1. Ускорение экономического роста и технологическое развитие Дальнего Востока
В 2018 году валовый региональный продукт Дальнего Востока составил 5,2 трлн. рублей, или 6,1 процента совокупного валового регионального продукта субъектов Российской Федерации.
Высокие темпы роста валового регионального продукта (5 - 6 процентов в год) Дальний Восток демонстрировал в 2010 - 2011 годы, что было связано преимущественно с масштабными государственными инвестициями в инфраструктуру для подготовки саммита в рамках форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество", состоявшегося в 2012 году.
В период 2012 - 2018 годов валовый региональный продукт Дальнего Востока не изменился, то есть в реальном выражении остался на уровне 2011 года. Это связано со значительным снижением инвестиций в указанный период на 26 процентов. Этот тренд переломлен в 2017 году, когда в макрорегионе возобновился инвестиционный рост. Кроме того, в 2012 - 2017 годах произошло значительное снижение добавленной стоимости в строительном секторе Дальнего Востока на 27 процентов, который обладает большим мультипликативным эффектом для местной экономики.
Территории опережающего развития и свободный порт Владивосток только начали вносить вклад в экономическое развитие макрорегиона и не могли в указанный период кардинально изменить этот тренд.
Целью Программы является обеспечение темпов экономического роста и показателей экономического развития Дальнего Востока, превышающих среднее значение по Российской Федерации. Реализация этой цели возможна за счет значительного наращивания частных инвестиций в новые производства с высокой добавленной стоимостью, модернизацию предприятий обрабатывающей промышленности, транспортный и строительный комплекс макрорегиона, государственных инвестиций - в магистральную, трансграничную, обеспечивающую и социальную инфраструктуры за счет значительного наращивания несырьевого экспорта и повышения производительности труда.
Для достижения этих целей необходимо реализовать комплекс мер.
Обеспечение конкурентоспособности условий инвестирования
и ведения бизнеса на Дальнем Востоке
На основе анализа условий ведения бизнеса и лучших практик создания преференциальных режимов для инвесторов разработаны и в 2014 - 2015 годах приняты в формате федеральных законов такие механизмы, как территории опережающего развития на Дальнем Востоке и свободный порт Владивосток.
В 2019 году по результатам сравнительного анализа уже работающих моделей территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток с преференциальными режимами в странах Азиатско-Тихоокеанского региона определено, что преференциальные режимы Дальнего Востока еще достаточно новые (5 лет), в мировом опыте формирование и настройка только нормативной базы занимает до 8 - 10 лет, а эффект от преференциальных режимов наступает минимум после 15 лет с момента их создания.
Для достижения лучших условий инвестирования на Дальнем Востоке и повышения конкурентоспособности территорий опережающего развития необходимо обеспечить:
абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2023 N 2439-р;
сокращение сроков включения новых инвестиционных площадок в границы территорий опережающего развития;
установление дополнительных гарантий сохранения условий предпринимательской деятельности в преференциальных режимах на период реализации инвестиционных проектов, в том числе в части градостроительных, экологических норм и правил, земельно-имущественных и иных отношений;
абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2023 N 2439-р;
доступность финансирования для инвесторов инвестиционных проектов Дальнего Востока посредством механизма льготного финансирования, предоставляемого государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" за счет средств, полученных в результате докапитализации государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" посредством предоставления субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию развития "ВЭБ.РФ" на реализацию приоритетных инвестиционных проектов на территории Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации при условии снижения неиспользованных остатков субсидии, а также средств, полученных в результате возврата основного долга по договорам займа, источником формирования которых является субсидия, до 25 млрд. рублей.
В рамках реализации Программы за счет средств федерального и регионального бюджетов на территориях 11 регионов Дальневосточного федерального округа будет осуществлена поддержка создания инфраструктуры территорий опережающего развития.
Повышение инвестиционной привлекательности ключевых
отраслей экономики
На Дальнем Востоке в целях ускорения экономического роста будут развиваться экспортно ориентированные отрасли экономики, которые могут в том числе обеспечить приток инвестиций, - нефтегазохимия, авиа- и судостроение, сельское хозяйство, лесоперерабатывающая промышленность, рыболовство и аквакультура, логистика, туризм и добыча полезных ископаемых.
