2. Повышение качества жизни на Дальнем Востоке до уровня выше среднероссийского, включая развитие человеческого капитала, кадрового потенциала и формирование комфортной среды для жизни

2. Повышение качества жизни на Дальнем Востоке до уровня
выше среднероссийского, включая развитие человеческого
капитала, кадрового потенциала и формирование
комфортной среды для жизни

По данным опросов жителей Дальнего Востока, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2019 году, одним из ключевых факторов оттока населения из макрорегиона является низкое качество социальной и транспортной инфраструктуры, городской среды.

Качеством и доступностью услуг здравоохранения не удовлетворено 64 процента жителей Дальнего Востока, транспортных услуг - 64 процента, жилья и жилищно-коммунальных услуг - 63 процента, состоянием дел в сфере образования - 48 процентов, физической культуры - 44 процента, культуры - 37 процентов. Именно в этих сферах на Дальнем Востоке наблюдается наибольшее отставание показателей развития от среднероссийского уровня.

Развитие системы здравоохранения

Состояние сферы здравоохранения на Дальнем Востоке характеризуется следующими показателями:

ожидаемая продолжительность жизни при рождении на Дальнем Востоке (70,2 года) ниже среднероссийского показателя (73,3 года);

смертность населения в трудоспособном возрасте на Дальнем Востоке (589,7 случая на 100 тыс. человек) выше среднероссийского уровня (482,2 случая на 100 тыс. населения);

младенческая смертность на Дальнем Востоке (5,4 случая на 1 тыс. детей, родившихся живыми) выше среднероссийского уровня (5,1 случая на 1 тыс. детей, родившихся живыми);

уровень охвата населения профилактическими медицинскими осмотрами и диспансеризацией ниже среднероссийского показателя;

доля медицинских организаций, инфраструктура которых находится в неудовлетворительном состоянии, выше среднероссийского показателя;

уровень износа медицинского оборудования выше среднероссийского уровня;

имеется дефицит медицинских кадров.

Одной из ключевых проблем системы здравоохранения на Дальнем Востоке остается низкий уровень доступности первичной медицинской помощи в удаленных населенных пунктах и специализированной медицинской помощи.

Для развития системы здравоохранения на Дальнем Востоке будет обеспечена доступность для населения первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, диагностических (лабораторных) исследований.

Доступность первичной медико-санитарной помощи планируется обеспечить:

в населенных пунктах с числом жителей менее 100 человек посредством организации предоставления:

первичной медико-санитарной помощи - мобильными медицинскими бригадами, в том числе с использованием передвижных медицинских комплексов не реже 2 раз в год;

первой помощи - домовыми хозяйствами (из расчета не менее одного домохозяйства на каждый населенный пункт);

в населенных пунктах с числом жителей 100 - 300 человек посредством организации:

фельдшерско-акушерских пунктов или фельдшерских здравпунктов - в случае, если расстояние до ближайшей медицинской организации превышает 6 километров;

домовых хозяйств, оказывающих первую помощь, и (или) выездных форм работы - в случае, если расстояние до ближайшей медицинской организации не превышает 6 километров;

в населенных пунктах с числом жителей 301 - 1000 человек посредством организации фельдшерско-акушерских пунктов или фельдшерских здравпунктов в случае отсутствия других медицинских организаций;

в населенных пунктах с числом жителей 1001 - 2000 человек посредством организации:

фельдшерско-акушерских пунктов или фельдшерских здравпунктов - в случае, если расстояние до ближайшей медицинской организации не превышает 6 километров;

центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины) или врачебных амбулаторий - в случае, если расстояние до ближайшей медицинской организации превышает 6 километров;

в населенных пунктах с числом жителей более 2000 человек посредством организации врачебных амбулаторий вне зависимости от расстояния до ближайшей медицинской организации либо структурного подразделения (отделения) медицинской организации, оказывающей первичную врачебную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу.

