2. Повышение качества жизни на Дальнем Востоке до уровня выше среднероссийского, включая развитие человеческого капитала, кадрового потенциала и формирование комфортной среды для жизни
2. Повышение качества жизни на Дальнем Востоке до уровня
выше среднероссийского, включая развитие человеческого
капитала, кадрового потенциала и формирование
комфортной среды для жизни
По данным опросов жителей Дальнего Востока, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2019 году, одним из ключевых факторов оттока населения из макрорегиона является низкое качество социальной и транспортной инфраструктуры, городской среды.
Качеством и доступностью услуг здравоохранения не удовлетворено 64 процента жителей Дальнего Востока, транспортных услуг - 64 процента, жилья и жилищно-коммунальных услуг - 63 процента, состоянием дел в сфере образования - 48 процентов, физической культуры - 44 процента, культуры - 37 процентов. Именно в этих сферах на Дальнем Востоке наблюдается наибольшее отставание показателей развития от среднероссийского уровня.
Развитие системы здравоохранения
Состояние сферы здравоохранения на Дальнем Востоке характеризуется следующими показателями:
ожидаемая продолжительность жизни при рождении на Дальнем Востоке (70,2 года) ниже среднероссийского показателя (73,3 года);
смертность населения в трудоспособном возрасте на Дальнем Востоке (589,7 случая на 100 тыс. человек) выше среднероссийского уровня (482,2 случая на 100 тыс. населения);
младенческая смертность на Дальнем Востоке (5,4 случая на 1 тыс. детей, родившихся живыми) выше среднероссийского уровня (5,1 случая на 1 тыс. детей, родившихся живыми);
уровень охвата населения профилактическими медицинскими осмотрами и диспансеризацией ниже среднероссийского показателя;
доля медицинских организаций, инфраструктура которых находится в неудовлетворительном состоянии, выше среднероссийского показателя;
уровень износа медицинского оборудования выше среднероссийского уровня;
имеется дефицит медицинских кадров.
Одной из ключевых проблем системы здравоохранения на Дальнем Востоке остается низкий уровень доступности первичной медицинской помощи в удаленных населенных пунктах и специализированной медицинской помощи.
Для развития системы здравоохранения на Дальнем Востоке будет обеспечена доступность для населения первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, диагностических (лабораторных) исследований.
Доступность первичной медико-санитарной помощи планируется обеспечить:
в населенных пунктах с числом жителей менее 100 человек посредством организации предоставления:
первичной медико-санитарной помощи - мобильными медицинскими бригадами, в том числе с использованием передвижных медицинских комплексов не реже 2 раз в год;
первой помощи - домовыми хозяйствами (из расчета не менее одного домохозяйства на каждый населенный пункт);
в населенных пунктах с числом жителей 100 - 300 человек посредством организации:
фельдшерско-акушерских пунктов или фельдшерских здравпунктов - в случае, если расстояние до ближайшей медицинской организации превышает 6 километров;
домовых хозяйств, оказывающих первую помощь, и (или) выездных форм работы - в случае, если расстояние до ближайшей медицинской организации не превышает 6 километров;
в населенных пунктах с числом жителей 301 - 1000 человек посредством организации фельдшерско-акушерских пунктов или фельдшерских здравпунктов в случае отсутствия других медицинских организаций;
в населенных пунктах с числом жителей 1001 - 2000 человек посредством организации:
фельдшерско-акушерских пунктов или фельдшерских здравпунктов - в случае, если расстояние до ближайшей медицинской организации не превышает 6 километров;
центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины) или врачебных амбулаторий - в случае, если расстояние до ближайшей медицинской организации превышает 6 километров;
в населенных пунктах с числом жителей более 2000 человек посредством организации врачебных амбулаторий вне зависимости от расстояния до ближайшей медицинской организации либо структурного подразделения (отделения) медицинской организации, оказывающей первичную врачебную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу.
