IV. Ресурсное обеспечение Программы

IV. Ресурсное обеспечение Программы

Общая сумма расходов на реализацию мероприятий Программы в 2010 - 2030 годах включает в себя:

расходы Государственной компании на осуществление деятельности по доверительному управлению (включая расходы на обеспечение исполнения обязательств по привлеченному заемному финансированию);

расходы на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании, в том числе за счет средств облигационных займов;

расходы на организацию собственной (иных видов) деятельности Государственной компании.

В структуру расходов на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании включаются расходы на подготовку и сопровождение инвестиционных проектов. Включение этого вида расходов в структуру указанных расходов связано со спецификой деятельности Государственной компании по привлечению внебюджетных инвестиций, предусматривающей выполнение не только работ (услуг), установленных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, но и работ (услуг), необходимых для определения размера (долей) и условий привлечения внебюджетного финансирования, проведения концессионных и инвестиционных конкурсов, соблюдения международных стандартов и требований в отношении структуры и качества проработки инвестиционных проектов государственно-частного партнерства, в том числе по обязательному консультационному сопровождению таких проектов. Состав работ (услуг) включает в себя разработку бизнес-планов, транспортных и финансовых моделей, конкурсной документации по концессионным и инвестиционным соглашениям, получение необходимых экспертных заключений, в том числе со стороны институтов развития и кредитных организаций, консультационное и экспертное сопровождение проектов, включая сопровождение проводимых роуд-шоу, концессионных и инвестиционных конкурсов, а также процедур финансового закрытия проектов.

Также в структуру расходов на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании включаются расходы на техническое сопровождение инвестиционных проектов, технологическое и нормативно-техническое сопровождение работ по инженерным изысканиям и проектированию автомобильных дорог Государственной компании, осуществление строительного контроля, предоставление услуг технического заказчика и независимого инженера (по концессионным проектам).

Планирование расходов на исполнение обязательств по привлекаемым средствам инвесторов и концессионеров осуществляется с учетом доходности инвестиций инвесторов и концессионеров, определяемой на основе анализа текущей рыночной конъюнктуры, исходя из необходимости обеспечения инвестиционной привлекательности проектов Государственной компании на инвестиционном рынке. При этом, как правило, предусматриваются плавающие ставки доходности.

Финансирование всех видов деятельности Государственной компании предусматривается за счет:

доходов от осуществления деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании;

доходов от собственной (иных видов) деятельности Государственной компании;

субсидий, предоставляемых из федерального бюджета;

средств Инвестиционного фонда Российской Федерации;

средств Фонда национального благосостояния;

внебюджетных средств финансирования.

Максимальный размер платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Государственной компании и платным участкам автомобильных дорог Государственной компании определяется Правительством Российской Федерации.

Размер платы за проезд по платным автомобильным дорогам Государственной компании и платным участкам автомобильных дорог Государственной компании (в том числе для отдельных категорий транспортных средств, сезонов, дней недели и времени суток) устанавливается правлением Государственной компании. В целях повышения доходов от сбора платы за проезд транспортных средств, дополнительного привлечения пользователей на автомобильные дороги Государственной компании и реализации функции по управлению транспортными потоками Государственная компания вправе предоставлять скидки на оплату проезда транспортных средств в зависимости от категории транспортного средства, частоты и (или) регулярности их поездок, определяемых в том числе с учетом использования электронных средств оплаты проезда, а также дифференцировать тариф и стоимость проезда в зависимости от времени года, дня недели и времени суток.

Для обеспечения увеличения количества пользователей автомобильных дорог Государственной компании, использующих электронные средства оплаты (регистрации) проезда, Государственной компанией реализуется программа лояльности пользователей автомобильных дорог Государственной компании.

Размер платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Государственной компании и платным участкам автомобильных дорог Государственной компании, эксплуатируемым на основе концессионных соглашений, и порядок ее взимания устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

Индексация размера платы за проезд транспортных средств по участкам автомобильных дорог Государственной компании, эксплуатируемым на платной основе, производится на основании решений правления Государственной компании.

Развитие инфраструктуры взимания платы на автомобильных дорогах Государственной компании предусматривает поэтапный подход к безостановочным технологиям оплаты проезда (технологии "свободного потока"), повышающим пропускную способность и снижающим затраты на эксплуатацию системы взимания платы.

В целях нормативного обеспечения применения указанных технологий разработан пакет нормативных актов, утверждающих технологические требования к системе взимания платы и электронным средствам оплаты проезда и административную ответственность за неоплату проезда.

Государственная компания устанавливает порядок классификации транспортных средств для определения их принадлежности к соответствующим категориям (тарифным группам), для которых устанавливается индивидуальный размер платы за проезд по автомобильным дорогам Государственной компании, допускающий в том числе сбор платы только с отдельных категорий транспортных средств.

Доходы от сбора платы за проезд транспортных средств будут направляться на исполнение обязательств Государственной компании, возникших в связи с привлечением Государственной компанией заемного финансирования, возвратных средств инвесторов, а также на финансирование расходов, связанных с осуществлением деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании.