Доступность специализированной медико-санитарной помощи планируется обеспечить посредством:

сокращения сроков проведения консультаций врачей-специалистов до 14 рабочих дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию, а в случае подозрения на онкологическое заболевание - до 3 рабочих дней;

сокращения сроков проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи до 14 рабочих дней со дня назначения исследований, а в случае подозрения на онкологическое заболевание - до 7 рабочих дней со дня назначения исследований;

сокращения сроков проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи до 14 рабочих дней со дня назначения;

сокращения сроков ожидания оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи до 14 рабочих дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию, а для пациентов с онкологическими заболеваниями - до 7 рабочих дней с момента гистологической верификации опухоли или со дня установления диагноза заболевания (состояния);

сокращения времени доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медициной помощи в экстренной форме до 20 минут с момента ее вызова, которое может быть скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов;

снижения доли объектов здравоохранения, находящихся в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта, не менее чем в 2 раза.

В рамках Программы планируется реализация следующих мероприятий:

до 2024 года включительно:

строительство (реконструкция), приобретение 445 объектов недвижимого имущества, некапитальных строений для размещения медицинских организаций, получивших лицензию на осуществление медицинской деятельности, в том числе 50 из них в рамках планов социального развития центров экономического роста;

строительство (реконструкция) 11 вертолетных (посадочных) площадок;

капитальный ремонт 461 объекта недвижимого имущества, в том числе 23 из них за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и 27 в рамках планов социального развития центров экономического роста;

приобретение 194 единиц медицинского оборудования;

оснащение медицинских организаций 156 передвижными медицинскими комплексами;

обеспечение закупки авиационных работ в объеме 10594 единиц в целях оказания медицинской помощи;

разработка особого порядка оплаты медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями (их структурными подразделениями), расположенными в населенных пунктах с малой численностью и (или) отдаленных населенных пунктах, с учетом социально-экономических факторов и природно-климатических условий конкретного региона;

реализация мероприятия по предоставлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, которые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 г. N 1569 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения", увеличены в 2 раза;

начиная с 2025 года:

строительство (реконструкция) 570 фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий, расположенных в приспособленных помещениях;

строительство (реконструкция) 67 посадочных площадок для санитарной авиации;

капитальный ремонт 188 медицинских организаций;

приобретение 9095 единиц медицинского оборудования и 218 цифровых флюорографов;

обновление парка автомобилей скорой медицинской помощи в количестве 1214 единиц техники.

Создание благоприятных условий для рождения
и воспитания детей

Для сохранения показателя суммарного коэффициента рождаемости выше среднероссийского уровня до 2024 года будут реализованы следующие мероприятия:

создание 12343 дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в дошкольных образовательных организациях, в том числе 440 мест за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и 710 мест в рамках планов социального развития центров экономического роста;

капитальный ремонт 19 дошкольных образовательных организаций, в том числе 9 таких организаций за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и 10 в рамках планов социального развития центров экономического роста;

ремонт дошкольной образовательной организации за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги";

ремонт и оснащение оборудованием 8 дошкольных образовательных организаций за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги";

дополнительные меры поддержки рождаемости (доплата 30 процентов к материнскому капиталу, единовременная выплата при рождении первого ребенка в размере 2 региональных прожиточных минимумов для детей, предоставление ипотеки семьям с детьми под 5 процентов годовых для приобретения жилья на первичном рынке, в сельских населенных пунктах и на вторичном рынке).

Развитие системы образования и науки

Для системы образования Дальнего Востока характерны низкий уровень обеспеченности инфраструктурой и ее высокий износ. Доля школ, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в Российской Федерации составляет 11,4 процента, в Дальневосточном федеральном округе - 31,1 процента, в том числе в Амурской области - 17 процентов, в Республике Бурятия - 18,3 процента, в Сахалинской области - 34,2 процента, в Забайкальском крае - 35,7 процента, в Республике Саха (Якутия) - 34,1 процента и Магаданской области - 50 процентов.

Абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2023 N 2439-р.

Для повышения качества общего образования и науки будет обеспечено:

увеличение доли выпускников образовательных организаций, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, трудоустроившихся в течение одного года после завершения обучения, в общей численности таких выпускников до 70 процентов;

увеличение до 60 процентов доли выпускников образовательных организаций, трудоустроившихся в следующем году после выпуска, в общей численности выпускников образовательных организаций, обучавшихся по образовательным программам высшего образования и не продолживших обучение на следующем уровне высшего образования;

абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2023 N 2439-р;

снижение доли объектов образования, находящихся в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта, не менее чем в 2 раза.