Для повышения инвестиционной привлекательности сектора нефтегазохимии предполагаются:
введение механизма преимущественного предоставления в пользование нераспределенных месторождений нефти и газа под инвестиционные обязательства по строительству перерабатывающих мощностей или мощностей по производству сжиженного природного газа;
снятие ограничений на экспорт сжиженного природного газа с одновременным установлением универсальных требований к экспортерам сжиженного природного газа.
Для обеспечения инвестиционной привлекательности сферы добычи полезных ископаемых предусматривается:
повышение уровня геологической изученности территории в целях вовлечения в освоение ресурсного потенциала недр;
завершение изучения перспективных на стратегические виды минерального сырья районов с помощью государственной геологической съемки территории масштаба 1:200000;
предоставление права пользования недрами для добычи золота гражданами Российской Федерации, зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя ("вольный принос");
создание правовой основы для разработки венчурных инструментов финансирования геолого-разведочных работ;
создание правовой основы по вовлечению в освоение полезных ископаемых и полезных компонентов, накопленных в отходах недропользования;
в рамках подпрограммы "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" предусмотрена реализация следующих основных мероприятий:
региональные геолого-геофизические и геолого-съемочные работы, работы специального назначения, государственный мониторинг состояния недр, гидрогеологическая и инженерно-геологическая съемка;
воспроизводство минерально-сырьевой базы углеводородного сырья;
воспроизводство минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых;
воспроизводство минерально-сырьевой базы подземных вод (питьевых и минеральных).
Для повышения инвестиционной привлекательности лесной промышленности планируется:
увеличение с 1 января 2021 г. до 80 процентов размера таможенной пошлины на вывоз необработанной древесины из дальневосточных пород вне тарифной квоты в размере 4 млн. куб. метров, установленной Правилами распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели аянской, пихты белокорой и лиственницы даурской, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в третьи страны, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2017 г. N 1520 "О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в третьи страны";
создание цифрового сервиса "Лесвосток", обеспечивающего публичный доступ к информации о лесных ресурсах, о реализации лесопродукции через биржу и проведении электронных аукционов на право аренды лесных участков, а также позволяющего автоматизировать экономически обоснованный подбор и оценку лесных участков, подготовку проектной документации, предоставляющего актуальную информацию о состоянии лесов, полученную по результатам анализа данных дистанционного зондирования Земли;
введение механизма стимулирования частных инвестиций в строительство лесных дорог.
Для повышения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства предусматривается:
осуществление сбора и обобщения информации о целевом использовании земель сельскохозяйственного назначения на территории Дальневосточного федерального округа в целях последующего вовлечения в оборот неиспользуемых земель для реализации инвестиционных проектов;
создание единой базы данных, позволяющей формировать кластеры из земель разного правового режима для реализации крупных сельскохозяйственных проектов;
реализация комплексного мероприятия, направленного на обеспечение субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, овощной продукцией, которое предусматривает соответствующие меры государственной поддержки, в том числе по созданию и (или) модернизации тепличных хозяйств и мощностей для хранения овощной продукции;
в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия - поддержка сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства, стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования, поддержка инвестиционного кредитования в агропромышленном комплексе.
Для повышения инвестиционной привлекательности рыболовства и аквакультуры планируется:
введение требования к реализации на экспорт отдельных видов рыбной продукции, произведенной на Дальнем Востоке, через электронную биржу;
упрощение порядка и сокращение сроков проведения государственной экологической экспертизы в отношении проектов в области развития аквакультуры;
усовершенствование работы интернет-сервиса "Аквавосток" по предоставлению рыбоводных участков на Дальнем Востоке, в том числе увеличение площади акватории, доступной для предоставления в целях осуществления аквакультуры;
в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса" - стимулирование модернизации существующего и строительство нового рыбопромыслового флота, стимулирование модернизации и строительства объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, объектов хранения рыбной продукции, реконструкция объектов федеральной собственности портовых сооружений рыбных терминалов морских портов, поддержка аквакультуры и товарного осетроводства.
