VII. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2036 ГОДА И НА ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2050 ГОДА

VII. Сценарии развития судостроительной промышленности

VII. Сценарии развития судостроительной промышленности

Развитие российской судостроительной отрасли тесно связано с развитием российской экономики. Исходя из степени благоприятности макроэкономических и отраслевых предпосылок, рассматриваются 3 сценария развития судостроительной промышленности - инерционный, базовый и оптимистичный.

Основную роль в развитии судостроительной промышленности играет государство, которое формирует заказ на строительство кораблей и судов для нужд обороны, научно-исследовательской деятельности, аварийно-спасательного и атомного ледокольного флотов.

Ввиду специфических особенностей судостроительной отрасли, в том числе высокой капиталоемкости строительства судов и морской техники, а также продолжительной окупаемости вложенных средств, ее деятельность и дальнейшее развитие в течение ближайших 15 - 20 лет невозможны без активного участия государства. Необходимо создать благоприятные условия для развития судостроительной отрасли путем совершенствования нормативно-правовой базы, стимулирования спроса, создания равных экономических условий для деятельности российских организаций и иностранных компаний, повышения инвестиционной привлекательности и улучшения финансового состояния предприятий судостроительной отрасли Российской Федерации.

Однако по мере приобретения судостроительных компетенций, модернизации производственных мощностей и повышения конкурентоспособности продукции уровень государственного участия в обеспечении развития судостроительной отрасли должен сокращаться.

Итогом реализации Стратегии должна стать возможность рыночного развития сегмента судостроительной отрасли, не связанного с выполнением государственного заказа, при смещении фокуса государственной поддержки на стимулирование спроса и протекционизма продукции российского производства.

При инерционном сценарии инвестиционный цикл составит 15 лет, выработка сохранится на общеотраслевом уровне, составляющем 612 нормо-часов на 1 тонну металлообработки.

При базовом сценарии инвестиционный цикл составит 10 лет, выработка сохранится на общеотраслевом уровне, составляющем 220 нормо-часов на 1 тонну металлообработки.

При оптимистичном сценарии инвестиционный цикл составит 7 лет, выработка сохранится на общеотраслевом уровне, составляющем 200 нормо-часов на 1 тонну металлообработки.

Базовый сценарий является основным для реализации Стратегии.

Критичными факторами достижения базового сценария являются:

повышение производительности труда за счет внедрения передовых производственных технологий, прогрессивных методов организации труда, привлечения в судостроительную отрасль высококвалифицированных работников;

сроки и масштаб глубокой модернизации и ликвидации дефицита построечных мест;

освоение критичного судового комплектующего оборудования.

Прогноз сформирован с учетом ряда макроэкономических предпосылок, а также прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, подготовленного Министерством экономического развития Российской Федерации, а также с учетом других аналитических материалов отраслевых организаций и федеральных органов исполнительной власти.

Базовый сценарий предполагает нейтральный уровень государственного участия в обеспечении производства в гражданском и военном секторах судостроения. Значительный размер средств выделяется на развитие и модернизацию производственных мощностей предприятий судостроительной отрасли. Ожидается сохранение текущей динамики строительства судов и морской техники для внутреннего рынка и на экспорт. Ориентировочная стоимость портфеля заказов в период до 2036 года по этому сценарию составляет 2322 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет).

Также предполагаются реализация базового макроэкономического сценария роста экономики России, финансовые вложения со стороны государства путем прямых и косвенных мер поддержки, строительство новых и модернизация старых верфей для выполнения государственного оборонного заказа и достижения поставленных целей в сфере обороны, а также максимально возможное удовлетворение потребностей гражданского судостроения.

Расчет строительства гражданских судов и морской техники до 2036 года с перспективой до 2050 года произведен исходя из текущих производственных возможностей, которые не обеспечивают ни в одном сценарии покрытия потребностей грузопотоков.

В инерционном сценарии рассматривались поддерживающие инвестиции и малая модернизация предприятий судостроительной отрасли.

В рамках базового сценария рассматривалась большая модернизация предприятий судостроительной отрасли (публичное акционерное общество Судостроительный завод "Северная верфь", модернизация иных верфей, а также строительство новых мощностей на Дальнем Востоке).

При оптимистичном сценарии рассчитана полная перезагрузка судостроительной отрасли с большими инвестициями и опережающим спросом.

В каждом из этих сценариев учитываются такие факторы, как объем производства, уровень инвестиций, технологические инновации и рыночный спрос.

На основании анализа грузопотоков строится прогноз производства судов в 3 сценариях (инерционный, базовый и оптимистичный). Сценарии отличаются по уровню производительности судостроительной отрасли.

На основании комплексного анализа грузопотоков, отраженных в соответствующих стратегических документах, а также с учетом прогнозируемых показателей выбытия флота, включая суда российской постройки, и принимая во внимание реальные производственные мощности предприятий судостроительной отрасли, была проведена оценка потребности в формировании целевого объема флота на предстоящий прогнозируемый период. При расчетах были учтены различные сценарии развития экономической ситуации, а также внешние макроэкономические факторы, оказывающие влияние на динамику спроса и предложения в сфере судостроения.

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D