1. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2036 ГОДА И НА ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2050 ГОДА

1. Судовое комплектующее оборудование

1. Судовое комплектующее оборудование

Производство судового комплектующего оборудования в Российской Федерации находится на этапе активного развития. Согласно проведенному анализу наиболее зависимыми от импорта являются двигатели большой мощности и высокотехнологичные системы. Несмотря на это, существуют позитивные сдвиги в производстве компонентов, таких как судовая сталь, полособульбы и подруливающие устройства, где уровень локализации достаточно высок.

В зависимости от типов кораблей, судов и образцов морской техники, а также их конструктивных особенностей и назначения стоимость входящего в их состав судового комплектующего оборудования может составлять от 40 до 70 процентов стоимости их строительства. В настоящее время доля стоимости импортного комплектующего оборудования в гражданском сегменте в структуре стоимости строительства судна исходя из типов судов составляет от 65 до 80 процентов. В сфере военного кораблестроения меры импортозамещения обеспечили практически 100 процентов российских комплектующих.

Для российского судостроения в настоящий период характерно мелкосерийное производство, что также снижает экономическую заинтересованность потенциальных производителей судового комплектующего оборудования, а в ряде случаев делает невозможным создание рентабельного производства.

В связи с этим в судостроительной отрасли сложилась значительная зависимость от зарубежных поставок и санкционной политики иностранных государств, которая ставит под угрозу возможность строительства в Российской Федерации отдельных типов судов и морской техники. Высокая доля иностранной продукции в судовом комплектующем оборудовании и колебание валютных курсов влекут риски повышения стоимости и срыва сроков строительства судов и морской техники. Практическое отсутствие российской электронной компонентной базы, нарушение кооперационных связей, несовершенство системы согласования работ заинтересованными организациями и сложность оперативной замены комплектующего изделия на аналог также оказывают существенное влияние на производственные процессы в судостроительной отрасли.

Основной причиной сложившейся ситуации является низкая конкурентоспособность широкого спектра российского судового комплектующего оборудования. Это вызвано малой серийностью производства, что приводит к высокой стоимости комплектующих. Часто срываются сроки поставок, что негативно сказывается на производственных процессах. К тому же низкое качество продукции, недостаточно развитые системы гарантийного ремонта и сервисного обслуживания, несоответствие современным экологическим требованиям, а также отсутствие российского производства целого ряда образцов судового комплектующего оборудования усугубляют ситуацию.

Целью развития сферы производства судового комплектующего оборудования на ближайшую перспективу можно считать достижение к 2036 году средневзвешенного уровня доли стоимости российского комплектующего оборудования в структуре стоимости не менее 50 процентов в гражданском судостроении и сохранение полученного результата в военном кораблестроении, а к 2050 году достижение 80 процентов в гражданском сегменте и сохранение результата в военном кораблестроении.

Достижение этих показателей позволит значительно снизить зависимость российского судостроения от импортного оборудования и работ, повысить конкурентоспособность судостроительной отрасли и обеспечить технологическую независимость страны. Это также будет способствовать развитию российской промышленности, созданию новых рабочих мест и укреплению национальной безопасности.

Таким образом, наличие собственного конкурентоспособного производства материалов и судового комплектующего оборудования имеет определяющее влияние на экономику судостроительных верфей и судоходных компаний, включая их конкурентоспособность, и формирует конкурентное преимущество судостроительной отрасли за счет повышения технологического уровня, локализации, снижения себестоимости строительства судов, минимизации влияния внешних факторов, развития характеристик судов.

Российская отрасль поставщиков материалов и судового комплектующего оборудования характеризуется диверсифицированным уровнем конкурентоспособности. В зависимости от категории судна в среднем доля импортных комплектующих варьируется в диапазоне 30 - 80 процентов общих затрат на материалы и судовое комплектующее оборудование. При этом наименьшая зависимость от импорта наблюдается в сегменте ледоколов, где доля российских комплектующих превышает 60 процентов, наибольшая - в сегменте танкеров, где в среднем для постройки судна используется всего 5 процентов российских комплектующих.

В России имеются компетенции по производству таких материалов и судового комплектующего оборудования, как ядерные судовые энергетические установки, дизель-генераторы, лакокрасочные материалы и судовая сталь.

Важно отметить, что существующие объемы спроса судостроительной отрасли на критически важные материалы и судовое комплектующее оборудование недостаточны для формирования оптимального для загрузки заинтересованных предприятий заказа, и, как следствие, это ведет к низкому экономическому эффекту деятельности всех судостроительных предприятий. Ввиду низкой серийности российское судовое комплектующее оборудование характеризуется большей стоимостью и сроками производства по сравнению с зарубежными аналогами.

Для судостроителей и производителей оборудования действует комплекс мер государственной поддержки. Указанный комплекс включает в себя нефинансовые (регламентирующие меры по развитию импортозамещения, которые устанавливают требования и обеспечивают развитие приоритетности закупки российской продукции судостроения) и финансовые меры государственной поддержки, реализуемые в том числе в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений". На реализацию мер государственной поддержки в рамках указанной государственной программы выделено в 2025 году около 13,6 млрд. рублей.

В период действия федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы и государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений" по настоящее время реализовано более 800 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также создано около 3500 результатов интеллектуальной деятельности. Технологии, разработанные в ходе этих работ, используются в качестве научно-технического задела, осваиваются и реализуются в промышленном производстве, что позволяет повысить эффективность функционирования судостроительной отрасли и обеспечить производство новых типов судов и видов оборудования.

Однако не все разработки дошли до практического внедрения, так как на них не было спроса в связи с доступностью импортных комплектующих и преемственностью технических решений, основанной на их применении.

С усилением санкционного режима в 2022 году Минпромторгом России был запущен новый механизм предоставления субсидий на выполнение комплексных проектов по разработке, созданию и внедрению в серийное производство судового комплектующего оборудования.

В настоящее время судостроительными предприятиями реализуются различные этапы комплексных проектов, которые включают в себя в том числе разработку комплектов рабочей конструкторской документации и изготовление опытных образцов.

Судовое оборудование, подлежащее разработке, будет доступно для использования при строительстве судов начиная с 2025 года и будет способствовать насыщению рынка видами критически важного судового комплектующего оборудования, в том числе для судов рыбопромыслового флота, что особенно актуально в текущих геополитических реалиях.

Стоит отметить, что одним из основных механизмов, которые направлены на развитие судостроительной отрасли, является постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства российской промышленной продукции" (далее - постановление N 719), устанавливающее требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к российской промышленной продукции.

Начиная с 2021 года постановлением N 719 установлена балльная система оценки уровня локализации в отношении продукции судостроения, которая предусматривает, что для признания судна российским судостроительному предприятию в зависимости от типа судна необходимо набрать определенное количество баллов.

Такая система позволяет сформировать значительный рынок сбыта для производителей российского судового оборудования и материалов, а также повысить загрузку не только предприятий судостроительной отрасли, но и смежных отраслей.

В настоящее время в рамках требований постановления N 719 строится более 200 судов, что гарантирует не менее чем 50-процентный уровень локализации. В реестр российской промышленной продукции включено уже более 1400 видов различного судового оборудования.

При этом в постановлении N 719 установлено поэтапное повышение требований. В среднем уровень локализации судов и объектов морской техники повышается примерно на 20 процентов за 2 года. Такой подход позволяет обеспечить постепенный рост спроса на продукцию российского производства.

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D