2. Определение особого статуса территорий приграничных муниципальных образований

2. Определение особого статуса территорий приграничных
муниципальных образований

В целях реализации государственной политики в сфере развития дальневосточных приграничных территорий на региональном уровне проведен анализ социально-экономического состояния дальневосточных приграничных территорий с учетом их стратегического значения, существующего уровня и потенциала социально-экономического развития, сформированы перечни конкурентоспособных "точек роста" дальневосточных приграничных территорий, обеспечивающих опережающий рост инвестиционной и предпринимательской активности.

В целях определения особого статуса территорий приграничных муниципальных образований на площадках Кяхтинского, Окинского районов Республики Бурятия, Краснокаменского, Акшинского, Борзинского, Газимуро-Заводского, Забайкальского, Калганского, Красночикойского, Могочинского, Нерчинско-Заводского, Приаргунского районов Забайкальского края, Спасского, Черниговского муниципальных районов и Хорольского муниципального округа Приморского края, г. Хабаровска, Вяземского и Хабаровского районов, района имени Лазо Хабаровского края, гг. Благовещенска, Свободного и Сковородино, Свободненского, Благовещенского, Тамбовского районов, Бурейского муниципального округа Амурской области, Ленинского, Облученского, Октябрьского районов Еврейской автономной области созданы территории опережающего социально-экономического развития с особым правовым режимом осуществления предпринимательской деятельности.

Особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности создан в связи с установлением режима свободного порта Владивосток, в границы которого вошли в том числе Уссурийский городской округ, Октябрьский, Пограничный, Хасанский и Ханкайский муниципальные округа Приморского края.

На приграничных территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, развиваются центры экономического роста в сфере приграничного сотрудничества в Республике Бурятия и Забайкальском крае, агропромышленного и промышленного комплексов в Приморском крае, транспортной и коммерческой логистики в Хабаровском крае, газохимической промышленности и энергетики, развития туристско-рекреационного потенциала в Амурской области.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2017 г. N 1566-р утвержден долгосрочный план комплексного социально-экономического развития г. Свободного Амурской области, который направлен на обеспечение сбалансированного пространственного развития городского округа, развития городской среды и создания комфортных условий для жизни горожан и приезжающих работников, а также привлечения на указанные цели средств федерального бюджета для своевременного строительства и развития социальной, инженерной и производственной сфер.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2021 г. N 2282-р утверждена Комплексная программа ускоренного социально-экономического развития Забайкальского края до 2025 года и на перспективу до 2035 года, предусматривающая мероприятия по развитию приграничных муниципальных образований.

В целях дальнейшего формирования особого статуса дальневосточных приграничных территорий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:

систематизированно проводить работу по анализу социально-экономического состояния дальневосточных приграничных территорий и выявлению новых "точек роста" с целью проработки вопроса установления на их территории особых правовых режимов;

в рамках инициативы "Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения" определить перечень приграничных опорных населенных пунктов, имея в виду, что к ним относятся населенные пункты на территории приграничного муниципального образования, расположенные вне границ городских агломераций, на базе которых осуществляется ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию гарантий в сфере образования, доступность медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализацию иных потребностей населения территории одного или нескольких муниципальных образований, а также перечень прилегающих к таким опорным пунктам территорий, которые являются населенными пунктами или совокупностью населенных пунктов, население которых имеет возможность получения медицинской помощи, услуг в сфере образования и культуры и реализации иных потребностей на базе инфраструктуры опорного населенного пункта;

сформировать планы развития инфраструктуры приграничных городских агломераций и приграничных опорных населенных пунктов с целью включения объектов и мероприятий в государственные программы субъектов Российской Федерации, государственные программы Российской Федерации и национальные проекты (программы), инвестиционные программы государственных компаний.