Доступность специализированной медико-санитарной помощи планируется обеспечить посредством:
сокращения сроков проведения консультаций врачей-специалистов до 14 рабочих дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию, а в случае подозрения на онкологическое заболевание - до 3 рабочих дней;
сокращения сроков проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи до 14 рабочих дней со дня назначения исследований, а в случае подозрения на онкологическое заболевание - до 7 рабочих дней со дня назначения исследований;
сокращения сроков проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи до 14 рабочих дней со дня назначения;
сокращения сроков ожидания оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи до 14 рабочих дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию, а для пациентов с онкологическими заболеваниями - до 7 рабочих дней с момента гистологической верификации опухоли или со дня установления диагноза заболевания (состояния);
сокращения времени доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медициной помощи в экстренной форме до 20 минут с момента ее вызова, которое может быть скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов;
снижения доли объектов здравоохранения, находящихся в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта, не менее чем в 2 раза.
В рамках Программы планируется реализация следующих мероприятий:
до 2024 года включительно:
строительство (реконструкция), приобретение 445 объектов недвижимого имущества, некапитальных строений для размещения медицинских организаций, получивших лицензию на осуществление медицинской деятельности, в том числе 50 из них в рамках планов социального развития центров экономического роста;
строительство (реконструкция) 11 вертолетных (посадочных) площадок;
капитальный ремонт 461 объекта недвижимого имущества, в том числе 23 из них за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и 27 в рамках планов социального развития центров экономического роста;
приобретение 194 единиц медицинского оборудования;
оснащение медицинских организаций 156 передвижными медицинскими комплексами;
обеспечение закупки авиационных работ в объеме 10594 единиц в целях оказания медицинской помощи;
разработка особого порядка оплаты медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями (их структурными подразделениями), расположенными в населенных пунктах с малой численностью и (или) отдаленных населенных пунктах, с учетом социально-экономических факторов и природно-климатических условий конкретного региона;
реализация мероприятия по предоставлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, которые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 г. N 1569 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения", увеличены в 2 раза;
начиная с 2025 года:
строительство (реконструкция) 570 фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий, расположенных в приспособленных помещениях;
строительство (реконструкция) 67 посадочных площадок для санитарной авиации;
капитальный ремонт 188 медицинских организаций;
приобретение 9095 единиц медицинского оборудования и 218 цифровых флюорографов;
обновление парка автомобилей скорой медицинской помощи в количестве 1214 единиц техники.
Создание благоприятных условий для рождения
и воспитания детей
Для сохранения показателя суммарного коэффициента рождаемости выше среднероссийского уровня до 2024 года будут реализованы следующие мероприятия:
создание 12343 дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в дошкольных образовательных организациях, в том числе 440 мест за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и 710 мест в рамках планов социального развития центров экономического роста;
капитальный ремонт 19 дошкольных образовательных организаций, в том числе 9 таких организаций за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и 10 в рамках планов социального развития центров экономического роста;
ремонт дошкольной образовательной организации за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
ремонт и оснащение оборудованием 8 дошкольных образовательных организаций за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
дополнительные меры поддержки рождаемости (доплата 30 процентов к материнскому капиталу, единовременная выплата при рождении первого ребенка в размере 2 региональных прожиточных минимумов для детей, предоставление ипотеки семьям с детьми под 5 процентов годовых для приобретения жилья на первичном рынке, в сельских населенных пунктах и на вторичном рынке).
Развитие системы образования и науки
Для системы образования Дальнего Востока характерны низкий уровень обеспеченности инфраструктурой и ее высокий износ. Доля школ, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в Российской Федерации составляет 11,4 процента, в Дальневосточном федеральном округе - 31,1 процента, в том числе в Амурской области - 17 процентов, в Республике Бурятия - 18,3 процента, в Сахалинской области - 34,2 процента, в Забайкальском крае - 35,7 процента, в Республике Саха (Якутия) - 34,1 процента и Магаданской области - 50 процентов.
Абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2023 N 2439-р.
Для повышения качества общего образования и науки будет обеспечено:
увеличение доли выпускников образовательных организаций, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, трудоустроившихся в течение одного года после завершения обучения, в общей численности таких выпускников до 70 процентов;
увеличение до 60 процентов доли выпускников образовательных организаций, трудоустроившихся в следующем году после выпуска, в общей численности выпускников образовательных организаций, обучавшихся по образовательным программам высшего образования и не продолживших обучение на следующем уровне высшего образования;
абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2023 N 2439-р;
снижение доли объектов образования, находящихся в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта, не менее чем в 2 раза.
