10. Развитие системы продвижения и повышение узнаваемости туристского продукта
В целях эффективного продвижения туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и международном туристских рынках необходимо учитывать действительную потребность туриста и предлагать конкурентоспособный туристский продукт самого высокого уровня.
В ходе создания эффективной системы продвижения туристского продукта необходимо акцентировать внимание на 3 составляющих - стратегии бренда, управлении продвижением туристского продукта и выделении достаточных финансовых ресурсов. Кроме того, необходимо обеспечить регулярный мониторинг и отчетность, содержащую результаты достижений и детальную аналитику по развитию рынка.
Стратегия бренда туристского продукта Российской Федерации должна гармонично сочетать в себе элементы культурно-исторического наследия и нового туристского предложения. Необходимо сделать акцент на снятии предубеждений о поездках в Российскую Федерацию, распространенных среди иностранных туристов. Наличие стереотипов может не подкрепляться объективными фактами, но при этом свидетельствовать о недостаточной информированности туристов о привлекательности национального туристского продукта.
Эффективное продвижение на внутреннем и внешнем рынках подразумевает комплекс мер, направленный прежде всего на донесение ценностного предложения туристского бренда страны и брендов туристских территорий, за которыми должно следовать осознание потребности и формирование устойчивого спроса на национальный туристский продукт.
Важным аспектом маркетинговой стратегии является ориентирование как на групповых туристов, так и на самостоятельных путешественников, доля которых растет с каждым годом. Вместе с этим возрастает роль впечатлений и снижается значимость рациональных факторов, определяющих территорию назначения поездки.
Современные тренды по выбору туристами мест для путешествий определяют следующие направления, которые станут основой развития системы продвижения:
модернизация и развитие пользовательских интерфейсов и функций национального туристского портала в сочетании с цифровизацией инструментов продвижения;
создание сообществ в социальных медиаплощадках и сервисах потокового видеовещания на разных языках с информационно-познавательным контентом;
интеграция национального туристского продукта в привычные для туристов коммуникационные сервисы - навигационные и картографические сервисы, голосовые помощники, приложения для покупки билетов и др.;
продвижение с использованием маркетинговых стратегий, построенных на технологиях изучения и предсказания потребительских предпочтений и др.
Базовыми элементами развития системы продвижения туристского продукта являются:
организация и проведение на постоянной основе маркетинговых исследований туристского рынка, в том числе исследований спроса и конкурентного предложения, потребительского опыта;
анализ узнаваемости и отношения к туристским территориям;
аналитика цен на туристские услуги, услуги объектов туристской инфраструктуры, тарифов на пассажирские перевозки и другое;
формирование базы актуальных данных как инструмента корректировки маркетинговой стратегии туристского продукта Российской Федерации.
Важным фактором эффективного продвижения туристского продукта должен стать комплексный подход к выбору целевых внутренних и внешних рынков и определению сегментов туристов. Реализация этого направления невозможна без проведения регулярных маркетинговых исследований, позволяющих проанализировать и определить потребительские предпочтения, барьеры и предубеждения, а также сформировать ценностное предложение, выявив наиболее эффективные каналы коммуникации с каждым сегментом целевой аудитории. Ценностное предложение должно быть адаптировано под специфику выбранных рынков.
В числе мер, планируемых к реализации в рамках стратегии маркетинга, можно выделить:
обновление программы событийного туризма и модернизацию национального календаря событий с его интеграцией в цифровую платформу по развитию туризма, а также проведение массовых международных федеральных и региональных событийных мероприятий, нацеленных на привлечение туристов в регионы России;
создание условий для появления тематических туристских продуктов, которые были бы интересны разным сегментам туристов;
привлечение ведущих представителей средств массовой информации, культуры и спорта Российской Федерации и зарубежных стран, а также организацию для них информационных туров;
организацию и участие в российских и международных конгрессно-выставочных мероприятиях, работу со средствами массовой информации и общественностью и др.
Дополнительным механизмом развития системы продвижения туристского продукта на международном туристском рынке может стать заключение соглашений с крупными иностранными операторами о совместной реализации российского туристского продукта.
Необходимо продолжить работу по дальнейшему развитию сети национальных туристских офисов Российской Федерации в зарубежных странах и на территориях субъектов Российской Федерации.
Содействие продвижению туристского продукта окажет развитие систем информирования туристов с использованием современных технологий, в том числе с использованием цифровой платформы по развитию туризма, а также создание качественного видеоконтента и видеоигрового контента.
Анализ лучших мировых практик, реализуемых в странах - лидерах по привлечению туристского потока и темпам роста въездного и внутреннего туризма, указывает на необходимость создания центра маркетинговых компетенций, который позволит реализовать гибкую и эффективную форму управления маркетингом, направленную на достижение целей Стратегии.
Основой эффективной реализации мер по продвижению туристского продукта станет тесное взаимодействие региональных и федеральных органов власти, заинтересованных в развитии туризма в Российской Федерации, через создание площадки для открытого диалога, регулярность и системность взаимодействия, совместное планирование, активное продвижение туристского продукта Российской Федерации и продвижение туристского продукта отдельных туристских территорий.