Для повышения инвестиционной привлекательности сектора транспорта и логистики предполагается:
расширение пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей до 210 млн. тонн, а также реализация мероприятий по обеспечению энергоснабжения тяговых подстанций;
введение зонирования морских портов на Дальнем Востоке и механизма передачи неэффективно используемых объектов портовой инфраструктуры новым инвесторам;
введение механизма субсидирования процентной ставки по кредитам, привлеченным на реализацию проектов по локализации производства контейнеров и строительству сухих портов на территории Дальнего Востока;
обеспечение конкурентной стоимости ледокольного сопровождения судов по Северному морскому пути;
расширение использования моторного топлива, качество которого доведено до уровня европейских и лучших мировых стандартов.
Для повышения инвестиционной привлекательности авиа- и судостроения предусматривается:
абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2023 N 2439-р;
создание конкурентоспособных условий для осуществления судоремонтных работ на территории Дальнего Востока, в том числе установление нулевой ставки налога на добавленную стоимость на все виды судоремонта;
введение в действие механизма предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на строительство судов рыбопромыслового флота на верфях Дальневосточного федерального округа, предусмотренных договором о закреплении и предоставлении квоты добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях;
в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения и техники освоения шельфовых месторождений" - предоставление субсидий российским организациям на финансовое обеспечение части затрат, связанных со строительством крупнотоннажных судов, предоставление субсидий российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным для реализации проектов по созданию судостроительных комплексов;
в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" - модернизация и развитие российских мощностей по созданию современного речного флота для внутренних водных путей;
создание с участием федеральных институтов развития региональной авиакомпании, обеспечивающей внутри- и межрегиональные перевозки на Дальнем Востоке на базе воздушных судов российского производства.
Для повышения инвестиционной привлекательности сферы туризма планируется:
введение механизма субсидирования процентной ставки по кредитам, привлеченным на реализацию проектов по строительству новых гостиниц на территории Дальнего Востока;
введение во всех международных аэропортах Дальнего Востока услуги по компенсации физическим лицам - гражданам иностранных государств суммы налога на добавленную стоимость при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (tax free);
приоритетное обеспечение крупных инвестиционных проектов в сфере туризма;
создание условий для регулярного круизного сообщения на Дальнем Востоке на судах под российским флагом.
Будет разработана федеральная туристическая межрегиональная схема территориально-пространственного планирования на территории ключевых федеральных центров туристского притяжения с целью создания комплексного туристского плана регионального развития в Дальневосточном федеральном округе.
В целом для повышения инвестиционной привлекательности сферы обрабатывающей промышленности предполагается введение:
механизма специального налогового вычета на инвестиции в модернизацию обрабатывающих предприятий Дальнего Востока;
целевых налоговых льгот в объеме инвестиций в инфраструктуру для новых производств;
субсидирования процентной ставки по кредитам на реализацию проектов по созданию новых и (или) модернизацию действующих предприятий в целях локализации производства и реализации программ импортозамещения на Дальнем Востоке.
В рамках технологического развития будет сформирована необходимая инфраструктура, в том числе индустриальные (промышленные) парки, промышленные технопарки, имеющие высокую инвестиционную привлекательность.
Реализация указанных мер по повышению инвестиционной привлекательности ключевых отраслей экономики Дальнего Востока будет осуществляться в том числе путем внесения изменений в законодательство Российской Федерации.
Развитие магистральной инфраструктуры и реализация
крупнейших инфраструктурных проектов
Инфраструктурным каркасом экономики Дальнего Востока являются Байкало-Амурская и Транссибирская железнодорожные магистрали, которые обслуживают не только крупнейшие грузообразующие комплексы на территории макрорегиона, но и обеспечивают транспортно-экономические связи других регионов страны с дальневосточными морскими портами и пунктами пропуска на границе с Монголией, Китаем и Корейской Народно-Демократической Республикой.
С 2013 года реализуется масштабная программа модернизации указанных магистралей, на первом этапе которой провозная способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей увеличена до 144 млн. тонн.
Увеличение пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в полтора раза, до 180 млн. тонн в 2024 году (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года").
Также будет проработан проект строительства железнодорожной линии Селихин - Ныш с мостовым переходом через пролив Невельского для обеспечения устойчивой транспортной доступности острова Сахалин. Предпроектные разработки уже ведутся в рамках инвестиционной программы открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
В качестве конкурентного транспортного коридора глобального значения будет развиваться Северный морской путь. Нишей, в которой перевозки по Северному морскому пути в силу значительного сокращения расстояния выгоднее, чем по южному маршруту, является транзит контейнерных грузов между портами Северо-Восточной Азии и Северной Европы.
