9. Развитие приграничного сотрудничества
Развитие приграничного сотрудничества в реализации инвестиционных проектов, в том числе создание экспортно ориентированных производств, а также производственной инфраструктуры предполагает:
применение особого правового режима осуществления предпринимательской деятельности на дальневосточных приграничных территориях, включая налоговые, таможенные и тарифные меры регулирования, особые режимы осуществления внешнеэкономической деятельности, осуществления приграничной торговли при реализации совместных инвестиционных проектов;
обеспечение условий, закрепленных международными договорами и соглашениями Российской Федерации с Китайской Народной Республикой, Монголией и Корейской Народно-Демократической Республикой в сфере приграничного сотрудничества;
создание крупных туристско-рекреационных территорий и культурно-просветительских зон приграничного сотрудничества на территории российской части о. Большой Уссурийский в Хабаровском крае, г. Благовещенска в Амурской области, Хасанского муниципального округа в Приморском крае, пгт Забайкальска и г. Краснокаменска в Забайкальском крае, г. Кяхта в Республике Бурятия;
формирование каналов взаимодействия с профильными регулирующими органами в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и развитие новых каналов сбыта продукции и услуг;
обеспечение сокращения времени прохождения грузов и пассажиров через пограничные пункты пропуска;
содействие межрегиональному сотрудничеству с приграничными регионами сопредельных стран в научно-технической, социальной, экологической сферах, туризме, регулировании рынка труда, развитии инфраструктур, предупреждении чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий, борьбе с эпидемиями и ликвидации их последствий.
Дальнейшее развитие приграничного сотрудничества возможно в сфере установления кооперационных связей и наращивания объемов приграничной торговли, развития транспортной сети и логистической инфраструктуры, развития международного туризма, сотрудничества в сфере образования, науки и культуры, охраны окружающей среды.
Перспективными направлениями приграничного сотрудничества в Приморском крае являются:
содействие развитию международных транспортных коридоров, интеграции с транспортной сетью Северо-Восточной Азии, созданию благоприятной инвестиционной и деловой среды для увеличения спроса на транзитные перевозки и развитию соответствующей транспортной инфраструктуры;
кооперация действующих и создание новых сельскохозяйственных предприятий по производству риса, кукурузы и комбикормов, а также развитие животноводства, производства и переработки мяса;
улучшение использования древесного сырья на основе создания предприятий по переработке низкотоварной древесины;
создание предприятий по производству медикаментов и пищевых добавок на основе биологически активных веществ;
развитие туризма, санаторно-курортного лечения, строительство объектов туристической инфраструктуры;
научное сотрудничество в сфере изучения экологических проблем озера Ханка и повышение воспроизводственного рыбохозяйственного потенциала трансграничных озерно-речных комплексов.
Перспективными направлениями приграничного сотрудничества в Хабаровском крае являются:
производственная кооперация, направленная на переработку сырья;
совместное производство различных видов машиностроительной продукции;
развитие транспортных коридоров и обеспечение выхода предприятий северо-восточных районов Китая к морским портам Хабаровского края;
строительство Хабаровского логистического почтового центра;
научное сотрудничество в сфере изучения экологических проблем рек Амура, Уссури, Аргун и Селенги, повышение воспроизводственного рыбохозяйственного потенциала трансграничных озерно-речных и морских комплексов, воспроизводства лесных ресурсов и лесов.
В Еврейской автономной области основу приграничного сотрудничества могут составить:
научные исследования по повышению эффективности использования пахотных земель для производства пшеницы, ячменя, кукурузы, сои, овощей и продовольственной бахчи;
организация совместных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и производству продуктов питания из сои, зерна, картофеля, овощей и продукции животноводства.
Важными направлениями приграничного сотрудничества для Амурской области являются выращивание и переработка сои, развитие туризма, санаторно-курортного лечения, а также строительство объектов туристической инфраструктуры.
В Забайкальском крае и Республике Бурятия основными направлениями приграничного сотрудничества являются:
создание предприятий по добыче и переработке природных ресурсов (лесных, минерально-сырьевых) и сельскохозяйственной продукции;
строительство объектов трансграничной, приграничной, транспортной и туристической инфраструктуры;
развитие транспортных коридоров для реализации экспортно-импортного и транзитного потенциала Забайкальского края и Республики Бурятия с последующим выходом к транспортной инфраструктуре Китайской Народной Республики (центральная часть), а также к международным морским портам;
развитие туризма и трансграничных международных туристических маршрутов, санаторно-курортного лечения и формирование доступной и комфортной туристической среды приграничных территорий;
сотрудничество в сферах изучения экологических проблем трансграничных озерно-речных комплексов (р. Селенга, р. Амур, р. Аргунь, оз. Байкал, оз. Хугсугул), воспроизводства лесных ресурсов, защиты приграничных территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций трансграничного характера;
сотрудничество в сфере образования, совместной подготовки переводческих кадров для крупных российско-китайских и российско-монгольских проектов.
В целях повышения инвестиционной привлекательности дальневосточных приграничных территорий планируется проведение комплекса мер, направленных на создание и развитие системы брендов дальневосточных приграничных территорий, участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в работе совместных органов по развитию межрегионального и приграничного сотрудничества с Китайской Народной Республикой, Монголией и Корейской Народно-Демократической Республикой, проведение форумов, осуществление выставочной и ярмарочной деятельности, презентация экспортного и инвестиционного потенциала приграничных территорий на площадках дипломатических и торговых представительств Российской Федерации и за рубежом, а также в рамках выставочных и конгрессных мероприятий в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.