Для обеспечения функционирования Государственной компании предусматривается ежегодное внесение имущественного взноса Российской Федерации на содержание Государственной компании, а также на финансирование расходов, связанных с уплатой арендной платы за земельные участки и проведением кадастровых работ в отношении автомобильных дорог Государственной компании и земельных участков Государственной компании. Размер имущественных взносов Российской Федерации в Государственную компанию в 2010 - 2030 годах приведен в приложении N 8 к Программе. Предоставление в установленном порядке имущественных взносов Российской Федерации в Государственную компанию обеспечивает Министерство транспорта Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Размер имущественных взносов Российской Федерации в Государственную компанию подлежит уточнению после утверждения федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Государственное финансирование дорожных работ, выполняемых на автомобильных дорогах Государственной компании, осуществляется путем ежегодного предоставления субсидий из федерального бюджета. На осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании, а также по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании субсидии из федерального бюджета предоставляются в размере, приведенном в приложениях N 3 и 7 к Программе. Размер субсидии на доверительное управление автомобильными дорогами Государственной компании на выполнение работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту, по которым не заключены концессионные или инвестиционные соглашения, определяется в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации. Предоставление в установленном порядке указанных субсидий обеспечивает Министерство транспорта Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Размер субсидий подлежит уточнению после утверждения федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Детализация распределения субсидий по автомобильным дорогам Государственной компании может быть уточнена финансовым планом Государственной компании в соответствующем финансовом году и (или) в среднесрочной перспективе при условии сохранения общего лимита финансирования автомобильных дорог в 2010 - 2030 годах. Государственная компания вправе в пределах средств, указанных в разделе I приложения N 3 к Программе, расходовать средства субсидий на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании, на реализацию инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Для привлечения внебюджетного финансирования Государственной компанией предполагается использование следующих финансово-экономических инструментов:

выпуск облигационных займов;

концессионные соглашения;

долгосрочные инвестиционные соглашения;

операторские соглашения;

инвестиционные соглашения о реализации предпроектной стадии (разработка предпроектной документации (включая финансово-экономическое обоснование, бизнес-план), проектной документации и землеустроительной документации для проведения открытых конкурсов на право заключения инвестиционных и концессионных соглашений);

привлечение инвесторов в капитал специальных проектных компаний, создаваемых в том числе в целях реализации соглашений, заключаемых Государственной компанией на принципах государственно-частного партнерства;

добровольные взносы и пожертвования;

доходы от иных видов деятельности Государственной компании в случае принятия решения наблюдательным советом Государственной компании.

В период реализации Программы привлечение прямых заимствований Государственной компанией планируется использовать как инструмент частичного замещения бюджетного финансирования и соинвестирования Государственной компанией реализации проектов строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании. В частности, такая схема применена в отношении реализованного проекта строительства скоростной автомобильной дороги М-11 "Нева" Москва - Санкт-Петербург (этапы 1, 2, 4 - 8: км 15 - км 149, км 208 - км 684) в целях обеспечения ускоренного ввода в эксплуатацию объекта.

Размещение облигационных займов в 2016 - 2019 годах под финансирование ускоренной реализации проекта строительства скоростной автомобильной дороги М-11 "Нева" Москва - Санкт-Петербург (этапы 1, 2, 4 - 8: км 15 - км 149, км 208 - км 684) осуществлено с условием последующего погашения основного долга (номинала облигаций) за счет средств субсидий из федерального бюджета на осуществление деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании в 2019 - 2021 годах. При этом купонные выплаты по эмитируемым облигациям не более чем на 50 процентов обеспечиваются за счет указанных субсидий, а также за счет поступлений от сбора платы за проезд транспортных средств на платных участках автомобильных дорог Государственной компании.

Проектирование и строительство автомобильной дороги "Казань - Екатеринбург" на участке Дюртюли - Ачит в 2021 - 2024 годах предусматривается за счет субсидий из федерального бюджета и средств Фонда национального благосостояния, при этом погашение основного долга (номинала облигаций) и купонных выплат по ним будет осуществляться с 2025 года за счет субсидий из федерального бюджета на осуществление деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании.

Размещение облигационных займов в период реализации Программы для обеспечения финансирования реализации иных проектов планируется осуществить с последующим погашением основного долга (номинала облигаций) и купонных выплат за счет планируемых доходов от сбора платы за проезд транспортных средств на платных участках автомобильных дорог Государственной компании.

Кроме того, Государственная компания вправе осуществить привлечение прямых заимствований в целях рефинансирования и (или) реструктурирования финансовых обязательств Государственной компании, а также финансирования деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании, в том числе для обеспечения необходимого уровня ликвидности Государственной компании.

Осуществление прямых заимствований для рефинансирования и (или) реструктурирования финансовых обязательств Государственной компании не приводит к увеличению объема обязательств Государственной компании, устанавливаемых Программой. Объемы прямых заимствований для рефинансирования и (или) реструктурирования финансовых обязательств Государственной компании существенно зависят от параметров финансово-правового структурирования сделки по рефинансированию и (или) реструктурированию и регулируются финансовым планом Государственной компании на текущий год и плановый период.