В целях обеспечения круглогодичного использования Северного морского пути для транзита грузов из Азии в Европу будет создана группировка атомных ледоколов "Лидер", а также установлена конкурентная стоимость ледокольного сопровождения судов. Будет проработан вопрос создания российского оператора контейнерах перевозок по Северному морскому пути и строительства портов - хабов в Камчатском крае и Мурманской области в том числе с участием иностранных инвесторов.
Кроме того, предполагается реализация мероприятий по увеличению мощностей морских портов Дальневосточного бассейна, в том числе строительство специализированного угольного перегрузочного комплекса в бухте Мучке Хабаровского края, реализация мероприятий по развитию транспортного узла "Восточный - Находка".
В связи с наличием в регионе крупнейших железнодорожных артерий крайне назрела необходимость по ликвидации одноуровневых пересечений автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значения и железных дорог.
В рамках реализации Программы в Дальневосточном федеральном округе будет построено и реконструировано 39 путепроводов в местах пересечения железнодорожных путей.
Особое значение для регионов Дальнего Востока имеет развитие авиационного сообщения. Обеспечение транспортной доступности для удаленных и труднодоступных регионов напрямую зависит от состояния и качества авиационной инфраструктуры.
В рамках Программы предусматривается реконструкция 40 аэропортов на Дальнем Востоке.
Отдельные регионы Дальнего Востока (Приморский и Хабаровский края, Амурская область и Еврейская автономная область) граничат с провинцией Хэйлунцзян Китайской Народной Республики, в которой проживает около 40 млн. человек. В связи с этим особое значение приобретает вопрос развития трансграничных проектов и приграничных территорий.
С российской стороны уже начата реализация ряда инфраструктурных проектов в рамках развития транспортных коридоров:
реконструкция пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;
строительство объектов федеральной собственности и энергетической инфраструктуры в большом порту Зарубино.
В свободном порту Владивосток введен круглосуточный режим работы пунктов пропуска, установлены предельные сроки ожидания и таможенного контроля транспортных средств. Местом прибытия транзитных грузов из Китая определены морские порты Зарубино, Посьет, Владивосток, Славянка, Восточный и Находка.
В 2020 году предусматривается введение в эксплуатацию пограничного мостового перехода через реку Амур в районе гг. Благовещенск (Амурская область) и Хэйхэ протяженностью 1,3 километра. В 2021 году будет введен пограничный железнодорожный мостовой переход через реку Амур в районе населенных пунктов Нижнеленинское (Еврейская автономная область) и Тунцзян протяженностью 2,2 километра. В зоне их притяжения с российской стороны будут подготовлены площадки для размещения транспортно-логистических комплексов и объектов туристской индустрии.
Планируется подписание межправительственного соглашения о развитии международных транспортных коридоров "Приморье - 1" и "Приморье - 2", обеспечивающих конкурентные условия транзита грузов из северо-восточных провинций Китая через морские порты, расположенные на территории Приморского края.
В период реализации Программы пройдет согласование схемы развития инфраструктуры международных транспортных коридоров и определение механизмов ее финансирования.
Кроме того, в рамках реализации Программы будет проработан проект строительства новой автомобильной дороги вдоль Амурского залива с выходом на остров Русский, которая позволит сформировать Владивостокскую кольцевую автодорогу.
В целях повышения плотности транспортной инфраструктуры в Чукотском автономном округе планируется строительство ряда автомобильных дорог, в том числе автомобильной дороги Колыма - Омсукчан - Омолон - Анадырь и подъезда к г. Билибино.
В Камчатском крае ожидается завершение реконструкции автомобильной дороги Петропавловск - Камчатский - Мильково, которая является составной частью автодорожного маршрута Петропавловск-Камчатский - Усть-Камчатск, пересекающего всю южную часть полуострова Камчатка.
В Магаданской области планируется начать реконструкцию автомобильной дороги Палатка - Кулу - Нексикан, которая соединяет все золоторудные месторождения Яно-Колымской золоторудной провинции.
Начиная с 2025 года мероприятия по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а также сроки их реализации и объемы финансирования будут определены при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий плановый период при условии наличия источников финансирования указанных мероприятий.