Для обеспечения доступности качественного общего образования и среднего профессионального образования, повышения конкурентоспособности федеральных университетов, расположенных на территории Дальнего Востока, предполагается выполнение следующих мероприятий:
до 2024 года включительно:
абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2023 N 2439-р;
капитальный ремонт 466 общеобразовательных организаций, в том числе 80 образовательных организаций в рамках планов социального развития центров экономического роста и 14 за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
оснащение 48 общеобразовательных организаций пищеблоками;
благоустройство 303 зданий государственных и муниципальных общеобразовательных организаций в целях соблюдения требований к воздушно-тепловому режиму, водоснабжению и канализации;
капитальный ремонт 56 профессиональных образовательных организаций;
оснащение 64 образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования;
реализация мероприятий по предоставлению увеличенных в 2 раза компенсационных выплат учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек;
создание 10 центров выявления и поддержки одаренных детей;
создание 11 центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников;
создание 40 центров цифрового образования "IT-куб";
создание 11 центров опережающей профессиональной подготовки;
реализация 3 лучших практик в сфере добровольчества (волонтерства), отобранных по итогам Всероссийского конкурса лучших региональных практик поддержки волонтерства "Регион добрых дел";
обновление материально-технической базы в 49 организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам;
создание 1837 центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах;
создание 66001 нового места в общеобразовательных организациях, в том числе расположенных в сельской местности и поселках городского типа, из них 6273 места в рамках планов социального развития центров экономического роста;
обновление материально-технической базы для организации учебно-исследовательской, научно-практической, творческой деятельности, занятий физической культурой и спортом в 608 образовательных организациях;
создание на базе общеобразовательных организаций 44 детских технопарков "Кванториум", в том числе 3 за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
создание 2 ключевых центров развития детей;
создание 163668 новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей;
обеспечение 2360 общеобразовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды;
строительство студенческого общежития N 1 федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Бурятский государственный университет";
строительство оптических инструментов на территории геофизической обсерватории Института солнечно-земной физики Сибирского отделения Российской академии наук;
строительство радиогелиографа на территории радиоастрофизической обсерватории Института солнечно-земной физики Сибирского отделения Российской академии наук;
проектирование и строительство объекта "Солнечный телескоп-коронограф" - Республика Бурятия, Тункинский район, пос. Монды, территория Саянской солнечной обсерватории Института солнечно-земной физики Сибирского отделения Российской академии наук;
строительство 2 новых современных научно-исследовательских судов неограниченного района плавания;
оснащение 5 профессиональных образовательных организаций современным оборудованием в рамках планов социального развития центров экономического роста;
строительство круглогодичного центра отдыха и оздоровления детей в возрасте от 7 до 17 лет на условиях государственно-частного партнерства;
строительство 9 круглогодичных центров отдыха и оздоровления детей в возрасте от 7 до 17 лет на условиях государственно-частного партнерства;
дополнительная поддержка программы развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Всероссийский детский центр "Океан";
строительство второй очереди кампуса федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Дальневосточный федеральный университет" в составе общежитий гостиничного типа для студентов на 6 тыс. мест с объектами спортивной и социальной инфраструктуры, специализированного учебно-научного центра для одаренных детей и научной библиотекой на 2,3 млн. томов;
создание (обновление) материально-технической базы в 108 образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования;
участие федеральных университетов в реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации";
поддержка программ развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Дальневосточный федеральный университет" и федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова";
поддержка проектной деятельности молодых исследователей на Дальнем Востоке;
строительство учебно-лабораторного корпуса с виварием медицинского института федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова" (2027 год);
строительство учебно-тренировочного полигона учебного центра профессиональных квалификаций за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
строительство учебного корпуса детской железной дороги за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
строительство учебного корпуса учебного центра профессиональных квалификаций за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
строительство здания учебного центра за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
строительство (реконструкция), капитальный ремонт детских оздоровительных лагерей за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
модернизация корпуса учебного центра за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
модернизация инфраструктуры детской железной дороги за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
модернизация инфраструктуры учебного центра профессиональных квалификаций за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
строительство (реконструкция) общеобразовательной организации за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
создание межвузовского кампуса в г. Хабаровске на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тихоокеанский государственный университет";
создание кампуса "СахалинTech" на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Сахалинский государственный университет", г. Южно-Сахалинск;
начиная с 2025 года:
капитальный ремонт 834 общеобразовательных организаций;
капитальный ремонт 138 профессиональных образовательных организаций;
оснащение 59 профессиональных образовательных организаций.
