли к выявлению и инвентаризации имеющихся у них результатов интеллектуальной деятельности;

обеспечение защиты интеллектуальной собственности предприятий отрасли и патентной чистоты выпускаемой продукции;

совершенствование структуры научно-исследовательских организаций в целях обеспечения их соответствия задачам, решаемым в области развития судостроительной науки и техники;

разработку и реализацию проектного подхода в деятельности научно-исследовательских организаций;

реализацию мероприятий, направленных на разработку и применение отечественного программного обеспечения, цифровых моделей и виртуальных лабораторий в рамках цифрового научного центра судостроения.

5. Мероприятия по решению задач в области судоремонта, включая:

формирование центров судоремонта гражданских судов в рамках действующих процессов диверсификации производств, специализирующихся на строительстве и ремонте боевых кораблей;

развитие нормативно-правовых инструментов для ограничения возможностей отечественных судовладельцев по ремонту судов и морской техники на зарубежных судостроительных предприятиях;

создание территориальных производственных судоремонтных кластеров с развитой сетью логистических коммуникаций, состоящих из поставщиков судового комплектующего оборудования, специализированных организаций, предоставляющих производственные и сервисные услуги, научно-исследовательских и образовательных организаций;

создание единой информационной системы логистической поддержки сервисного обслуживания и ремонта, поставки судового оборудования и комплектующих изделий, интегрированной с аналогичными системами зарубежных производителей, зарубежными и российскими сервисными центрами;

совершенствование таможенного тарифного регулирования с целью упрощения и ускорения поставок импортных запасных частей, материалов и комплектующих, используемых при судоремонте;

создание механизмов стимулирования для внедрения в судоремонтных организациях инновационных технологий судоремонта и сервиса.

6. Мероприятия по решению задач в области планирования, управления производством в организациях судостроительной промышленности и обеспечения их финансовой устойчивости, включая:

проведение на регулярной основе экспертизы технического состояния организаций отрасли и результатов реализации ими инвестиционных проектов;

внедрение современных стандартов и управленческих технологий, направленных на повышение эффективности процессов управления производством, планирования и организации проектирования;

стимулирование увеличения инвестиций в основной капитал за счет собственных средств;

обеспечение реализации частных инвестиционных проектов, связанных в том числе с модернизацией производственных мощностей;

оптимизацию структуры организаций судостроительной отрасли, корректировку направления их развития, включая возможность реализации диверсификации производства;

разработку и реализацию механизмов по льготному кредитованию организаций судостроительной отрасли на пополнение оборотных средств;

развитие производства непрофильной высокотехнологичной и высокомаржинальной продукции;

создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в сфере судостроения;

оптимизацию системы отраслевого статистического наблюдения для повышения достоверности и автоматизацию процесса обмена данными;

внедрение обязательной экспертизы проектов морской техники;

создание и обеспечение функционирования центра ценообразования морской техники с функциями государственной экспертизы цен.

7. Мероприятия по решению задач в области развития кадрового потенциала судостроительной промышленности, включая:

разработку плана-графика ("дорожной карты") по развитию кадрового потенциала судостроительной отрасли;

стимулирование использования организациями отрасли механизмов целевого обучения по образовательным программам профильного среднего профессионального и высшего образования;

улучшение условий труда и безопасности производства путем внедрения новых технологий и материалов, а также стимулирования работодателей по увеличению расходов на охрану труда и промышленную безопасность;

формирование комфортной социальной среды и инфраструктуры, в том числе строительство доступного жилья, социальных объектов, развитие частного предпринимательства в сфере услуг и транспортной доступности в моногородах;

осуществление и расширение мер социальной поддержки работников за счет средств организаций судостроительной отрасли.