Осуществление прямых заимствований для финансирования деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании, в том числе для обеспечения необходимого уровня ликвидности Государственной компании, осуществляется в пределах параметров, установленных Программой.

При этом может предусматриваться погашение основного долга (части основного долга) за счет средств субсидий из федерального бюджета на осуществление деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании. Купонные выплаты по эмитируемым облигациям будут обеспечиваться за счет поступлений от сбора платы за проезд транспортных средств на платных участках автомобильных дорог Государственной компании. При этом может предусматриваться обеспечение купонных выплат за счет субсидий из федерального бюджета не более чем на 50 процентов.

В случае реализации возможности размещения указанных облигационных займов с последующим их выкупом за счет средств Фонда национального благосостояния или средств пенсионных накоплений указанный механизм обслуживания и возврата облигационных займов может быть пересмотрен.

Реализация дополнительных мероприятий (инвестиционных проектов) может быть осуществлена в период действия Программы в случае внесения соответствующих изменений в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, национальный проект "Безопасные качественные дороги", федеральный проект "Беспилотные логистические коридоры" и предоставления соответствующего дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета.

Реализация комплекса программных мероприятий сопряжена с различными рисками.

Одним из основных рисков, влияющих на достижение целевых индикаторов и показателей Программы, является риск неполного обеспечения финансирования мероприятий Программы в связи с сокращением запланированных объемов финансирования из федерального бюджета в процессе реализации Программы и снижением интереса инвесторов к инвестиционным проектам и облигационным займам Государственной компании, в том числе в связи с ухудшением макроэкономической ситуации.

В целях минимизации рисков сокращения запланированных объемов привлечения внебюджетного финансирования предусматривается:

размещение облигационных займов Государственной компании;

диверсификация используемых инструментов привлечения инвестиций;

обеспечение высокого качества подготовки проектов, применение эффективных механизмов управления проектами и проектными рисками, повышение уровня конкурентности и эффективности тендерных процедур по отбору частных партнеров;

формирование эффективной системы инвестиционного планирования и мониторинга реализации инвестиционных проектов, а также внедрение методов управления консолидированной группой проектов и хеджирования рисков;

активное продвижение инвестиционных проектов Государственной компании на российских и зарубежных инвестиционных рынках.

Существенное влияние на реализацию мероприятий Программы оказывает риск уменьшения спроса, влекущий снижение поступления доходов от сбора платы за проезд транспортных средств по автомобильным дорогам Государственной компании.

Наступление указанного риска может повлечь за собой сокращение необходимой ресурсной базы для исполнения Государственной компанией расходных обязательств по заключенным инвестиционным и концессионным соглашениям.

В целях предотвращения и (или) минимизации негативных последствий возникновения риска уменьшения спроса предусматривается:

проведение мероприятий, способствующих повышению интенсивности движения на платных участках автомобильных дорог Государственной компании, включая строительство подъездных дорог и транспортных развязок;

применение эффективной, сбалансированной и гибкой тарифной политики, предусматривающей в том числе предоставление скидок на оплату проезда транспортных средств в зависимости от частоты и (или) регулярности поездок, реализацию программы лояльности пользователей автомобильных дорог Государственной компании и другие мероприятия;

предоставление высококачественных услуг дорожного сервиса и иных видов сервисных услуг, осуществление перехода к модели дорожной деятельности, направленной на оказание качественной инфраструктурной услуги исходя из интересов потребителей и общества;

обеспечение поэтапного перехода на безостановочные электронные технологии оплаты проезда, позволяющие существенно повысить удобство и скорость оплаты, а также снизить размер затрат на эксплуатацию систем взимания платы;

заблаговременное внесение изменений в законодательство Российской Федерации, обеспечивающих возможность взимания платы с использованием технологии безбарьерного проезда;

предоставление инструментов государственной поддержки, обеспечивающих покрытие недополученных доходов до уровня совокупного объема долговых обязательств перед исполнителями и концессионерами, а также долговых обязательств по заимствованиям из Фонда национального благосостояния.

На достижение целевых индикаторов и показателей Программы влияет группа рисков, в том числе:

несвоевременное предоставление земельных участков, необходимых для строительства (реконструкции) автомобильных дорог Государственной компании;

ограничения, связанные с изъятием земель под осуществление строительства (реконструкции) автомобильных дорог Государственной компании;

увеличение стоимости выкупа земельных участков по решению судебных органов.

Наступление указанных рисков может повлечь за собой нарушение плановых сроков начала работ по строительству (реконструкции) участков автомобильных дорог Государственной компании, а также плановых сроков начала взимания платы на участках автомобильных дорог Государственной компании, эксплуатируемых на платной основе.

В целях предотвращения и (или) минимизации негативных последствий возникновения указанных рисков предусматривается заблаговременное начало работ по выкупу земельных участков с целью обеспечения завершения указанных работ к дате подписания соглашений на принципах государственно-частного партнерства.