IV. Развитие Дальнего Востока до 2035 года

IV. Развитие Дальнего Востока до 2035 года

Для увеличения вклада Дальнего Востока в экономическое развитие Российской Федерации и стабильного роста населения макрорегиона необходимо обеспечивать темпы экономического роста Дальнего Востока, превышающие среднее значение по Российской Федерации, вплоть до 2035 года.

Этому будет способствовать дальнейшее последовательное и полноформатное применение особого подхода к развитию восточного пространства Российской Федерации. Имея в виду опыт по созданию новаторских механизмов для развития Дальнего Востока и складывающуюся практику по их распространению на другие территории, макрорегион будет являться площадкой для апробации новых решений и технологий для ускорения экономического развития Российской Федерации.

В перспективе до 2035 года Дальний Восток будет развиваться как территория большей экономической свободы для жизни и ведения бизнеса. Для реализации личного экономического потенциала гражданам Российской Федерации будет значительно упрощен доступ не только к земельным участкам, но и к полезным ископаемым, лесным, водным и водно-биологическим ресурсам Дальнего Востока в масштабах, обеспечивающих их неистощительное использование. Система налоговых и иных преференций для ведения бизнеса будет поддерживаться на конкурентоспособном уровне и должна стать лучшей в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Дальний Восток должен стать надежной "гаванью" для российских и иностранных инвестиций, в том числе в особо ценное имущество. Режим специального административного района на острове Русский будет конкурентоспособен в сравнении с ведущими офшорами мира, а на территории г. Владивостока в соответствии с лучшими мировыми стандартами будет создан "фрипорт".

В перспективе до 2035 года на Дальнем Востоке будут развиваться и в приоритетном порядке получать необходимую государственную поддержку на условиях соблюдения требований природоохранного и природоресурсного законодательства отраслевые промышленные кластеры (газохимический, горнорудный, лесопромышленный, рыбопромышленный, агропромышленный кластеры, пищевая промышленность, судо-, авиастроительный, космический, портово-логистический и туристский кластеры).

Газохимический промышленный кластер, сопоставимый по уровню развития с ведущими нефтегазохимическими промышленными кластерами мира, появится в Амурской области. Будут созданы условия для формирования вокруг строящегося Амурского газоперерабатывающего завода и планируемого к созданию Амурского газохимического комплекса пояса малых и средних предприятий, производящих разнообразную продукцию переработки этилена и полипропилена.

Будут наращиваться естественные конкурентные преимущества Дальнего Востока в области развития горной промышленности. Крупные нефтегазовые промышленные кластеры будут развиваться в Республике Саха (Якутия) и Сахалинской области, в том числе за счет активного освоения континентального шельфа Российской Федерации в Охотском море. Угольные промышленные кластеры будут созданы в Амурской области, Забайкальском крае, Республике Саха (Якутия), Сахалинской области, Хабаровском крае и Чукотском автономном округе. Один из крупнейших в мире центров урановой промышленности будет развиваться в Забайкальском крае и Республике Бурятия.

Дальний Восток остается одним из мировых лидеров по добыче золота и алмазного сырья. При этом на территориях Республики Саха (Якутия) и Приморского края будут созданы конкурентоспособные центры по производству бриллиантов и ювелирных изделий. Крупнейший в мире золотомедный промышленный кластер появится в Чукотском автономном округе.

В Российской Федерации будет полностью восстановлена оловорудная промышленность за счет освоения месторождений в Хабаровском крае и Республике Саха (Якутия).

Доля лесопромышленного комплекса в экономике Дальнего Востока увеличится с 1,5 процента до 5 процентов, а доля продукции глубокой переработки в экспорте лесной продукции составит не менее 75 процентов. Крупные целлюлозно-бумажные промышленные кластеры будут созданы в Забайкальском и Хабаровском краях.

Промышленные кластеры в сфере рыбопереработки, обеспечивающие глубокую переработку не менее 65 процентов добываемых в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне водных биологических ресурсов, появятся на территориях Приморского и Камчатского краев, Курильских остров. Реализация отдельных видов рыбной продукции на внутренний рынок и экспорт будет осуществляться без посредников через специализированную рыбную биржу. В исключительной экономической зоне Российской Федерации добыча (вылов) водных биологических ресурсов будет осуществляться только на рыбопромысловых судах отечественного производства.

Крупнейшие промышленные кластеры сельского хозяйства и пищевой промышленности будут созданы в Республике Бурятия, Забайкальском и Приморском краях, Амурской области и Еврейской автономной области. Экологически чистое продовольствие, произведенное на Дальнем Востоке, будет встроено в товарные цепочки Азиатско-Тихоокеанского региона и обеспечивать значительную часть потребности в здоровом питании населения этого крупнейшего региона мира.

Центры авиационной промышленности будут развиваться в Республике Бурятия, Приморском и Хабаровском краях. На Улан-Удэнском, Арсеньевском и Комсомольском-на-Амуре авиационных заводах будет обеспечен выпуск новых видов военных и гражданских самолетов и вертолетов, в том числе полностью обеспечивающих потребность в развитии малой авиации на Дальнем Востоке, а также беспилотных транспортных систем. На полную мощность выйдет судостроительный комплекс "Звезда", который будет предлагать российским и иностранным потребителям широкую линейку специализированных крупнотоннажных судов по конкурентной цене. На Дальнем Востоке будут созданы новые и модернизированы действующие судостроительные мощности в целях обновления крупно-, средне- и малотоннажного рыбопромыслового флота.