Наряду с транспортной доступностью ключевое значение для Дальнего Востока имеет информационная доступность.
В настоящее время оказывается государственная поддержка операторам связи, оказывающим услуги доступа к сети "Интернет" на территории Чукотского автономного округа.
Будут подключены к сети передачи данных, обеспечивающей доступ к единой сети передачи данных и (или) к сети "Интернет" 6 767 организациям - это фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, государственные (муниципальные) образовательные организации, реализующие программы общего образования и (или) среднего профессионального образования, органы государственной власти, органы местного самоуправления, территориальные избирательные комиссии и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, пожарные части и пожарные посты, участковые пункты полиции, территориальные органы Росгвардии и подразделения (органы) войск национальной гвардии, в том числе в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции, федеральные бюджетные учреждения, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями, государственные и муниципальные организации культуры.
Будут оказаны услуги по подключению 71 объекта телерадиовещания по волоконно-оптическим линиям связи для обеспечения доставки телевизионного контента и создания сети беспроводного широкополосного доступа.
Будет установлено 4484 таксофона для обеспечения телефонной связью и организованы 783 точки доступа для оказания услуг по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и услуг подвижной радиотелефонной связи.
В целях гарантированного обеспечения доступной электроэнергией жителей Дальнего Востока до 2024 года предусматривается разработка и утверждение документов перспективного развития электроэнергетики.
Механизм выравнивания тарифов (цен) на электрическую энергию до среднероссийского уровня в регионах Дальневосточного федерального округа будет продлен до 2028 года.
Планируется внедрение механизма конкурсного отбора инвестиционных проектов на базе долгосрочного рынка мощности.
В целях замещения и вывода из эксплуатации неэффективных объектов генерации электрической и тепловой энергии в рамках нового механизма конкурсного отбора инвестиционных проектов на базе долгосрочного рынка мощности предусматривается обеспечить строительство и модернизацию генерирующих мощностей на Дальнем Востоке. Будут построены и модернизированы Хабаровская ТЭЦ-4, Артемовская ТЭЦ-2, Владивостокская ТЭЦ-2 и Якутская ГРЭС-2 (вторая очередь). Планируется обеспечить переключение нагрузок котельных и иных неэффективных источников тепловой энергии на данные объекты тепловой генерации в радиусе их эффективного теплоснабжения.
В целях обеспечения устойчивого энергоснабжения потребителей, находящихся на территории Чукотского автономного округа, и реализации перспективных инвестиционных проектов Баимской горнорудной площади предусматривается строительство энергоцентра в г. Билибино и 2 одноцепных ВЛ 110 кВ Певек - Билибино, ТЭЦ в г. Певек (замещающей Чаунскую ТЭЦ).
Для целей технологического присоединения угольного месторождения Эльга планируется строительство 2 ВЛ 220 кВ Призейская - Эльгауголь с ПС 220 кВ Эльгауголь.
Для надежного газоснабжения потребителей Хабаровского и Приморского края будет выведен на проектную мощность магистральный газопровод "Сахалин-Хабаровск-Владивосток" - увеличена протяженность линейной части магистрального трубопровода на 352,9 км к 2022 году, к 2023 году построено 32 МВт компримирующих мощностей, увеличена производительность газопровода в 2021 году на 4,01 млрд. куб. метров в год.
Магистральный газопровод "Сила Сибири" введен в промышленную эксплуатацию 2 декабря 2019 г.
Будет введен в эксплуатацию восточный маршрут инвестиционного проекта "Магистральный газопровод "Сила Сибири". Будет увеличена протяженность линейной части магистрального трубопровода - участок от Чаяндинского НГКМ до границы с Китайской Народной Республикой - на 3643,28 км. к 2025 году, построено 1168 МВт компримирующих мощностей к 2024 году, достигнута проектная производительность газопровода в объеме 38 млрд. куб. метров в год к 2024 году.
По участку "Ковыкта-Чаянда" восточного маршрута "Сила Сибири" - увеличена протяженность линейной части магистрального трубопровода к 2025 году на 803,4 км, построено 48 МВт компримирующих мощностей к 2024 году, достигнута проектная производительность газопровода в 2024 году в объеме 24 млрд. куб. метров в год.