Для обеспечения доступности качественного общего образования и среднего профессионального образования, повышения конкурентоспособности федеральных университетов, расположенных на территории Дальнего Востока, предполагается выполнение следующих мероприятий:

до 2024 года включительно:

абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2023 N 2439-р;

капитальный ремонт 466 общеобразовательных организаций, в том числе 80 образовательных организаций в рамках планов социального развития центров экономического роста и 14 за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги";

оснащение 48 общеобразовательных организаций пищеблоками;

благоустройство 303 зданий государственных и муниципальных общеобразовательных организаций в целях соблюдения требований к воздушно-тепловому режиму, водоснабжению и канализации;

капитальный ремонт 56 профессиональных образовательных организаций;

оснащение 64 образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования;

реализация мероприятий по предоставлению увеличенных в 2 раза компенсационных выплат учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек;

создание 10 центров выявления и поддержки одаренных детей;

создание 11 центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников;

создание 40 центров цифрового образования "IT-куб";

создание 11 центров опережающей профессиональной подготовки;

реализация 3 лучших практик в сфере добровольчества (волонтерства), отобранных по итогам Всероссийского конкурса лучших региональных практик поддержки волонтерства "Регион добрых дел";

обновление материально-технической базы в 49 организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам;

создание 1837 центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах;

создание 66001 нового места в общеобразовательных организациях, в том числе расположенных в сельской местности и поселках городского типа, из них 6273 места в рамках планов социального развития центров экономического роста;

обновление материально-технической базы для организации учебно-исследовательской, научно-практической, творческой деятельности, занятий физической культурой и спортом в 608 образовательных организациях;

создание на базе общеобразовательных организаций 44 детских технопарков "Кванториум", в том числе 3 за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги";

создание 2 ключевых центров развития детей;

создание 163668 новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей;

обеспечение 2360 общеобразовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды;

строительство студенческого общежития N 1 федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Бурятский государственный университет";

строительство оптических инструментов на территории геофизической обсерватории Института солнечно-земной физики Сибирского отделения Российской академии наук;

строительство радиогелиографа на территории радиоастрофизической обсерватории Института солнечно-земной физики Сибирского отделения Российской академии наук;

проектирование и строительство объекта "Солнечный телескоп-коронограф" - Республика Бурятия, Тункинский район, пос. Монды, территория Саянской солнечной обсерватории Института солнечно-земной физики Сибирского отделения Российской академии наук;

строительство 2 новых современных научно-исследовательских судов неограниченного района плавания;

оснащение 5 профессиональных образовательных организаций современным оборудованием в рамках планов социального развития центров экономического роста;

строительство круглогодичного центра отдыха и оздоровления детей в возрасте от 7 до 17 лет на условиях государственно-частного партнерства;

строительство 9 круглогодичных центров отдыха и оздоровления детей в возрасте от 7 до 17 лет на условиях государственно-частного партнерства;

дополнительная поддержка программы развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Всероссийский детский центр "Океан";

строительство второй очереди кампуса федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Дальневосточный федеральный университет" в составе общежитий гостиничного типа для студентов на 6 тыс. мест с объектами спортивной и социальной инфраструктуры, специализированного учебно-научного центра для одаренных детей и научной библиотекой на 2,3 млн. томов;

создание (обновление) материально-технической базы в 108 образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования;

участие федеральных университетов в реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации";

поддержка программ развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Дальневосточный федеральный университет" и федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова";

поддержка проектной деятельности молодых исследователей на Дальнем Востоке;

строительство учебно-лабораторного корпуса с виварием медицинского института федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова" (2027 год);

строительство учебно-тренировочного полигона учебного центра профессиональных квалификаций за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги";

строительство учебного корпуса детской железной дороги за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги";

строительство учебного корпуса учебного центра профессиональных квалификаций за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги";