На острове Русский в Приморском крае будет создан один из крупнейших в Азиатско-Тихоокеанском регионе инновационный научно-технологический центр, осуществляющий передовые востребованные рынком разработки в области информационно-коммуникационных технологий, Мирового океана и биотехнологий.

На базе космодрома "Восточный" будет создан космический промышленный кластер, обеспечивающий реализацию международных и коммерческих космических программ с участием Российской Федерации и включающий сектор исследований и разработок в области освоения космоса, космического туризма и сервиса. В г. Циолковском будут созданы современная городская среда, социальная и туристская инфраструктура.

В Приморском крае будет построен крупнейший на востоке Российской Федерации портово-логистический комплекс, обслуживающий как российские, так и международные грузы, в том числе идущие транзитом в (из) Китай, Японию и Республику Корея. Морской порт Петропавловск-Камчатский будет развиваться как порт-хаб Северного морского пути, обеспечивающий привлекательные условия транзита контейнерных грузов из стран Северо-Восточной Азии в Европу.

С учетом дальнейшего развития Дальнего Востока и возросшего промышленного потенциала на плановый период до 2035 года будет реализовано масштабное развитие железнодорожной сети на территории региона.

Обеспечение растущих экспортных и транзитных грузопотоков потребует усиления существующих направлений, включая полную электрификацию Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, строительство второго Северомуйского тоннеля, строительство вторых главных путей на однопутных участках, строительство третьих главных путей на особо грузонапряженных участках, а также строительство обхода транспортного узла г. Хабаровска.

Для освоения ресурсной базы будут проработаны и по мере социально-экономического развития реализованы за счет средств заинтересованных инвесторов, в том числе с использованием средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, проекты по строительству новых грузообразующих линий (Могзон - Озерное, Новая Чара - Апсатская, Февральск - Огоджа, Ильинск - Углегорск, Шимановская - Гарь - Февральск, Якутск - Кангалассы и др.).

В увязке с проектами создания стратегических и технологических линий (Нижний Бестях - Магадан, Хабаровск - Самарга, Селихин - Де-Кастри - Ныш с мостовым переходом на Сахалин, Озерное - Новый Уоян, Нижний Бестях - Якутск со строительством железнодорожного моста через р. Лену) будет сформирован новый каркас транспортной сети Дальнего Востока, который существенно улучшит транспортную доступность за счет повышения плотности и разветвленности железнодорожной сети.

Реализация указанных проектов позволит обеспечить увеличение до 1,5 раз к уровню 2025 года провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, что синхронизирует мощность железных дорог с планами развития пропускной способности морских портов Дальнего Востока, в том числе за счет построенного мостового перехода и глубоководного порта на острове Сахалин. Пункты пропуска на Дальнем Востоке будут обеспечивать лучшие в Азиатско-Тихоокеанском регионе условия, касающиеся сроков таможенного оформления грузов.

В целях повышения качества обслуживания пассажиров по мере социально-экономического развития региона будет проработан и реализован проект организации скоростного пассажирского движения Хабаровск - Владивосток.

Для развития объектов железнодорожной инфраструктуры будут проработаны вариантные механизмы определения источников финансирования, включая введение инвестиционных тарифов, предоставления средств государственных институтов развития, Фонда национального благосостояния и др.

Для обеспечения вывоза произведенной на Дальнем Востоке продукции будет увеличена в 1,5 раза к достигнутому уровню 2025 года провозная способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, а также пропускная способность морских портов Дальнего Востока, в том числе за счет построенного мостового перехода и глубоководного порта на острове Сахалин. Пункты пропуска на Дальнем Востоке будут работать в круглосуточном режиме и обеспечивать лучшие в Азиатско-Тихоокеанском регионе условия, касающиеся сроков таможенного оформления грузов.

Новые туристские кластеры будут созданы в каждом из 11 регионов Дальнего Востока. При этом крупнейшие туристские центры будут созданы в Республике Бурятия и Камчатском крае и обеспечивать предоставление сервиса высокого качества.

Всего в экономике Дальнего Востока в перспективе до 2035 года будет создано не менее 450 тыс. новых рабочих мест.

В целях обеспечения комфортных условий для жизни людей в крупнейших городах Дальнего Востока будет запущена программа реновации городской среды, общественных пространств и улично-дорожной сети, предусматривающая в том числе перенос из центров городов крупных промышленных и логистических объектов. Будет осуществляться масштабная поддержка индивидуального жилищного строительства в пригородах и сельских населенных пунктах, строительство инфраструктуры для новых населенных пунктов, созданных в рамках программы "дальневосточный гектар".

Во всех удаленных населенных пунктах на Дальнем Востоке будет обеспечена авиационная доступность и доступ к высокоскоростному интернету, на его основе - доступ к услугам телемедицины и дистанционному образованию.

Развитие социальной, транспортной, инженерной, информационно-коммуникационной инфраструктуры сельских территорий и малых городов с численностью населения до 50 тыс. человек начиная с 2025 года планируется посредством реализации мероприятий планов долгосрочного социально-экономического развития опорных населенных пунктов и прилегающих территорий.