I. Общие положения

I. Общие положения

Дальневосточный федеральный округ включает Республику Бурятия и Республику Саха (Якутия), Забайкальский, Камчатский, Приморский и Хабаровский края, Амурскую, Магаданскую и Сахалинскую области, Еврейскую автономную область и Чукотский автономный округ. Кроме того, Чукотский автономный округ и 13 улусов Республики Саха (Якутия) относятся также к Арктической зоне Российской Федерации.

Административной столицей Дальневосточного федерального округа является г. Владивосток. Площадь территории Дальневосточного федерального округа составляет 6953 тыс. кв. километров (41 процент общей площади территории Российской Федерации), численность населения - 8169 тыс. человек (5,6 процента общей численности населения Российской Федерации). Протяженность государственной границы составляет 29320,9 километра, в том числе 6320,9 километра - сухопутная государственная граница с Китаем, Монголией и Корейской Народно-Демократической Республикой, 23 тыс. километров - морская государственная граница (с акваторией по Северному Ледовитому океану) с Японией и Соединенными Штатами Америки.

Территориальной спецификой Дальнего Востока является преобладание населенных пунктов с низкой численностью населения. Так, на Дальнем Востоке имеется 1834 населенных пункта, в том числе:

1614 населенных пунктов с численностью населения до 5 тыс. человек;

108 населенных пунктов с численностью населения от 5 до 10 тыс. человек;

64 населенных пункта с численностью населения от 10 до 20 тыс. человек;

29 населенных пунктов с численностью населения от 20 до 50 тыс. человек;

7 населенных пунктов с численностью населения от 50 до 100 тыс. человек;

12 населенных пунктов с численностью населения свыше 100 тыс. человек.

К ключевым конкурентным преимуществам Дальневосточного федерального округа относятся:

экономико-географическое положение в непосредственной близости к самому большому в мире и быстро растущему рынку Азиатско-Тихоокеанского региона, на долю которого в 2018 году пришлось 60 процентов мирового внутреннего валового продукта, 64,6 процента мировой торговли товарами и услугами, 26,3 процента всего объема входящих прямых иностранных инвестиций и 51,4 процента всего объема исходящих прямых иностранных инвестиций;

наличие крупнейших в мире запасов природных ресурсов, которые могут стать базой для новых масштабных производств, в том числе 81 процент запасов алмазов, 51 процент леса, 37 процентов пресной воды, 33 процента водных биоресурсов, 44 процента золота, 27 процентов газа и 17 процентов нефти;

ключевое расположение в естественном транспортном коридоре между Азией и Европой. По территории Дальневосточного федерального округа проходят крупнейшие в мире железнодорожные магистрали - Байкало-Амурская и Транссибирская - с суммарной провозной способностью более 100 млн. тонн и с перспективными планами увеличения в ближайшие 10 лет до 210 млн. тонн. Здесь расположено 29 морских портов, на долю которых приходится четверть грузооборота российских портов. Через Дальний Восток пролегает самый короткий морской путь из Азии в Европу - Северный морской путь, имеющий конкурентные преимущества при перевозках грузов из Северо-Восточной Азии в Европу и перспективные планы увеличения провозной способности к 2024 году до 80 млн. тонн грузов;

наличие уникального набора рекреационных ресурсов, привлекательных для российских и иностранных туристов. Природно-ресурсный потенциал региона с обширной прилегающей морской акваторией представляет собой значительную часть (во многом уникальную) национального богатства Российской Федерации;

создание нового отечественного гражданского космодрома "Восточный" в Амурской области, который обеспечит независимость космической деятельности Российской Федерации, активизирует исследовательскую, научно-техническую и производственную сферы Дальнего Востока;

реализация крупных научных проектов по приоритетам научно-технологического развития, создание уникальных научных установок класса "мегасайенс" для синхротронных и нейтронных исследований, гелиогеофизического комплекса, научных лабораторий под руководством ведущих ученых, строительство кампусов и реализация программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030";

деятельность региональных научно-образовательных математических центров в сфере развития генетических технологий, селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров в области сельского хозяйства, научных лабораторий по направлению "микроэлектроника (электронная промышленность)";

реализация проектов передовых инженерных школ в партнерстве с высокотехнологичными компаниями, научных лабораторий, в том числе под руководством молодых перспективных исследователей, проектов научно-образовательных центров мирового уровня, развитие материально-технической инфраструктуры центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальными научными установками;