Развитие сферы культуры
Основными проблемами в сфере культуры на Дальнем Востоке являются:
недостаточное количество и разнообразие учреждений культуры для обеспечения потребностей граждан в культурных благах;
высокая доля учреждений культуры, здания которых находятся в неудовлетворительном состоянии;
низкий уровень обеспеченности учреждений культуры квалифицированными кадрами.
Для развития сферы культуры будет обеспечена доступность следующих организаций культуры:
в сельском населенном пункте с численностью менее 500 человек - передвижные многофункциональные культурные центры (автоклубы);
в сельском населенном пункте с численностью населения от 500 человек - дом культуры;
в сельском населенном пункте с численностью населения от 1 тыс. человек - библиотека с детским отделением;
в сельском населенном пункте с численностью населения от 3 тыс. человек - кинозал;
в городском населенном пункте с численностью населения от 10 тыс. человек - дом культуры, библиотека, кинозал, музей;
в городском населенном пункте с численностью населения от 30 тыс. человек - парк культуры и отдыха.
Для развития указанной сферы предполагается обеспечить снижение доли объектов культуры, находящихся в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта, не менее чем в 2 раза.
Предусматривается выполнение следующих мероприятий:
до 2024 года включительно:
строительство (реконструкция), капитальный ремонт 496 учреждений культуры и образовательных учреждений в сфере культуры, в том числе 20 учреждений в рамках планов социального развития центров экономического роста и 10 учреждений за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
создание 124 виртуальных концертных залов и модельных библиотек;
приобретение и оснащение оборудованием учреждений культуры;
предоставление субсидий на подготовку и проведение празднования на федеральном уровне памятных дат субъектов Российской Федерации, на поддержку творческой деятельности и укрепление материально-технической базы учреждений культуры;
предоставление субсидий на поддержку творческой деятельности и укрепление материально-технической базы театров малых городов и детских театров в количестве 89 единиц;
организация 102 гастролей (выставок) региональных творческих коллективов на территории Дальнего Востока;
организация 50 международных (всероссийских, региональных) фестивалей и творческих проектов, реализуемых на территории Дальнего Востока;
организация культурно-просветительских программ на территории Дальнего Востока для школьников, проживающих в удаленных населенных пунктах Дальнего Востока;
начиная с 2025 года:
строительство (реконструкция), капитальный ремонт 150 учреждений культуры;
организация культурно-просветительских программ на территории Дальнего Востока для школьников, проживающих в удаленных населенных пунктах Дальнего Востока.
Развитие сферы физической культуры и спорта
Для всех регионов Дальнего Востока характеры следующие проблемы в сфере развития физической культуры и спорта:
низкий уровень доступности спортивных объектов для регулярных занятий физической культурой и спортом, что связано с недостатком спортивных сооружений и с неудовлетворительным состоянием существующих объектов;
низкий уровень обеспеченности учреждений спорта квалифицированными кадрами;
отсутствие развитой системы детско-юношеских спортивных школ и спортивных школ подготовки олимпийского резерва;
недостаток объектов спорта высших достижений для подготовки национальных сборных команд Российской Федерации, проведения межрегиональных, всероссийских и международных соревнований.
