10. Предложение систем искусственного интеллекта и робототехники в качестве товара (работы, услуги), обеспечивающего удовлетворение личных и семейных нужд потребителей

10. Предложение систем искусственного интеллекта
и робототехники в качестве товара (работы, услуги),
обеспечивающего удовлетворение личных и семейных
нужд потребителей

Применение систем искусственного интеллекта и робототехники как более функциональных по сравнению с традиционными системами потенциально способно повысить качество жизни потребителей.

В то же время не всегда понятная и предсказуемая логика работы таких систем создает ряд рисков для потребителей, например при применении систем искусственного интеллекта и робототехники, предназначенных для автоматизации совершения сделок и иных юридических действий, а также при применении систем искусственного интеллекта и робототехники, взаимодействующих с физической средой (бытовые роботы, электроника, системы "умного дома" и др.).

Вместе с тем в рассматриваемый в Концепции период внесение в законодательство Российской Федерации каких-либо дополнительных ограничений на применение таких систем представляется нецелесообразным.

Также применение всех типов подобных систем ввиду повышения интенсивности обработки персональных данных сопряжено с дополнительными рисками нарушения тайны частной жизни граждан.

С учетом изложенного целесообразно:

уточнить там, где это необходимо с учетом специфики товара (работы, услуги), подход к подтверждению и оценке соответствия продукции при внедрении в нее систем искусственного интеллекта и робототехники с учетом их особенностей (изменение поведения в процессе эксплуатации), включая оценку соответствия функциональным требованиям и требованиям безопасности;

уточнить необходимость и возможные случаи введения в системы искусственного интеллекта и робототехники, которые потенциально могут причинить вред, функциональных особенностей, обеспечивающих, например, возможность потребителя прекратить деятельность системы искусственного интеллекта в критической ситуации ("красная кнопка") и (или) обеспечить фиксацию фактов, позволяющих установить обстоятельства причинения вреда ("черный ящик");

стимулировать выработку и закрепление разработчиками и производителями соответствующих систем этических норм в области обработки информации (включая персональные данные), добросовестного информирования об основных функциональных особенностях систем искусственного интеллекта и робототехники, а также внедрение систем добровольной сертификации соответствия таким нормам;

уточнить порядок реализации существующих прав потребителей с учетом особенностей товаров (работ, услуг), функциональность которых определяется и может изменяться программным обеспечением.