прогрессивное влияние 7 центров "Сириус", Центра компетенций Научно-технологической инициативы, 2 центров молодежного инновационного творчества, инжинирингового центра, инновационного научно-технологического центра, 6 технопарков, 15 кванториумов, карбоновых полигонов и полигонов с применением оборудования водородной энергетики, 72 образовательных организаций высшего образования и 46 научных организаций;

значительный удельный вес обучающейся молодежи в общей численности населения, составляющий 17,1 процента (1,4 млн. человек), что на 1,5 процента выше среднероссийского уровня (без учета численности студентов высшего образования);

развитие крупнейших промышленных центров в области авиа-, судо- и автомобилестроения, в том числе:

в г. Комсомольске-на-Амуре выпускаются многоцелевые, сверхманевренные истребители СУ-30 и СУ-35, развернуто серийное производство многоцелевого истребителя пятого поколения (перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации) и осуществляется сборка ближнемагистрального самолета "Сухой Суперджет 100";

в г. Арсеньеве работает одно из крупнейших предприятий оборонного комплекса, выпускающее современные типы вертолетов и обладающее уникальными авиационными и ракетостроительными технологиями;

в г. Владивостоке открыто производство автомобилей известных японских брендов;

в г. Большой Камень реализуется крупнейший проект - строительство судостроительного комплекса "Звезда" с проектной мощностью по строительству танкеров дедвейтом до 250 тыс. тонн, крупнотоннажных судов ледового класса и элементов морских платформ;

работают 23 организации судостроительной промышленности;

в Амурской области формируется новый уникальный центр газопереработки и газохимии, сопоставимый по мощности с ведущими нефтегазохимическими центрами мира. В активной стадии строительство одного из крупнейших в стране и мире Амурского газоперерабатывающего завода. В ближайшее время начнется строительство газохимического комплекса и завода по производству метанола мощностью 1 млн. тонн в год.

Потенциал Дальнего Востока значителен и может быть конвертирован не только в ускорение его собственного развития, но и устойчивый экономический рост Российской Федерации в целом.

Факторами, сдерживающим социально-экономическое развитие Дальнего Востока, считаются:

сокращение численности населения в результате продолжающегося миграционного оттока. За 27 лет численность населения сократилась в 1,3 раза - с 10,5 млн. человек в 1991 году до 8,2 млн. человек в 2019 году. Несмотря на сокращение миграционного оттока населения число жителей Дальневосточного федерального округа ежегодно уменьшается на 0,3 - 0,5 процента;

значительное отставание от среднероссийского уровня по ключевым социальным показателям. Так, при увеличении с 2013 года продолжительности жизни при рождении до 70,2 года, в 2019 году сохраняется отставание от среднероссийского уровня на 3,1 года. При снижении показателя смертности населения в трудоспособном возрасте за тот же период до 588 случаев на 100 тыс. человек превышение средних значений по Российской Федерации составляет 121,1 случая на 100 тыс. населения. При снижении младенческой смертности до 5,4 случая на 1 тыс. детей, родившихся живыми, этот показатель на 0,4 случая выше, чем в среднем по Российской Федерации. Уровень смертности в результате дорожно-транспортных происшествий снизился с 2013 года на 30 процентов до 15,2 случая на 100 тыс. человек и при этом остается выше среднероссийских значений на 31 процент;

низкий уровень обеспеченности транспортной и социальной инфраструктурами. Основные показатели развития транспортной, социальной, жилищно-коммунальной и коммуникационной инфраструктур Дальнего Востока существенно ниже среднероссийских. Так, плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в 5,2 раза ниже среднероссийского уровня, доля ветхого и аварийного жилья в 2,5 раза выше средних значений по Российской Федерации, а ввод жилья в 1,5 раза ниже таких значений. Доля общей площади благоустроенного жилья в сельских населенных пунктах в 2021 году составила 15,2 процента, что значительно ниже городского уровня в Дальневосточном федеральном округе, значение которого в 2021 году составило 69,9 процента. Не обеспечена доступность медицинской помощи, образования, услуг учреждений культуры и спорта в удаленных и сельских населенных пунктах;

высокие тарифы на энергетические ресурсы и услуги инфраструктурных компаний, которые являются существенным препятствием для развития бизнеса и привлечения инвестиций на Дальнем Востоке.