Для развития указанной сферы и доступности занятий физической культурой и спортом, услуг физкультурно-спортивных организаций предполагается обеспечить:
в населенных пунктах с численностью населения от 50 до 500 человек - наличие спортивной площадки (игровой спортивной площадки и (или) уличных тренажеров, турников);
в населенных пунктах с численностью населения от 500 до 1000 человек - наличие плоскостных спортивных сооружений, включающих игровую спортивную площадку и (или) футбольное поле, уличные тренажеры и иное спортивное оборудование, позволяющее проводить подготовку и сдачу нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
в населенных пунктах с численностью населения от 1000 до 5000 человек - наличие универсальных спортивных залов;
в населенных пунктах с численностью населения от 5000 до 10000 человек - наличие стадиона;
в населенных пунктах с численностью населения от 10000 человек - наличие бассейна;
наличие детско-юношеских спортивных школ, спортивных школ олимпийского резерва, реализующих программы спортивной подготовки, из расчета одно учреждение на 18 тыс. человек;
наличие спортивных тренеров и инструкторов для занятий физической культурой и спортом из расчета 16 человек на 10 тыс. населения;
снижение доли объектов спорта, находящихся в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта, не менее чем в 2 раза.
Кроме того, предусматривается выполнение следующих мероприятий:
до 2024 года включительно:
строительство (реконструкция) 165 спортивных сооружений, в том числе 4 за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и 67 в рамках планов социального развития центров экономического роста;
капитальный ремонт и оснащение отечественным спортивным оборудованием (инвентарем) 52 спортивных сооружений, в том числе 6 за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и 46 в рамках планов социального развития центров экономического роста;
осуществление единовременных компенсационных выплат работникам физической культуры и спорта, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек;
субсидирование участия региональных спортивных сборных команд в 169 межрегиональных и всероссийских спортивных соревнованиях;
софинансирование 12 межрегиональных спортивных мероприятий на территории Дальнего Востока;
приобретение отечественного спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние и создания малых спортивных форм на базе центров тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
начиная с 2025 года:
строительство (реконструкция) 269 спортивных сооружений;
капитальный ремонт и оснащение отечественным спортивным оборудованием (инвентарем) 179 спортивных сооружений;
осуществление единовременных компенсационных выплат работникам физической культуры и спорта, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек;
субсидирование участия региональных спортивных сборных команд в 1000 межрегиональных и всероссийских спортивных соревнованиях.
При этом реализация мероприятий по субсидированию участия региональных спортивных сборных команд и софинансированию межрегиональных спортивных мероприятий на территории Дальнего Востока будут осуществляться с учетом перечня официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, подлежащих обязательному ежегодному включению в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также в планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 2390-р, и периодичности проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий, установленной Министерством спорта Российской Федерации.
Строительство жилья и формирование комфортной
среды для проживания
К основным проблемам в жилищной сфере на Дальнем Востоке относятся:
низкий уровень обеспеченности качественным и доступным жильем;
высокая доля аварийного, ветхого и неблагоустроенного жилья;
низкий уровень благоустройства жилищного фонда;
низкие темпы ввода нового жилья;
низкая доступность жилья, в том числе для молодых семей и семей с детьми, поскольку количество лет для накопления на стандартную квартиру с учетом прожиточного минимума составляет от 5,9 до 10,5 года, что выше среднероссийского уровня (6,4 года);
высокая стоимость жилищно-коммунальных услуг;
недостаточная обеспеченность общественными и рекреационными пространствами, невысокое качество среды проживания в населенных пунктах, низкий уровень освещения населенных пунктов.
Для улучшения жилищных условий населения Дальнего Востока планируется:
предоставление ипотечных (жилищных) кредитов под 2 процента годовых для молодых семей и участников программы "Дальневосточный гектар" (программа "Дальневосточная ипотека"), ипотечных (жилищных) кредитов (займов) под 5 процентов годовых для граждан, имеющих детей, а также предоставление ипотечных кредитов для приобретения жилья на сельских территориях под процентную ставку от 0,1 до 3 процентов;
увеличение объема жилищного строительства в 1,6 раза - до 3,6 млн. кв. метров в год;
сокращение количества непригодных для проживания жилых помещений, а также многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащих сносу или реконструкции, в 3,5 раза. Расселение 1,841 млн. кв. метров такого жилья;
благоустройство, повышение уровня обеспеченности общественными и рекреационными пространствами, создание нового облика дальневосточных городов;
реализация проектов деревянного домостроения;
реализация мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства;
строительство (реконструкция) 6 объектов социальной защиты.