Прорабатывается строительство магистрального газопровода "Сила Сибири - 2". Помимо реализации экспортных контрактов с Китаем, выход на проектную мощность газопровода "Сила Сибири" и строительство газопровода "Сила Сибири - 2" позволят решить проблемы газификации регионов Дальневосточного федерального округа, а также привлечь новых инвесторов в развитие Дальнего Востока.
Развитие трансграничной инфраструктуры и конкурентное
таможенное регулирование
Инвестиционные проекты, реализуемые в рамках новых механизмов развития Дальнего Востока, предусматривают в том числе создание производств, ориентированных на экспорт продукции.
В этих условиях критическим фактором конкурентоспособности Дальнего Востока становится пропускная способность трансграничной инфраструктуры (пунктов пропуска), а также скорость и качество работы государственных контрольных органов.
На территории Дальнего Востока установлено 79 пунктов пропуска, из которых функционирует 59. В 2019 году через них перевезено 201 млн. тонн грузов. Большая часть из действующих пунктов пропуска не соответствует установленным нормативам и требует реконструкции.
До 2024 года завершится строительство (обустройство) следующих пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации:
морской пункт пропуска Ванино;
железнодорожный пункт пропуска Нижнеленинское;
инспекционно-досмотровые комплексы в железнодорожных пунктах пропуска Пограничный и Нижнеленинское.
До 2025 года завершится строительство (обустройство) следующих пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации:
воздушный пункт пропуска Петропавловск-Камчатский;
автомобильные пункты пропуска Марково, Кани-Курган, Краскино.
абзацы одиннадцатый - четырнадцатый утратили силу. - Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2023 N 2439-р.
До 2030 года завершится строительство (обустройство) следующих пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации:
железнодорожные пункты пропуска Пограничный и Наушки;
автомобильные пункты пропуска Забайкальск, Турий Рог, Монды, Пограничный, Староцурухайтуйский;
пешеходный пункт пропуска Благовещенск-1;
техническое перевооружение морского пункта пропуска Владивосток.
По оценкам экспертов в рамках режима свободного порта Владивосток в целом удалось сформировать конкурентоспособное таможенное администрирование:
установлен круглосуточный режим работы пунктов пропуска;
реализован механизм "единого окна" для представления в таможенный орган всех документов и сведений (в том числе в электронном виде), необходимых для осуществления таможенного, транспортного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля;
введено электронное декларирование грузов;
установлены предельные сроки осуществления государственного контроля при пропуске транспортных средств, грузов, товаров и животных, а также предельные сроки ожидания начала государственного контроля.
Полноформатно новый режим таможни заработал с 1 октября 2016 г. В целях осуществления оценки конкурентности сформированного таможенного регулирования с участием ведущих объединений предпринимателей Дальнего Востока разрабатывается механизм ежегодной оценки работы таможенных органов в свободном порту Владивосток с представлением результатов такой оценки руководству страны. Начиная с 2021 года будет начат поэтапный переход всех приоритетных пунктов пропуска на территории Дальнего Востока на режим работы, сформированный в соответствии с требованиями законодательства о свободном порте Владивосток.
Поддержка экспорта
В 2019 году объем экспорта из 11 дальневосточных регионов составил 28,83 млрд. долларов США, или 6,8 процента общего объема российского экспорта, из них 7,36 млрд. долларов США (25,5 процента) - несырьевой неэнергетический экспорт. При этом в сравнении с 2013 годом доля несырьевого неэнергетического экспорта в общем объеме дальневосточного экспорта увеличилась более чем в 1,5 раза.
Одна из ключевых задач по формированию на Дальнем Востоке благоприятных условий инвестирования и ведения бизнеса связана с созданием системы вывода дальневосточной продукции на быстро растущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, где потребителем выступает главный экономический класс современной Азии - городской средний класс. На этом направлении Дальний Восток конкурирует не только с национальными азиатскими производителями, но и с европейскими и американскими компаниями, которые давно экспортируют продукцию на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
В целях увеличения дальневосточного экспорта и проактивного продвижения дальневосточной продукции на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона предусматривается реализация следующих функций:
проведение работ акционерным обществом "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики" для продвижения экспорта дальневосточной продукции, в том числе несырьевой;
выстраивание каналов взаимодействия с профильными регулирующими органами в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и развитие новых каналов сбыта продукции и услуг;
аккумулирование и отработка, совместно с заинтересованными сторонами, жалоб экспортеров в целях устранения барьеров, связанных с регулярными и административными процедурами;
создание на территории Дальневосточного федерального округа лабораторно-сертификационного центра для прохождения сертификации российской продукции на соответствие стандартам конкретной страны (со специалистами из этой страны), оформляющего сертификаты соответствия, разрешающие ввоз продукции в зарубежную страну.