В 2013 году Президентом Российской Федерации В.В. Путиным развитие Дальнего Востока объявлено национальным приоритетом на весь XXI век.

Миссией новой государственной политики является создание на Дальнем Востоке глобально конкурентоспособных условий инвестирования и ведения бизнеса, благодаря которым в регион придут необходимые для его опережающего экономического развития частные инвестиции, а за ними - новые рабочие места и новое качество социальной сферы, формирующие привлекательные условия для жизни людей и увеличивающие количество экономических связей внутри региона.

Для ее реализации разработаны и запущены такие новаторские механизмы, как территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, инфраструктурная поддержка инвестиционных проектов, механизм бесплатного предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации, снижение тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей Дальнего Востока, приоритизация государственных программ Российской Федерации и программ государственных компаний в интересах развития Дальнего Востока, реализация планов социального развития центров экономического роста, льготная ипотека по ставке 2 процента годовых для молодых семей и участников программы "Дальневосточный гектар", Восточный экономический форум, электронная виза для иностранных граждан, прибывающих в свободный порт Владивосток, инвестиционные квоты на вылов рыбы, субсидирование процентных ставок по кредитам инвесторов территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток, льготное финансирование крупных инвестиционных проектов и субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, в отношении железнодорожного транспорта приняты меры по ограничению роста тарифа на долгосрочный период до 2025 года по формуле "инфляция минус".

За этими механизмами стоит системная нормативно-правовая база, которая гарантирует долговременность благоприятных условий инвестирования и ведения бизнеса на Дальнем Востоке - 48 новых федеральных законов и более 230 нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

Первыми результатами применения новой модели опережающего развития Дальнего Востока начиная с 2014 года можно считать следующие позитивные тенденции в экономике и инвестиционном климате макрорегиона:

в период с 2014 по 2019 год промышленное производство на Дальнем Востоке выросло на 31,5 процента (в Российской Федерации - на 10,9 процента);

с 2017 года переломлен тренд снижения инвестиций в основной капитал на Дальнем Востоке, в 2017 - 2019 годах рост инвестиций составил 21,3 процента (в Российской Федерации - 12,3 процента);

в 2014 - 2019 годах на Дальний Восток привлечено инвестиций в размере 34,3 млрд. долларов США, или 26,3 процента прямых иностранных инвестиций, поступивших в экономику Российской Федерации;

на Дальнем Востоке запущена реализация более 2468 новых инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 4,46 трлн. рублей и созданием более 186 тыс. новых рабочих мест;

в рамках новых механизмов развития на Дальнем Востоке реализовано 330 инвестиционных проектов, инвесторами фактически вложено 1,24 трлн. рублей, создано 51,8 тыс. рабочих мест.

С 2018 года запущена специальная программа социального обустройства новых центров экономического роста, в рамках которой на Дальнем Востоке строится и модернизируется более 700 общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций, больниц, домов культуры, спортивных комплексов и объектов коммунального хозяйства.

Вместе с тем на новом этапе развития дальневосточной части Российской Федерации сделан только первый шаг. Пока цель государственной политики по ускорению экономического развития и повышению качества жизни населения Дальнего Востока не достигнута. Более того, в процессе реализации приходится сталкиваться с новыми вызовами, которые зачастую требуют быстрых и эффективных системных решений.

Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года (далее - Программа) определяет цели и меры для ускорения развития экономики и социальной сферы макрорегиона, обеспечивает взаимосвязь мероприятий национальных проектов (программ), государственных программ Российской Федерации, направленных на развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы на территории Дальнего Востока, ресурсы для их реализации, а также формирует основу развития макрорегиона в 15-летней перспективе.

Программа разрабатывалась с участием более 230 тыс. граждан Российской Федерации, большая часть из которых проживает на Дальнем Востоке. Предложения в Программу сформированы населением в муниципалитетах и на площадках общественных палат регионов. Консолидированные предложения получили одобрение законодательных собраний регионов. С учетом мнения граждан Программа носит адресный характер, ее мероприятия запланированы для каждого региона Дальнего Востока.

Реализация Программы также будет осуществляться под контролем гражданского общества, включая Общественную палату Российской Федерации, Общественный совет Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, с публикацией отчетов о результатах ее реализации в средствах массовых коммуникаций.