1. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2036 ГОДА И НА ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2050 ГОДА

1. Фактические и прогнозные объемы грузоперевозок

1. Фактические и прогнозные объемы грузоперевозок

С 2017 по 2023 год грузоперевозки водным транспортом в Российской Федерации росли в среднем на 1 процент в год, достигнув 884,7 млн. тонн по итогам 2023 года. Основной грузооборот морских портов (более 85 процентов) исторически приходится на 3 бассейна: Азово-Черноморский, Балтийский и Дальневосточный. При этом структура грузовой базы остается стабильной: 44 - 49 процентов приходится на сухие грузы, 51 - 56 процентов - на наливные грузы.

В 2017 - 2023 годах перевалка грузов на внутренних водных путях сокращалась на 1 процент в год и составила к 2023 году 110 млн. тонн. Более 50 процентов всех грузопотоков по внутренним водным путям приходится на Волжско-Камский бассейн, 15 процентов - на Западно-Сибирский и 7 процентов - на Северо-Западный бассейн.

Основой для анализа грузопотоков является Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р. В ходе анализа сопоставление текущего состояния флота с прогнозом грузопотоков и учет прогнозного выбытия (списания) судов позволят определить долгосрочную потребность в грузовых судах.

Согласно прогнозу к 2030 году грузопоток вырастет до 1025 млн. тонн, с экстраполяцией динамики прогнозируется рост до 1200 млн. тонн. Экспортный грузопоток к 2035 году вырастет на 11,6 процента и достигнет 740,55 млн. тонн (по сравнению с 663,35 млн. тонн в 2022 году). Грузопоток сухих грузов увеличится с 325 млн. тонн в 2022 году до 524 млн. тонн в 2035 году. Наибольший прирост обеспечат перевозки грузов следующих категорий: грузопоток зерна вырастет на 31,7 процента - с 36,14 млн. тонн до 47,6 млн. тонн, перевозки угля и кокса увеличатся на 48,7 процента - с 203,61 млн. тонн до 302,81 млн. тонн, а перевозки химических и минеральных удобрений возрастут на 83,4 процента - с 39,94 млн. тонн до 73,25 млн. тонн. Грузопоток наливных грузов снизится с 338 млн. тонн до 217 млн. тонн по причине снижения спроса европейских стран на российскую нефть и газ, а также переориентации части грузопотока на перевозки по Северному морскому пути.

Грузопоток по внутренним водным путям вырастет в 2 раза - с 110 млн. тонн до 215 млн. тонн, в том числе насыпных грузов с 5,5 млн. тонн до 10,8 млн. тонн, наливных грузов с 104 до 204 млн. тонн.

Каботажный грузопоток снизится на 10 процентов - с 68 млн. тонн до 61 млн. тонн, в том числе насыпных грузов с 28 млн. тонн до 27 млн. тонн, наливных грузов с 40 млн. тонн до 34 млн. тонн.

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D