В рамках сотрудничества с акционерным обществом "Российский экспортный центр" будет разработан комплексный план по стимулированию и продвижению российского экспорта из регионов Дальневосточного федерального округа, включающий:
оценку экспортного потенциала каждого региона Дальнего Востока на основе анализа ключевых инвестиционных проектов, направленных на увеличение несырьевого экспорта;
оценку новых экспортных ниш для регионов Дальнего Востока и разработку "коробочных" решений для потенциальных экспортеров;
дополнительные меры государственной поддержки экспортно ориентированных предприятий Дальнего Востока, в том числе резидентов территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток;
меры по стимулированию интернет-торговли.
В рамках реализации национального проекта "Международная кооперация и экспорт" до 2024 года будут осуществлены мероприятия по развитию экспортного потенциала промышленной продукции и продукции агропромышленного комплекса.
В рамках федерального проекта "Экспорт продукции АПК" будет осуществлены меры государственной поддержки, предусматривающие предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, входящим в Дальневосточный федеральный округ в период с 2020 по 2023 годы:
стимулирование увеличения производства масличных культур;
реализация мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;
аккредитация ветеринарных лабораторий в национальной системе аккредитации.
Создание инфраструктуры для реализации новых
инвестиционных проектов
Слабое развитие транспортной и энергетической инфраструктуры является одним из основных факторов, сдерживающих реализацию крупных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке.
В ответ на эту проблему в 2015 году разработан и запущен механизм адресной инфраструктурной поддержки инвесторов Дальнего Востока, суть которого заключается в предоставлении средств федерального бюджета на создание инфраструктурных объектов, необходимых для запуска новых производств на территории Дальнего Востока. Средства предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в виде субсидии. При этом инвестор принимает на себя юридические обязательства самостоятельно построить объекты инфраструктуры и запустить новое предприятие в установленные сроки и с установленной мощностью. Построенный объект инфраструктуры остается в собственности инвестора, что не влечет за собой дальнейших бюджетных расходов на его эксплуатацию.
Совокупный объем инвестиций, привлеченных на Дальний Восток с помощью механизма государственной инфраструктурной поддержки, составит 304,9 млрд. рублей. Объекты инфраструктуры в рамках этого механизма будут созданы для 13 инвестиционных проектов.
С учетом позитивных результатов применения указанного механизма на Дальнем Востоке с 2019 года его действие распространено на всю территорию Российской Федерации - соответствующие изменения внесены в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Планируется предоставление иного межбюджетного трансферта Чукотскому автономному округу на мероприятия по организации (по обеспечению) ресурсоснабжения добычи и переработки многокомпонентных комплексных руд, в том числе содержащих цветные и благородные металлы.
В рамках подпрограммы "Туризм" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" софинансирование строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, входящих в состав инвестиционных проектов по созданию туристских кластеров "Амур-Хабаровск" и "Комсомольский" в Хабаровском крае, "Приморье" в Приморском крае и "На Великом Чайном пути" в Республике Бурятия.
Развитие малого и среднего предпринимательства
Условия работы субъектов малого и среднего предпринимательства на Дальнем Востоке тяжелее, чем в центральной части Российской Федерации, за счет более высоких транспортных и энергетических издержек, а также издержек, связанных с наймом работников в районах Крайнего Севера и приравненных к нему территориях. Ввиду низкой конкуренции на финансовом рынке субъектам малого и среднего предпринимательства на Дальнем Востоке затруднен доступ к заемному финансированию, а его рыночная стоимость ввиду других более высоких издержек делает рост бизнеса практически невозможным. В совокупности с высоким уровнем административного давления и экспортными барьерами это обусловливает тенденцию к сокращению количества субъектов малого и среднего предпринимательства в макрорегионе.