строительство здания учебного центра за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги";

строительство (реконструкция), капитальный ремонт детских оздоровительных лагерей за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги";

модернизация корпуса учебного центра за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги";

модернизация инфраструктуры детской железной дороги за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги";

модернизация инфраструктуры учебного центра профессиональных квалификаций за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги";

строительство (реконструкция) общеобразовательной организации за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги";

создание межвузовского кампуса в г. Хабаровске на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тихоокеанский государственный университет";

создание кампуса "СахалинTech" на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Сахалинский государственный университет", г. Южно-Сахалинск;

начиная с 2025 года:

капитальный ремонт 834 общеобразовательных организаций;

капитальный ремонт 138 профессиональных образовательных организаций;

оснащение 59 профессиональных образовательных организаций.

Развитие сферы культуры

Основными проблемами в сфере культуры на Дальнем Востоке являются:

недостаточное количество и разнообразие учреждений культуры для обеспечения потребностей граждан в культурных благах;

высокая доля учреждений культуры, здания которых находятся в неудовлетворительном состоянии;

низкий уровень обеспеченности учреждений культуры квалифицированными кадрами.

Для развития сферы культуры будет обеспечена доступность следующих организаций культуры:

в сельском населенном пункте с численностью менее 500 человек - передвижные многофункциональные культурные центры (автоклубы);

в сельском населенном пункте с численностью населения от 500 человек - дом культуры;

в сельском населенном пункте с численностью населения от 1 тыс. человек - библиотека с детским отделением;

в сельском населенном пункте с численностью населения от 3 тыс. человек - кинозал;

в городском населенном пункте с численностью населения от 10 тыс. человек - дом культуры, библиотека, кинозал, музей;

в городском населенном пункте с численностью населения от 30 тыс. человек - парк культуры и отдыха.

Для развития указанной сферы предполагается обеспечить снижение доли объектов культуры, находящихся в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта, не менее чем в 2 раза.

Предусматривается выполнение следующих мероприятий:

до 2024 года включительно:

строительство (реконструкция), капитальный ремонт 496 учреждений культуры и образовательных учреждений в сфере культуры, в том числе 20 учреждений в рамках планов социального развития центров экономического роста и 10 учреждений за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги";

создание 124 виртуальных концертных залов и модельных библиотек;

приобретение и оснащение оборудованием учреждений культуры;

предоставление субсидий на подготовку и проведение празднования на федеральном уровне памятных дат субъектов Российской Федерации, на поддержку творческой деятельности и укрепление материально-технической базы учреждений культуры;

предоставление субсидий на поддержку творческой деятельности и укрепление материально-технической базы театров малых городов и детских театров в количестве 89 единиц;

организация 102 гастролей (выставок) региональных творческих коллективов на территории Дальнего Востока;

организация 50 международных (всероссийских, региональных) фестивалей и творческих проектов, реализуемых на территории Дальнего Востока;

организация культурно-просветительских программ на территории Дальнего Востока для школьников, проживающих в удаленных населенных пунктах Дальнего Востока;

начиная с 2025 года:

строительство (реконструкция), капитальный ремонт 150 учреждений культуры;

организация культурно-просветительских программ на территории Дальнего Востока для школьников, проживающих в удаленных населенных пунктах Дальнего Востока.

Развитие сферы физической культуры и спорта

Для всех регионов Дальнего Востока характеры следующие проблемы в сфере развития физической культуры и спорта:

низкий уровень доступности спортивных объектов для регулярных занятий физической культурой и спортом, что связано с недостатком спортивных сооружений и с неудовлетворительным состоянием существующих объектов;

низкий уровень обеспеченности учреждений спорта квалифицированными кадрами;

отсутствие развитой системы детско-юношеских спортивных школ и спортивных школ подготовки олимпийского резерва;

недостаток объектов спорта высших достижений для подготовки национальных сборных команд Российской Федерации, проведения межрегиональных, всероссийских и международных соревнований.