Обеспечение транспортной доступности
На Дальнем Востоке 1265 населенных пунктов не имеют круглогодичной связи по автомобильным дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования.
Состояние автомобильных дорог не обеспечивает безопасные условия транспортного движения на 20 процентах их общей протяженности. Это одна из основных причин высокой смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий (смертность в результате дорожно-транспортных происшествий превышает среднероссийское значение в 1,3 раза, при этом 70 процентов дорожно-транспортных происшествий и 45 процентов числа лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, фиксируется на автомобильных дорогах местного значения).
Автомобильные дороги с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации составляет 70,3 процента, в Дальневосточном федеральном округе - 66,3 процента, из них с усовершенствованным покрытием - 62,2 процента и 36,7 процента соответственно.
При этом уровень развития авиационной инфраструктуры не обеспечивает потребность всех удаленных населенных пунктов в круглогодичном транспортном сообщении.
Задачами Программы являются:
обеспечение транспортной доступности 1265 населенных пунктов, не имеющих связи по автомобильным дорогам с твердым покрытием или с переходным типом покрытия с сетью дорог общего пользования региона;
увеличение доли автомобильных дорог регионального и местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, не менее чем до 50,9 процента и 55 процентов соответственно;
приведение в нормативное состояние, соответствующее нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, улично-дорожной сети в населенных пунктах с численностью населения свыше 20 тыс. человек (35 населенных пунктов) до 85 процентов их общей протяженности;
увеличение доли взлетно-посадочных полос и посадочных площадок, соответствующих нормативным требованиям, до 80 процентов их общего количества;
расширение магистральных, межрегиональных и местных авиационных маршрутов;
увеличение объемов субсидирования магистральных, региональных и местных пассажирских авиаперевозок на 100 процентов потребности.
Для решения указанных задач предусматривается выполнение следующих мероприятий:
до 2024 года включительно:
приведение в состояние, соответствующее нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, 2,5 тыс. километров улично-дорожной сети в 35 населенных пунктах;
приведение в состояние, соответствующее нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, 4,6 тыс. километров улично-дорожной сети в 12 агломерациях;
приведение в состояние, соответствующее нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, 23,8 тыс. километров региональных дорог;
абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2023 N 2439-р;
увеличение начиная с 2021 года до 100 процентов отчислений от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей в бюджеты субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;
обеспечение ценовой доступности авиационного сообщения на магистральных и региональных маршрутах;
утверждение программы субсидирования местных воздушных авиаперевозок с общим объемом софинансирования из федерального бюджета в размере 50 процентов общей потребности;
создание Дальневосточной региональной авиакомпании;
начиная с 2025 года:
приведение 10,1 тыс. километров автомобильных дорог местного значения в состояние, соответствующее нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям;
обеспечение транспортной доступности для 78 населенных пунктов, не имеющих связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования региона;
реконструкция объектов в 33 аэропортовых комплексах;
восстановление 209 посадочных площадок.
Развитие программы "Дальневосточный гектар"
Программа "Дальневосточный гектар" запущена в 2016 году в целях повышения экономической свободы граждан Российской Федерации через упрощение их доступа к земельным участкам для осуществления любой хозяйственной деятельности.
В целях дальнейшего развития программы "Дальневосточный гектар" будут реализованы следующие мероприятия:
до 2024 года включительно:
предоставление ипотеки под 2 процента годовых для участников программы "Дальневосточный гектар" на строительство индивидуального жилого дома ("Дальневосточная ипотека");
грантовая поддержка гражданам, получившим земельный участок по программе "Дальневосточный гектар", на создание и развитие крестьянско-фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств (в рамках государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия");
начиная с 2025 года - строительство объектов инфраструктуры для 25 населенных пунктов, сформированных на основе земельных участков, полученных гражданами по программе "Дальневосточный гектар".