Для развития малого и среднего предпринимательства на Дальнем Востоке будет реализован следующий комплекс мер:
абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2023 N 2439-р;
предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации;
абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2023 N 2439-р;
законодательное закрепление права органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления устанавливать преимущество в отношении цены государственного (муниципального) контракта, предлагаемой на торгах субъектами малого и среднего предпринимательства, зарегистрированными в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях;
введение налоговых каникул для самозанятых и индивидуальных предпринимателей (за исключением тарифов страховых взносов во внебюджетные фонды);
разработка и внедрение комплекса дополнительных мер государственной поддержки, в том числе льготного финансирования и лизинга специализированного оборудования;
введение моратория на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства в первые 3 года ведения бизнеса.
Развитие инфраструктуры поддержки
высокотехнологичных проектов
Для поддержки деятельности в сфере промышленности, обеспечивающей производство высокотехнологичной продукции, обладающей высокой конкурентоспособностью, а также для обеспечения глобальной конкурентоспособности условий инвестирования и ведения бизнеса на Дальнем Востоке необходимо сформировать полноценную экосистему развития высокотехнологичного бизнеса, включающую среду для создания и роста инновационных стартапов, механизмы экспертизы и финансирования высокотехнологичных проектов.
В рамках реализации Программы планируется формирование такой экосистемы. В том числе предусматривается создание инновационного научно-технологического центра "Русский" в целях формирования в Дальневосточном федеральном округе научно-технологического центра мирового уровня. Проект направлен на создание условий наращивания интеллектуального потенциала в рамках приоритетных направлений научно-технологического развития Российской Федерации за счет поддержки научных коллабораций (в том числе международных), реализующих прорывные идеи и решения для конкурентоспособных отраслей экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
На территории указанного центра планируется формирование современной инфраструктуры, включая уникальное и дорогостоящее оборудование коллективного пользования, а также создание благоприятных правовых, организационных и прочих условий, необходимых для разработки, отработки (апробации) и опытно-промышленного освоения передовых технологий, материалов и продуктов с целью их последующего ускоренного и упрощенного включения в технологические процессы и производственные цепочки российских компаний.
Объем необходимых инвестиций в создание инновационного научно-технологического центра "Русский", в том числе в строительство и технологическое оснащение объектов инфраструктуры, оценивается в 35,2 млрд. рублей. Для финансирования инвестиционных затрат по проекту планируется привлечение средств федерального бюджета.
В целях разработки принципиально новых технологий для большинства отраслей экономики, создания новой органической электроники, интеллектуальных бионических систем и устройств предусматривается создание на острове Русский уникальной научной установки класса "мегасайенс", ориентированной на изучение структуры биологических систем, в том числе морских, а также их динамики на больших временных отрезках, наблюдение динамики длинноживущих состояний биологических объектов (белки, вирусы, полимерные и биоматериалы). Полученные данные будут использованы при разработке новых технологий, создания новой органической электроники, интеллектуальных бионических систем и устройств.
Для финансовой поддержки высокотехнологичных проектов на Дальнем Востоке в 2018 году создан Дальневосточный фонд развития и внедрения высоких технологий, капитал которого составляет 4,9 млрд. рублей. Приоритетными секторами, получающими поддержку Фонда, являются информационные технологии, образовательные технологии, робототехника, новые производственные технологии, авиация, в том числе развитие беспилотных летательных аппаратов, альтернативная энергетика, медицина и биотехнологии.
Абзацы седьмой - тринадцатый утратили силу. - Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2023 N 2439-р.
На Дальнем Востоке создан венчурный фонд "Восход", который осуществляет инвестиционную деятельность на территории Российской Федерации. Миссией фонда является формирование нового технологического уклада через финансирование, развитие и создание компаний, способных кратно повысить производственную и экономическую эффективность, обеспечить безопасность, социальное благополучие и сохранность окружающей среды в Российской Федерации и мире. Фонд окажет поддержку молодым перспективным командам в Дальневосточном федеральном округе в создании успешных компаний и доведении их научных и технологических разработок до внедрения в коммерческую эксплуатацию.
На Дальнем Востоке также реализуется программа предпринимательского потенциала и деловой активности "Дальневосточный старт" для обучающихся в образовательных организациях высшего образования Дальнего Востока, осуществляется тиражирование проекта "Умный город" в городах Дальнего Востока с приоритетом дальневосточных разработок и координации через единый региональный центр компетенций.