Для развития указанной сферы и доступности занятий физической культурой и спортом, услуг физкультурно-спортивных организаций предполагается обеспечить:

в населенных пунктах с численностью населения от 50 до 500 человек - наличие спортивной площадки (игровой спортивной площадки и (или) уличных тренажеров, турников);

в населенных пунктах с численностью населения от 500 до 1000 человек - наличие плоскостных спортивных сооружений, включающих игровую спортивную площадку и (или) футбольное поле, уличные тренажеры и иное спортивное оборудование, позволяющее проводить подготовку и сдачу нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);

в населенных пунктах с численностью населения от 1000 до 5000 человек - наличие универсальных спортивных залов;

в населенных пунктах с численностью населения от 5000 до 10000 человек - наличие стадиона;

в населенных пунктах с численностью населения от 10000 человек - наличие бассейна;

наличие детско-юношеских спортивных школ, спортивных школ олимпийского резерва, реализующих программы спортивной подготовки, из расчета одно учреждение на 18 тыс. человек;

наличие спортивных тренеров и инструкторов для занятий физической культурой и спортом из расчета 16 человек на 10 тыс. населения;

снижение доли объектов спорта, находящихся в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта, не менее чем в 2 раза.

Кроме того, предусматривается выполнение следующих мероприятий:

до 2024 года включительно:

строительство (реконструкция) 165 спортивных сооружений, в том числе 4 за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и 67 в рамках планов социального развития центров экономического роста;

капитальный ремонт и оснащение отечественным спортивным оборудованием (инвентарем) 52 спортивных сооружений, в том числе 6 за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и 46 в рамках планов социального развития центров экономического роста;

осуществление единовременных компенсационных выплат работникам физической культуры и спорта, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек;

субсидирование участия региональных спортивных сборных команд в 169 межрегиональных и всероссийских спортивных соревнованиях;

софинансирование 12 межрегиональных спортивных мероприятий на территории Дальнего Востока;

приобретение отечественного спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние и создания малых спортивных форм на базе центров тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);

начиная с 2025 года:

строительство (реконструкция) 269 спортивных сооружений;

капитальный ремонт и оснащение отечественным спортивным оборудованием (инвентарем) 179 спортивных сооружений;

осуществление единовременных компенсационных выплат работникам физической культуры и спорта, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек;

субсидирование участия региональных спортивных сборных команд в 1000 межрегиональных и всероссийских спортивных соревнованиях.

При этом реализация мероприятий по субсидированию участия региональных спортивных сборных команд и софинансированию межрегиональных спортивных мероприятий на территории Дальнего Востока будут осуществляться с учетом перечня официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, подлежащих обязательному ежегодному включению в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также в планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 2390-р, и периодичности проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий, установленной Министерством спорта Российской Федерации.

Строительство жилья и формирование комфортной
среды для проживания

К основным проблемам в жилищной сфере на Дальнем Востоке относятся:

низкий уровень обеспеченности качественным и доступным жильем;

высокая доля аварийного, ветхого и неблагоустроенного жилья;

низкий уровень благоустройства жилищного фонда;

низкие темпы ввода нового жилья;

низкая доступность жилья, в том числе для молодых семей и семей с детьми, поскольку количество лет для накопления на стандартную квартиру с учетом прожиточного минимума составляет от 5,9 до 10,5 года, что выше среднероссийского уровня (6,4 года);

высокая стоимость жилищно-коммунальных услуг;

недостаточная обеспеченность общественными и рекреационными пространствами, невысокое качество среды проживания в населенных пунктах, низкий уровень освещения населенных пунктов.

Для улучшения жилищных условий населения Дальнего Востока планируется:

предоставление ипотечных (жилищных) кредитов под 2 процента годовых для молодых семей и участников программы "Дальневосточный гектар" (программа "Дальневосточная ипотека"), ипотечных (жилищных) кредитов (займов) под 5 процентов годовых для граждан, имеющих детей, а также предоставление ипотечных кредитов для приобретения жилья на сельских территориях под процентную ставку от 0,1 до 3 процентов;

увеличение объема жилищного строительства в 1,6 раза - до 3,6 млн. кв. метров в год;

сокращение количества непригодных для проживания жилых помещений, а также многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащих сносу или реконструкции, в 3,5 раза. Расселение 1,841 млн. кв. метров такого жилья;

благоустройство, повышение уровня обеспеченности общественными и рекреационными пространствами, создание нового облика дальневосточных городов;

реализация проектов деревянного домостроения;

реализация мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства;

строительство (реконструкция) 6 объектов социальной защиты.

Обеспечение транспортной доступности

На Дальнем Востоке 1265 населенных пунктов не имеют круглогодичной связи по автомобильным дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования.

Состояние автомобильных дорог не обеспечивает безопасные условия транспортного движения на 20 процентах их общей протяженности. Это одна из основных причин высокой смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий (смертность в результате дорожно-транспортных происшествий превышает среднероссийское значение в 1,3 раза, при этом 70 процентов дорожно-транспортных происшествий и 45 процентов числа лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, фиксируется на автомобильных дорогах местного значения).

Автомобильные дороги с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации составляет 70,3 процента, в Дальневосточном федеральном округе - 66,3 процента, из них с усовершенствованным покрытием - 62,2 процента и 36,7 процента соответственно.

При этом уровень развития авиационной инфраструктуры не обеспечивает потребность всех удаленных населенных пунктов в круглогодичном транспортном сообщении.

Задачами Программы являются:

обеспечение транспортной доступности 1265 населенных пунктов, не имеющих связи по автомобильным дорогам с твердым покрытием или с переходным типом покрытия с сетью дорог общего пользования региона;

увеличение доли автомобильных дорог регионального и местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, не менее чем до 50,9 процента и 55 процентов соответственно;

приведение в нормативное состояние, соответствующее нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, улично-дорожной сети в населенных пунктах с численностью населения свыше 20 тыс. человек (35 населенных пунктов) до 85 процентов их общей протяженности;

увеличение доли взлетно-посадочных полос и посадочных площадок, соответствующих нормативным требованиям, до 80 процентов их общего количества;

расширение магистральных, межрегиональных и местных авиационных маршрутов;

увеличение объемов субсидирования магистральных, региональных и местных пассажирских авиаперевозок на 100 процентов потребности.

Для решения указанных задач предусматривается выполнение следующих мероприятий:

до 2024 года включительно:

приведение в состояние, соответствующее нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, 2,5 тыс. километров улично-дорожной сети в 35 населенных пунктах;

приведение в состояние, соответствующее нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, 4,6 тыс. километров улично-дорожной сети в 12 агломерациях;

приведение в состояние, соответствующее нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, 23,8 тыс. километров региональных дорог;

абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2023 N 2439-р;

увеличение начиная с 2021 года до 100 процентов отчислений от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей в бюджеты субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;

обеспечение ценовой доступности авиационного сообщения на магистральных и региональных маршрутах;

утверждение программы субсидирования местных воздушных авиаперевозок с общим объемом софинансирования из федерального бюджета в размере 50 процентов общей потребности;

создание Дальневосточной региональной авиакомпании;

начиная с 2025 года:

приведение 10,1 тыс. километров автомобильных дорог местного значения в состояние, соответствующее нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям;

обеспечение транспортной доступности для 78 населенных пунктов, не имеющих связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования региона;

реконструкция объектов в 33 аэропортовых комплексах;

восстановление 209 посадочных площадок.

Развитие программы "Дальневосточный гектар"

Программа "Дальневосточный гектар" запущена в 2016 году в целях повышения экономической свободы граждан Российской Федерации через упрощение их доступа к земельным участкам для осуществления любой хозяйственной деятельности.

В целях дальнейшего развития программы "Дальневосточный гектар" будут реализованы следующие мероприятия:

до 2024 года включительно:

предоставление ипотеки под 2 процента годовых для участников программы "Дальневосточный гектар" на строительство индивидуального жилого дома ("Дальневосточная ипотека");

грантовая поддержка гражданам, получившим земельный участок по программе "Дальневосточный гектар", на создание и развитие крестьянско-фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств (в рамках государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия");

начиная с 2025 года - строительство объектов инфраструктуры для 25 населенных пунктов, сформированных на основе земельных участков, полученных гражданами по программе "Дальневосточный гектар".